Глава 1. характеристика общественной власти первобытного общества

ОГЛАВЛЕНИЕ

РЕФЕРАТ 3

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. Характеристика общественной власти первобытного общества 7

ГЛАВА 2. Виды социальных норм в первобытном обществе 14

ГЛАВА 3. Причины возникновения государства. Взаимосвязь государства и права 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

РЕФЕРАТ

Курсовая работа 38 с., 23 источника.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГОСУДАРСТВО; ПРАВО; ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ; ВЛАСТЬ; ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО; ОБЩЕСТВО; НОРМЫ; СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ.

Актуальность выбранной темы вызвана, прежде всего, тем, что обобщение общих закономерностей происхождения государства и права позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Цель курсовой работы: изучить особенности происхождения государства и права.

Задачи курсовой работы:

- изучить систему органов власти и управления в первобытном обществе;

- охарактеризовать социальные нормы в первобытном обществе;

- выделить причины и закономерности происхождения государства и права.

Объект исследования – становление государства и права в первобытном обществе.

Предмет исследования – всесторонне рассмотреть причины и закономерности происхождения как государства, так и права.

В процессе написания курсовой работы было проанализирована масса источников, в том числе Конституция, законы и иные нормативные акты, монографии известных ученых. Во многих изданиях содержатся очень важные сведения, которые действительно помогли в исследовании данной проблематики.

При написании работы и для раскрытия темы курсовой работы использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

ВВЕДЕНИЕ

Если государственный строй существует примерно 5 тысячелетий, то первобытно-общинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества и продолжался более 1 млн. лет. В то время люди жили родами численностью 20-30 человек. Лишь для крупной охоты они собирались небольшими отрядами, по несколько десятков человек.

В каменном веке сообщества людей увеличиваются. Люди стали жить уже поселками или племенами. Скотоводы составляли большие лагеря. Когда истощался корм в округе, весь лагерь передвигался на новое место. Земледельцы объединялись в общину и разделяли между собой большую поляну, окруженную лесом, или часть речной долины. Люди, одни для нападения, другие для защиты, соединялись в союзы племен. Вступавшие в союзы выбирали предводителя. Союзы эти были невелики по сравнению с государствами нашего времени.

Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как могли выжить только в коллективе - это определяло соответствующую социальную организацию общества - род, родовая община. Род - это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.

Первобытное общество было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества изменялась: с изменением экономических отношений появились социальные общности, группы, классы, имеющие свои интересы и особенности. Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она предает обществу целостность, управляемость, служит важным фактором организованности и порядка. Это стимулирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействие власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения.

Цель курсовой работы: изучить особенности происхождения государства и права.

Задачи курсовой работы:

- изучить систему органов власти и управления в первобытном обществе;

- охарактеризовать социальные нормы в первобытном обществе;

- выделить причины и закономерности происхождения государства и права.

Объект исследования – становление государства и права в первобытном обществе.

Предмет исследования – всесторонне рассмотреть причины и закономерности происхождения как государства, так и права.

Информационной базой написания курсовой работы послужили учебные пособия и литература различных авторов.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени - несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.

Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что вначале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития [11, с. 56].

Вместо данной периодизации современной наукой предлагается другая периодизация, согласно которой первобытное общество проходит три периода:

ранний – период становления первобытнообщинного строя, период праобщины;

средний – период зрелости первобытного общества, родовая община;

поздний – период распада родовой общины или эпоха классообразования.

Кроме этой периодизации в современной науке предлагается и другая периодизация – первобытное общество проходит два этапа или периода:

первый – период присваивающей экономики;

второй – период производящей экономики.

До своего разложения первобытное общество просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода - присваивающая [11, с. 57].

Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую социальную организацию общества – род, родовая община. Род – это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.

Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества – носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества только по половозрастному признаку.

Принято различать три типа общин: родовая община, семейная и соседская [3, с. 34].

1. Родовая община сменяет первобытное стадо, и представляет собой хозяйственное и общественное объединение кровных родственников на ранней стадии первобытно-общинного периода – матриархата.

Совместная трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь – все это объединяло, сплачивало людей. Шло укрепление социальных связей, вызванных необходимостью совместной борьбы за свое существование. В отличие от животных человек уже заботился не только о самом себе и о своих собственных детях, но и о всей общине. Вместо того, чтобы съесть всю свою добычу на месте, охотники мустьерского периода несли ее в пещеру, где у пылающего костра оставались, занятые ведением родового хозяйства женщины, а также дети рода.

Благодаря охоте и относительной оседлости жилища стали служить уже не только защитой от неблагоприятных условий природы и крупных хищников, но и становились хозяйственными базами, местами хранения продуктов, и их приготовления, местом для изготовления орудий труда и обработкой шкур и т.д.

Так возникли первые древнейшие формы родового общества, материнской родовой общины, при которой все ее члены были связаны узами родства. Вследствие существующих в то время форм брачных отношений хорошо известна была только мать ребенка, что вместе с активной ролью женщины в экономической жизни, как хранительницы очага определяло ее высокое общественное положение [3, с. 45].

Дальнейшее развитие семьи пошло по линии сужения круга лиц, участвующих в брачном общении между поколениями родителей и детей, затем между единоутробными братьями и сестрами и т.д.

2. Семейная община (домовая, патриархальная семья) – следующая после родовой стадия общины, возникшая из родовой общины в период перерастания матриархата в патриархат. Это был переход от группового брака, основанного на материнском праве, сначала к большим патриархальным семьям, и в дальнейшем к современным семьям.

Возникновение семейной общины связано с развитием общественных отношений и орудий труда, усложнение технологий хозяйствования (переход к плужному земледелию, скотоводству и т.д.). Семейная община обычно включает в свой состав несколько поколений ближайших родственников -потомков одного отца с их женами и детьми, иногда с зятьями и прочими родными. Численность семейной общины могла достигать 100 и более человек. В основе семейной общины лежит коллективная собственность на землю и орудия труда общего пользования, коллективный характер труда и практически уравнительное потребление продуктов.

На первых этапах развития семейной общины управление носило демократический характер, где главой семьи считался «старший» мужчина (не обязательно самый старый), нередко выборный (тот, кто больше других знал, умел, мог организовать других). Власть «старшего» ограничивалась советом взрослых мужчин всей семейной общины. Наряду с мужчиной, хозяйство возглавляла и «старшая» женщина, как правило, жена «старшего» мужчины.

С развитием патриархальной семьи, глава семьи становился все более могущественным, выборность «старшего» исчезает, на смену ей приходит право наследования должности «старший». Общая собственность на землю и орудия труда семьи постепенно становится единой собственностью старшего, превращаясь в частную собственность. «Старший» приобретает полную власть над другими членами семьи. Впоследствии и имущество и появившиеся деньги, также становятся собственностью главы семейной общины. В недрах семьи появляется имущественное и правовое различие. Более близкие члены семьи главе общины (сыновья и дочери) становятся наследниками всего или части общей собственности. Начинается распад крупных общинных семей на все более мелкие со своей частью собственности. Это, в конце концов, приводит к распаду патриархальных семей [4, с. 175].

В период патриархата семейная община входит в состав патриархального рода. Далее семейная община перерастает в общину соседскую.

3. Соседская (сельская, земельная) община– представляет собой историческую форму общественных отношений, возникшую в период распада родовых отношений. В основе соседской общины лежит семейная собственность на часть основных средств производства и семейный характер труда. Соседская община состоит из множества малых почти независимых семей современного типа (дуализм). В период существования соседской общины человечество стало имущественно разделяться в силу различия способностей, умений, предприимчивости, трудолюбия [4, с. 175].

В тоже время уровень развития требовал еще необходимость поддержания единства соседской общины. На первом этапе соседской общины сохраняется единая собственность на пахотные земли, леса, пастбища и другие угодья. Но в частной собственности был уже дом, двор, скот и прочее. В дальнейшем в частную собственность перешли и пахотная земля и иные угодья. При развитии соседской общины родственные связи теряют свое значение и силу, они сменяются соседскими и территориальными связями. Нарушается локализация родов и родственное единство поселений. Отдельные родовые группы и семьи отрываются от своего рода и переселяются на новые места или к другим родам. Возникает соседский тип поселений, который включает представителей различных родов. Первоначально соседские общины состояли из крупных семейных общин, но по мере своего развития становились все более мелкими, вплоть до современного вида.

В соседских общинах еще сохранялись близкие родственные отношения, в результате чего, многие родственные семейные общины или малые семьи в поселении располагались рядом, создавая так называемые родовые кварталы, владели смежными землями. Но с дальнейшим развитием и это родство постепенно все более утрачивает свое значение. Соседские общины наиболее развиты были на территориях Древнего Востока, где просуществовали тысячелетия.

Власть в первобытном обществе принято называть патестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности. В первобытном обществе существовало шесть органов управления [22, с. 201].

1. Старейшины. Это предводители, главы родов. Старейшиной становился человек, обладавший жизненным опытом и мудростью, которая приходит с годами, умением предвидеть события хотя бы на шаг вперед, организаторским талантом, волей. Старейшину не выбирали: сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек выделяется среди них особыми качествами, за что его уважали и слушались. Старейшина организовывал жизнь
рода повседневно. Он также рассматривал споры между сородичами.
Направляя жизнь рода, старейшина участвовал и в общественном производстве [22, с. 201].

2. Совет старейшин. Когда надо было обдумать важное решение, затрагивающее жизнь всего поселка или общины, собирали предводителей всех родов. Вопросы, которые решал этот коллегиальный орган, были достаточно важными. Совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины в проведении сельскохозяйственных работ, решал санитарно-гигиенические вопросы для того, чтобы уменьшить опасность инфекций [22, с. 202].

3. Вожди. Ими становились люди, отличавшиеся особыми физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, смелостью, сильной волей, умением предвидеть наступление врага и организовывать защиту племени практически; Если старейшина главенствовал в мирное время и в основном в земледельческих районах, то роль вождя резко возрастала в период войны [22, с. 202].

4. Советы вождей. Они собирались для решения вопроса о том, продолжать затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя [22, с. 202].

5. Собрание всех взрослых членов (воинов). В Средиземноморье собирали всех взрослых, у северных племен практиковался созыв всех воинов. Собравшийся народ садился рядами, а на особом возвышении рассаживались старейшины (вожди). Вождь сам или через вестника объявлял свое решение или общее решение вождей. Вопросы, выносимые на собрание, всегда отличались особой важностью: о начале войны, о заключении мира, о передислокации с места стоянки, осуждение соплеменника, бросившего поле боя, и др. [22, с. 202]

6. Жрецы (колдуны, ведуны, шаманы, священники). Не зная многого о мире и ежедневно убеждаясь в том, как могущественны силы природы, люди приписывали природе божественную силу. Жрецы помогали путем совершения культовых обрядов и жертвоприношений уверовать в то, что силы природы будут милостивы к человеку [22, с. 203].

Со временем, вожди родовой общины накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.

В связи с изменениями природно-климатических условий, уменьшением биомассы животных (из-за постоянной охоты на них и вырубки леса), люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди заметили, что проще разводить, одомашнивать животных, чем вести на них постоянную охоту – появилось скотоводство. Появилось первое разделение труда, производственный результат в значительной степени стал зависеть от отдельной личности. Впервые стал появляться избыточный продукт, который может свободно отчуждаться. Разделение труда повлекло совершенствование орудий труда, их разнообразие – ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Появился обмен результатами труда между скотоводами, земледельцами и ремесленниками - появились купцы.

Индивидуализация труда и получение избыточного продукта привели к делению собственности на частную (созданную личным трудом) и общую (полученную от предков, землю). Частная собственность сосредотачивалась в руках лиц, осуществлявших властные полномочия, сначала эпизодически, потом системно. Кроме того, все лица, наделенные публичной властью, получают привилегии (на часть военной добычи и т.д.). Публичная власть все больше отдалялась от общества, расширялись ее полномочия, общество поделилось на богатых и бедных. Появились рабы – пленники других племен.

Постепенно на более поздней стадии первобытного общества происходит возвышение вождей над обществом. Положение старейшин (вождей) и простых людей существенно различалось. Это проявлялось не только в большем материальном продукте, который они потребляли. Их выделяли также жилище, одежда и другие внешние атрибуты власти, а также особое психологическое отношение к ним людей. Общество постепенно отходит от принципа равенства в работе и в быту. Причиной тому являются совершенствование орудий труда и появление все более сложных и разнообразных видов труда и, в частности, выделение в особую категорию управленческого труда. Помимо разницы в занятиях возникает различие и в состояниях людей. В силу этих причин на смену органам управления первобытного общества приходит государство.

Причины возникновения государства:

разделение труда (переход от присваивающей экономики к производящей);

возникновение частной собственности;

возникновение классов.

В любом обществе существуют социальные регуляторы, которые воздействуют на развитие общественных отношений, на поведение людей. В первобытном обществе действовала система мононорм, регулировавшая значимые для жизни родовой общины отношения между ее членами. Мононормы были едины, обязательны, непререкаемы для всего общества, они вырабатывались самим обществом в процессе повседневной жизнедеятельности. В них нет различия прав и обязанностей. Только позже появляются первые табу - они были единичные, например «не уничтожат близких родственников», «запреты на членовредительство», «запрет на кровосмешение». Эти запреты были следствием объективных причин-способствовали выживанию родовой общины [14, с. 98].

Кроме родовой общины первобытное общество знало и некоторые другие более крупные формы организации. Это фратрии (братства), племена, союзы племен. Эти формы организации мало чем отличались от родовой общины. Фратрия считалась промежуточной формой между родовой общиной и племенем – объединение нескольких родов близких по родственным связям.

Таким образом, древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выживания. Эти стада не могли быть большими – не более 20-40 человек – потому что иначе они не смогли бы прокормиться. Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были разбросаны по обширным территориям и почти не контактировали друг с другом.

Наши рекомендации