Список использованных источников. Факультет экономики и управления

Факультет экономики и управления

Кафедра финансов и мировой экономики

Методические требования

По написанию курсовых работ для студентов

Экономических специальностей,

1-23 01 02 «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (внешнеэкономические связи)»

Список использованных источников. Факультет экономики и управления - student2.ru

Гродно, 2014

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

Составитель: М.Е. Карпицкая, к.э.н., доцент, зав. каф. финансов и мировой экономики

Рецензенты:

Ли Чон Ку, к.э.н., доцент, зав. каф. менеджмента

С.Ю. Щербатюк, к.э.н., доцент, зав. каф. бухгалтерского учета и контроля в АПК УО “Гродненский государственный аграрный университет”

Рассмотрены и рекомендованы к утверждению в качестве рабочего варианта

на заседании кафедры финансов и мировой экономики

(название кафедры)

18.02.2014г., протокол № 2

Заведующий кафедрой

М.Е. Карпицкая

Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Методической комиссии по специальности (ям) факультета экономики и управления

24.02.2014г., протокол № 1

Председатель

___________________ О.Н. Будько

(подпись) (И.О.Фамилия)

Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета

_____экономики и управления_______

(название факультета)

26.02.2014г., протокол № 2

Учёный секретарь

___________________ __С.Е. Витун_

(подпись) (И.О.Фамилия)

В рамках обучения в вузе на экономических специальностях студенты получают экономические знания, что позволяет им соответствовать профессиональным компетенциям, определенным в тарифно-квалификационных справочниках Республики Беларусь, применяемых организациями различных сфер деятельности и отраслей экономики согласно ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности».

Основными оставляющими академического образования являются учебный процесс и научно-исследовательская деятельность студентов, в рамках которых и выполняются курсовые работы в соответствии с учебным планом.

Общая часть

Тематика курсовых работ утверждается профильной кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины, по которой учебным планом предусмотрено написание курсовой работы. Список тем доводится студентам. Студент имеет право выбрать тему курсовой работы. Кафедра закрепляет научного руководителя, который обеспечивает консультирование и контроль за процедурой подготовки курсовой работы. Сроки выполнения курсовой работы определяются в задании на подготовку курсовой работы. После завершения работы над курсовой работой, студент обязан пройти нормоконтроль в методическом кабинете факультета экономики управления и предоставить курсовую работу в установленные сроки научному руководителю для подготовки отзыва. При наличии процедуры защиты курсовой работы в установленный срок защитить курсовую работу. Курсовая работа сдается на профильную кафедру.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структура курсовой работы включает следующие элементы: титульный лист, задание по подготовке курсовой работы, реферат, содержание, введение, основную часть, представленную главами, заключение (выводы), список использованных источников, приложения. Рассмотрим более подробно порядок составления данных структурных элементов.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и служит источником информации, необходимой для ее обработки и поиска. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц курсовой работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Образец оформления титульного листа представлен в приложение А.

Задание по подготовке курсовой работы

Задание по подготовке курсовой работы оформляется на типовом бланке в двух экземплярах, подписывается студентом, руководителем . Один экземпляр выдается студенту, другой остается на кафедре. Разрабатывается руководителем курсовой работы совместно со студентом. Задание определяет этапы работы по теме курсовой работы и сроки их выполнения. Задание включается в общую нумерацию страниц курсовой работы (считается как 1 страница). Номер страницы на задании не проставляют (приложение Б).

Реферат

Реферат должен содержать сведения об объеме работы (количество страниц) без учета приложений); количестве иллюстраций (рисунков), таблиц, формул, включенных в основную часть курсовой работы, приложений, использованных источников; перечень ключевых слов и словосочетаний; краткий обзор содержания выполненной курсовой работы с описанием цели, объекта и предмета исследования, методов исследования и основных результатов, структуры курсовой работы. Предназначается для предварительного ознакомления с работой. Объем реферата – 1 страница. Реферат включается в общую нумерацию страниц курсовой работы. Номер страницы на реферате не проставляют. Образец оформления реферата представлен в приложении В.

Содержание

Содержание должно включать наименования структурных элементов курсовой работы («ВВЕДЕНИЕ», номера и заголовки разделов и подразделов основной части, «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ») с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей. Содержание следует после реферата. Слово «СОДЕРЖАНИЕ» размещают в центре в виде заголовка. Пример оформления содержания представлен в приложении Г.

Введение

Во введении должна быть обоснована актуальность исследуемой проблемы и сформулировано ее авторское понимание. Отражается уровень теоретической разработки проблемы, ее новизна; определяются цель и задачи курсовой работы, объект, предмет и методы исследования; направления реализации полученных выводов и предложений. Дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических).

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть проблемы, т.е. выявить противоречия, требующие решения. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока не известно о предмете исследования.

От доказательства актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке цели работы. Цель есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечного итога работы. Цель должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождения новых закономерностей между экономическими явлениями. Правильная постановка цели – процесс не менее важный, чем формулирование выводов.

Исходя из развития цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления действий (проанализировать, разработать, обобщить, выявить, доказать, внедрить, показать, выработать, изыскать, найти, изучить, определить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, дать рекомендации, установить взаимосвязь, сделать прогноз и т.п.). Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов курсовой работ. Это важно также и потому, что заголовки глав и параграфов должны соответствовать поставленным задачам. В последующем, при написании заключения, целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение задач работы.

Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью работы. Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести экономическим субъектам для повышения эффективности своей деятельности.

Объект исследования – это конкретное предприятие (организация), рынок, объект на базе которого проводится исследование. Предмет изучения – это конкретные свойства объекта, которые исследуются.

Целесообразно перечислить использованные методы исследования в курсовой работе, дать краткую аннотацию использованным источникам.

Такой составной частью введения отличаются далеко не все работы, однако наличие направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую теоретическую и практическую значимость. Объем введения до 3 страниц.

Основная часть

Текст основной части курсовой работы делится на разделы (главы), подразделы, а также, при необходимости, на пункты и подпункты. Распределение основного материала курсовой работы по разделам определяется автором.

Курсовая работа должна содержать, как правило, три раздела (главы), каждый из которых может состоять из подразделов, а подразделы могут в свою очередь быть разбиты на пункты. Содержание разделов должно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Подраздел должен освещать отдельную часть сформулированного в названии раздела вопроса.

В ходе написания отдельных глав, параграфов и вопросов используется подготовленный на этапе подбора литературы развернутый план, с тем чтобы каждый вопрос был освещен по определенной схеме, не допускающей повторов, отрывочных, логически не связанных между собой положений.

При написании работы следует обращать внимание на правильность построения доказательств. Поскольку в работах формулируются новые положения, то автором осуществляется доказательство истинности этих положений.

Написание каждой главы работы имеет свои особенности. Рассмотрим специфику подготовки основной части работы, состоящей из трех глав.

Первый раздел должен отражать теоретическую базу и методологию проводимого исследования. В нем на основе изученных работ отечественных и зарубежных авторов, нормативных и законодательных актов по исследуемой теме должны быть изложены сущность, содержание исследуемой проблемы, рассмотрены различные подходы к ее решению, обобщены и оценены точки зрения различных авторов по теме исследования, обоснована собственная точка зрения. Здесь необходимо представить понятийный аппарат, определить систему показателей, обосновать выбор приемов и методов решения задач, сформулированных в задании.

Второй раздел должен представлять собой практико-ориентированную аналитическую часть работы. В данном разделе дается организационно-экономическая характеристика объекта исследования. Автор работы, кроме объяснения состояния исследуемого объекта, должен выявить характер его изменений в динамике, как правило, за 3 года, а также установить факторы, обусловливающие эти изменения. Содержание данной части работы должно основываться на реальном фактическом материале и логически развивать линии исследования, намеченные в первом разделе.

При проведении анализа во второй главе студент не должен ограничиваться констатацией фактов. Необходимо вскрыть недостатки и причины, их обусловившие, наметить пути их устранения. Информационный материал отображается в виде таблиц, графических схем, диаграмм и т.п.

При выполнении анализа выделяются следующие этапы. На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы. На втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа. На третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид). На четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода, с фактическими данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предприятий, со средними показателями по отрасли. На пятом этапе изучаются факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности предприятия.

На шестом этапе оцениваются результаты хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявляются неиспользованные резервы, разрабатываются мероприятия по их использованию.

При проведении анализа используются традиционные логические приемы и методы, которые широко применяются для обработки и изучения информации (сравнение, графический, балансовый, средних и относительных величин, аналитических группировок, эвристические методы решения экономических задач на основе интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов).

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и для подсчета резервов в анализе применяются: цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного программирования. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов.

Третий раздел должен содержать экономическое обоснование решения поставленных в исследовании задач. В этой части работы автор на основе теоретических исследований, анализа фактического материала, проведенных расчетов должен изложить сущность собственных предложений и подтвердить их экономическую значимость расчетами. Практика показывает, что для успешной защиты работы следует иметь не менее трех основных предложений, выносимых на защиту. Как правило, сформулированные и обоснованные выводы этой главы определяют практическую значимость работы, сформулированную во введении.

В конце каждой главы следует формулировать выводы (2 – 3 абзаца) по существу изложенного материала. Это позволит в дальнейшем более полно отразить результаты проведенного исследования в заключении.

Вывод должен логически завершать проведенные рассуждения и представлять собой абстрактное выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями. В качестве аргументов, обосновывающих выводы, используются ссылки на труды зарубежных и отечественных экономистов, нормативные документы, логические рассуждения, результаты обработки статистических и бухгалтерских данных. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом» или «итак», затем формулируется содержание самих выводов.

Объем основной части курсовой работы не должен превышать 30-35 страниц текста.

Заключение

Прежде чем перейти к формулированию общих выводов и предложений по работе, надо глубоко осмыслить содержание всей работы. Выводы и предложения следует формулировать четко, не перегружая работу цифровым материалом, пространными разъяснениями, не углубляясь в частные подробности. Выводы должны быть конкретными и вытекать из результатов проведенного исследования. Выдвинутые предложения должны быть аргументированы и оценены с точки зрения эффективности.

Объем заключения не менее 3 страниц текста.

Список использованных источников

Список должен содержать перечень источников информации, использованных при выполнении курсовой работы, и их библиографическое описание, зарубежные источники, нормативно-правовые акты по теме исследовнаия. Сведения об источниках, включенных в список, следует давать в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 (приложение Д).

Источники следует располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий.

Приложения

Приложения должны включать вспомогательный материал, который дополняет текст основной части работы и необходим для полноты ее восприятия, оценки практической значимости и достоверности проведенных расчетов (копии документов, таблицы вспомогательных цифровых данных, промежуточные расчеты, методики, акты внедрения, описание алгоритмов и программ, иллюстрации вспомогательного характера, бухгалтерскую и статистическую отчетность и другие материалы).

Наши рекомендации