Обоснование производственной программы

производственными мощностями»

1. «Производственная программа»

План производства продукции – один из центральных планов развития предприятия. На основе плана производства определяется потребность в оборудовании, материально-технических ресурсах, численность работающих и фонд их заработной платы в целом и по категориям, сметы затрат на производство и т. д.

План производства (производственная программа) – это обоснованный план выпуска продукции на определенный календарный период (год, квартал, месяц).

Разработка производственной программы осуществляется на основе:

§ договоров, заключенных с потребителями, портфеля заказов, проекта плана поставки продукции потребителям, действующих законов спроса и предложения на продукцию и услуги;

§ наличия производственных мощностей по выпуску каждого вида продукции;

§ возможностей приобретения материальных ресурсов;

§ учета состояния технической и технологической базы;

§ наличия кадрового потенциала.

При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия – увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала.

При разработке плана производства применяются различные измерители:

Ø натуральные – это количественное выражение продукции (штуки, комплекты, тонны, метры, кВт/часы и др.). Они позволяют определить объем однородной продукции, его динамику, установить рациональные связи между предприятиями и отраслями. Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственных мощностях и величину их использования, степень потребности в материальных и трудовых ресурсах, так как нормы расхода сырья, материалов и т.п. устанавливаются на единицу продукции и т.д. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применяются только для однородной продукции.

Ø условно-натуральные – позволяют привести все виды выпускаемой продукции к одному виду, принятому за базу. Например, разные по грузоподъемности автомашины – в переводе на четырехтонные; консервы – в условных банках. При этом используют переводные коэффициенты (Условно-натуральные = Натуральные х коэффициент перевода). Они применяются, когда одинаковые по своему назначению виды продукции имеют разную потребительскую стоимость, различаются по мощности, производительности, объемному содержанию, калорийности и т.д. Условно-натуральные показатели, как и натуральные, используются для определения общего объема производства продукции или потребности в ней. Они формируют номенклатуру и ассортимент продукции.

Номенклатура- это укрупненный перечень наименований продукции, подлежащий выпуску в плановом периоде. Она является обязательным статистическим отчетным показателем.

Ассортимент – это развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам, маркам, фасонам и иным признакам.

Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является план повышения качества продукции. Соответственно предусматриваются замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.

Ø трудовые – это объем валовой продукции, рассчитанный по трудоемкости (в нормо-часах, человеко-часах). Применяются в основном во внутризаводском планировании.

Ø стоимостные – используются для расчета таких показателей, как объем производства продукции (товарная), выручка от реализации продукции (реализованная), чистая продукция, валовой оборот, объем отгруженной продукции, поставки по договорам.

! Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию.

Валовая продукция (ВП) – весь объем выполненной работы предприятием (намечаемый к выполнению в данном плановом периоде объем работ) за определенный период времени (месяц, квартал, год).

ВП = ТП ± ∆ остатков незавершенного производства ( + Ок - Он)

Товарная продукция (ТП)илиобъем производства продукции– включает объем выпуска готовых изделий, принятых отделом технического контроля и сданных на склад готовой продукции; продукция вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону; полуфабрикаты, предназначенные для поставки на сторону; услуги населению; специальное оборудование, изготовленное предприятием для собственных нужд и зачисленное в свои основные средства; изделия и запасные части для собственного капитального строительства и капитального ремонта; прочая продукция.

Плановый объем товарной продукции рассчитывается как:

ТПпл = ∑ план выпуска продукцииi х отпускная цена изделияi

!Плановый объем производства продукции используется предприятием для расчета плановой себестоимости, прибыли и экономической эффективности принимаемых решений.

Выручка от реализации продукции (реализованная продукция (РП)) – это отгруженная предприятием продукция заказчику, торговым и сбытовым организациям и оплаченная ими (на расчетный счет за продукцию поступили денежные средства или оприходованы товарно-материальные ценности по бартерной сделке, утвержден акт об изготовлении оборудования для собственных нужд).

! Выручка от реализации продукции используется при расчете фактической прибыли или убытка, по нему определяется конечный финансовый результат работы предприятия. План продаж служит основой для составления общехозяйственных и общепроизводственных смет затрат на производство и реализацию продукции.

Чистая продукция– это вновь созданная стоимость на предприятии, которая представляет собой часть цены изделия, включающую заработную плату, отчисления на социальные нужды и прибыль или разница между объемом продаж, материальными затратами и амортизацией.

Условно-чистая продукция – это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений или разница между объемом продаж и материальными затратами.

! Рассмотренные структура и содержание плана производства и реализации продукции характерны для текущего планирования. Планирование же производства новой конкурентоспособной продукции, которая может обеспечить предприятию высокий доход, предполагает составление каждым предприятием (субъектом хозяйствования) также долгосрочных и краткосрочных планов производства и реализации продукции, обновления номенклатуры выпускаемых изделий, расширения использования новых плановых показателей (см. таблицу).

Показатели
стратегические долгосрочные текущие оперативные
Наименование продукции (услуги, работы). Ориентировочная сумма необходимых капиталовложений, руб.   Ориентировочные сроки исполнения работ. Ответственные исполнители.     Эффективность намеченных мероприятий (достижение цели, окупаемость затрат). Перечень важнейшей номенклатуры продукции. Сумма расходования ресурсов по видам.     Календарные сроки исполнения работ. Ответственные исполнители по этапам и видам работ.   Превышение дохода над расходами (прибыль). Перечень и количество номенклатуры продукции. Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре выпускаемой продукции. Установленные сроки исполнения работ. Состав исполнителей по этапам и номенклатуре продукции. Сумма чистого дохода предприятия. Перечень и количество номенклатуры продукции. Нормы расходования ресурсов по видам.     Почасовые и суточные графики исполнения работ. Подетальное распределение работ среди исполнителей. Своевременность выполнения плана по номенклатуре продукции.

! Планируемая производственная программа на каждом предприятии должна соответствовать имеющимся производственным возможностям или его производственной мощности.

Наши рекомендации