Обоснование производственной программы
производственными мощностями»
1. «Производственная программа»
План производства продукции – один из центральных планов развития предприятия. На основе плана производства определяется потребность в оборудовании, материально-технических ресурсах, численность работающих и фонд их заработной платы в целом и по категориям, сметы затрат на производство и т. д.
План производства (производственная программа) – это обоснованный план выпуска продукции на определенный календарный период (год, квартал, месяц).
Разработка производственной программы осуществляется на основе:
§ договоров, заключенных с потребителями, портфеля заказов, проекта плана поставки продукции потребителям, действующих законов спроса и предложения на продукцию и услуги;
§ наличия производственных мощностей по выпуску каждого вида продукции;
§ возможностей приобретения материальных ресурсов;
§ учета состояния технической и технологической базы;
§ наличия кадрового потенциала.
При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия – увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала.
При разработке плана производства применяются различные измерители:
Ø натуральные – это количественное выражение продукции (штуки, комплекты, тонны, метры, кВт/часы и др.). Они позволяют определить объем однородной продукции, его динамику, установить рациональные связи между предприятиями и отраслями. Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственных мощностях и величину их использования, степень потребности в материальных и трудовых ресурсах, так как нормы расхода сырья, материалов и т.п. устанавливаются на единицу продукции и т.д. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применяются только для однородной продукции.
Ø условно-натуральные – позволяют привести все виды выпускаемой продукции к одному виду, принятому за базу. Например, разные по грузоподъемности автомашины – в переводе на четырехтонные; консервы – в условных банках. При этом используют переводные коэффициенты (Условно-натуральные = Натуральные х коэффициент перевода). Они применяются, когда одинаковые по своему назначению виды продукции имеют разную потребительскую стоимость, различаются по мощности, производительности, объемному содержанию, калорийности и т.д. Условно-натуральные показатели, как и натуральные, используются для определения общего объема производства продукции или потребности в ней. Они формируют номенклатуру и ассортимент продукции.
Номенклатура- это укрупненный перечень наименований продукции, подлежащий выпуску в плановом периоде. Она является обязательным статистическим отчетным показателем.
Ассортимент – это развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам, маркам, фасонам и иным признакам.
Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является план повышения качества продукции. Соответственно предусматриваются замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.
Ø трудовые – это объем валовой продукции, рассчитанный по трудоемкости (в нормо-часах, человеко-часах). Применяются в основном во внутризаводском планировании.
Ø стоимостные – используются для расчета таких показателей, как объем производства продукции (товарная), выручка от реализации продукции (реализованная), чистая продукция, валовой оборот, объем отгруженной продукции, поставки по договорам.
! Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию.
Валовая продукция (ВП) – весь объем выполненной работы предприятием (намечаемый к выполнению в данном плановом периоде объем работ) за определенный период времени (месяц, квартал, год).
ВП = ТП ± ∆ остатков незавершенного производства ( + Ок - Он)
Товарная продукция (ТП)илиобъем производства продукции– включает объем выпуска готовых изделий, принятых отделом технического контроля и сданных на склад готовой продукции; продукция вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону; полуфабрикаты, предназначенные для поставки на сторону; услуги населению; специальное оборудование, изготовленное предприятием для собственных нужд и зачисленное в свои основные средства; изделия и запасные части для собственного капитального строительства и капитального ремонта; прочая продукция.
Плановый объем товарной продукции рассчитывается как:
ТПпл = ∑ план выпуска продукцииi х отпускная цена изделияi
!Плановый объем производства продукции используется предприятием для расчета плановой себестоимости, прибыли и экономической эффективности принимаемых решений.
Выручка от реализации продукции (реализованная продукция (РП)) – это отгруженная предприятием продукция заказчику, торговым и сбытовым организациям и оплаченная ими (на расчетный счет за продукцию поступили денежные средства или оприходованы товарно-материальные ценности по бартерной сделке, утвержден акт об изготовлении оборудования для собственных нужд).
! Выручка от реализации продукции используется при расчете фактической прибыли или убытка, по нему определяется конечный финансовый результат работы предприятия. План продаж служит основой для составления общехозяйственных и общепроизводственных смет затрат на производство и реализацию продукции.
Чистая продукция– это вновь созданная стоимость на предприятии, которая представляет собой часть цены изделия, включающую заработную плату, отчисления на социальные нужды и прибыль или разница между объемом продаж, материальными затратами и амортизацией.
Условно-чистая продукция – это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений или разница между объемом продаж и материальными затратами.
! Рассмотренные структура и содержание плана производства и реализации продукции характерны для текущего планирования. Планирование же производства новой конкурентоспособной продукции, которая может обеспечить предприятию высокий доход, предполагает составление каждым предприятием (субъектом хозяйствования) также долгосрочных и краткосрочных планов производства и реализации продукции, обновления номенклатуры выпускаемых изделий, расширения использования новых плановых показателей (см. таблицу).
Показатели | |||
стратегические | долгосрочные | текущие | оперативные |
Наименование продукции (услуги, работы). Ориентировочная сумма необходимых капиталовложений, руб. Ориентировочные сроки исполнения работ. Ответственные исполнители. Эффективность намеченных мероприятий (достижение цели, окупаемость затрат). | Перечень важнейшей номенклатуры продукции. Сумма расходования ресурсов по видам. Календарные сроки исполнения работ. Ответственные исполнители по этапам и видам работ. Превышение дохода над расходами (прибыль). | Перечень и количество номенклатуры продукции. Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре выпускаемой продукции. Установленные сроки исполнения работ. Состав исполнителей по этапам и номенклатуре продукции. Сумма чистого дохода предприятия. | Перечень и количество номенклатуры продукции. Нормы расходования ресурсов по видам. Почасовые и суточные графики исполнения работ. Подетальное распределение работ среди исполнителей. Своевременность выполнения плана по номенклатуре продукции. |
! Планируемая производственная программа на каждом предприятии должна соответствовать имеющимся производственным возможностям или его производственной мощности.