Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты налога индивидуальными предпринимателями

Плательщиками налогов с доходов от предпринимательской деятельности являются:

белорусские индивидуальные предприниматели – по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;

частные нотариусы – по суммам доходов, полученных от их деятельности в качестве частных нотариусов.

Для целей исчисления подоходного налога к доходам от осуществления предпринимательской (частной нотариальной) деятельности относятся доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также внереализационные доходы, уменьшенные на сумму налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых в соответствии с законодательными актами из выручки, полученной от реализации.

В доходы от реализации, в частности, включаются:

- суммы денежных средств, поступившие на счета в банках и (или) в кассу индивидуального предпринимателя за реализованные товары, иное имущество, включая основные средства, за выполненные работы, оказанные услуги;

- стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в натуральной форме за реализованные товары;

- доходы по операциям с ценными бумагами;

-стоимость (учетная цена) отгруженных индивидуальным предпринимателем товаров в рамках исполнения товарообменных договоров;

- суммы недостач, хищения и порчи товаров сверх норм естественной убыли, по прочим основаниям (за исключением их выбытия в связи с чрезвычайными обстоятельствами);

- иные доходы, связанные с производством и реализацией продукции, товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность плательщика от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг)), в том числе в виде:

- штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций, полученных за нарушение условий договоров;

- доходов от операций по сдаче в аренду, лизинг имущества.

- положительных курсовых разниц, возникающих при переоценке имущества и обязательств в порядке, установленном законодательством;

- стоимости имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации;

- процентов по банковским счетам, вкладам (депозитам), которые используются при осуществлении предпринимательской (частной нотариальной) деятельности;

- стоимости (сумм) безвозмездно полученного имущества, товаров, выполненных на безвозмездной основе работ, оказанных услуг,

- иные доходы, не связанные с производством и реализацией.

Плательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, ежеквартально нарастающим итогом с начала налогового периода.

Доходы от предпринимательской (частной нотариальной) деятельности включаются в налоговую базу на дату их фактического получения.

Сумма налога исчисляется исходя из налоговой базы, определенной нарастающим итогом по результатам каждого отчетного периода (квартала) на основе данных учета доходов и расходов и налоговых ставок.

При расчете налоговой базы индивидуальным предпринимателем исключаются доходы, освобождаемые от налогообложения. Перечень таких доходов определен соответствующей статьей закона «О подоходном налоге с физических лиц». Документы, подтверждающие право на льготы, представляются вместе с налоговой декларацией.

При определении размера налоговой базы индивидуальные предприниматели вправе получить стандартный и профессиональный налоговые вычеты.

Стандартные налоговые вычеты применяются белорусскими индивидуальными предпринимателями такие же, какие предусмотрены для всех других плательщиков подоходного налога.

Профессиональный вычет индивидуальные предприниматели получают в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, понесенные предпринимателями (частными нотариусами), исключаются из налогооблагаемого дохода на основании документов, оформленных в соответствии с законодательством.

Расходы в зависимости от вида деятельности ИП подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и на внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), имущественных прав представляют собой группировку расходов по следующим элементам:

материальные расходы,

расходы на оплату труда,

амортизационные отчисления от стоимости амортизируемого имущества (основных средств и имущественных прав),

расходы на социальные нужды,

прочие расходы.

Состав указанных расходов, порядок их исключения из подлежащих налогообложению доходов и порядок документального подтверждения определяются специальной статьей Закона о подоходном налоге.

Индивидуальные предприниматели и частные нотариусы обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, представлять в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а также в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, - декларацию о полученном в течение налогового периода совокупном годовом доходе.

Форма налоговой декларации (расчета) утверждается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Суммы налога уплачиваются плательщиками в бюджет по месту постановки на учет.

В течение налогового периода суммы налога уплачиваются в бюджет не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией (расчетом), представляемой в срок до 1 марта, уплачивается в бюджет не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Излишне уплаченные суммы налога, установленные исходя из налоговых деклараций (расчетов), подлежат зачету либо возврату плательщикам, в порядке, определенном статьей 60 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Суммы налога, не уплаченные в результате неправильного исчисления их плательщиком или налоговым органом, доплачиваются плательщиком самостоятельно или на основании платежного извещения налогового органа, а при их неуплате взыскиваются в порядке, установленном статьей 59 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Доплата налога на основании платежного извещения налогового органа производится плательщиком в тридцатидневный срок со дня его вручения.

Излишне уплаченная или излишне взысканная сумма налога засчитывается (возвращается) плательщику в порядке, установленном статьями 60 и 61 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.

В системе мер реализации взимания подоходного налога применяется принцип устранения двойного налогообложения.

Фактически уплаченные плательщиком, являющимся налоговым резидентом Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных от источников за пределами Республики Беларусь, подлежат зачету при уплате налогов в Республике Беларусь (за исключением доходов, полученных из оффшорных зон – государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и представление информации о финансовых операциях).

Для проведения зачета плательщик должен представить в налоговый орган по месту постановки на учет документы о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Республики Беларусь, подтвержденные налоговым или иным компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Засчитываемые суммы налога, уплаченные за пределами Республики Беларусь с доходов от источников за пределами Республики Беларусь, не могут превышать сумму налога, исчисленную с таких доходов в соответствии с законодательством Республики Беларусь, регулирующим порядок исчисления и уплаты подоходного налога.

Таможенные пошлины.

Таможенные пошлины, которые являются одним из важнейших видов косвенных налогов, взимаются государством с товаров при ввозе и вывозе их по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Это основное средство торговой политики государства. С их помощью ограничивается ввоз иностранных капиталов, что обеспечивает защиту и поощряет развитие отечественного производства и внутреннего рынка, а также стимулирует вывоз национальных товаров за рубеж.

В мировой истории между странами нередко возникали таможенные войны, поскольку каждая была заинтересована в повышении ставок пошлин на отдельные импортные товары и использовала это как меру давления на противоположную сторону. В 30 – 40-е годы XX века повышение таможенных пошлин развитыми странами достигло своего максимума – до 40 % стоимости товаров. Позднее начался обратный процесс – падение роли таможенных пошлин как средства торговой политики, что связано с развитием транснациональных корпораций. Усиление международного разделения труда, увеличение экспорта капитала и особенно международное производственное кооперирование повысили значение внешних связей в образовании национального дохода стран и увеличения монопольной прибыли. Все это привело к падению ставок таможенных пошлин, и к 1993 г. их уровень снизился на 5 %.

В Беларуси (как и в России) таможенные пошлины использовались как для получения доходов, так и для регулирования внешнеэкономической деятельности. Новый Таможенный кодекс Республики Беларусь унифицирован с мировой практикой. В соответствии с ним вопросы таможенного обложения решаются Государственным таможенным комитетом, в функции которого входит также контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств и могут быть определены как обязательные отчисления в ползу государства вне связи с получением кокой бы то ни было определенной выгоды.

Таможенные платежи – форма отношений между государством и участниками внешнеэкономических сделок, содержащая тарифные, сверхтарифные и иные меры, при необходимости совместно с нетарифными, в целях оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленная на защиту экономической безопасности государства.

Важнейшим инструментом таможенной политики являются таможенные пошлины.

Таможенные пошлины – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь при ввозе товара на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Их целью является:

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарооборота на таможенной территории Республики Беларусь;

- рационализация товарной структуры экспорта-импорта;

- поддержание соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории республики;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Беларуси;

- защита экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции в мировую экономику;

- достижение целей, определяемых социально-экономическими программами.

Таможенные пошлины в Беларуси взимаются в соответствии с Таможенным тарифом, который представляет собой свод таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, средством проведения торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров, его взаимосвязи с мировым рынком.

Таможенный тариф систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, которая вводится в действие Советом Министров Республики Беларусь исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

Объектом обложения таможенными пошлинами признаются товары:

- ввозимые на таможенную территорию республики Беларусь;

- вывозимые с таможенной территории Республики Беларусь.

Применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Ставки таможенных пошлин, за исключением утвержденных Президентом Республики Беларусь, устанавливаются (изменяются) Советом Министров Республики Беларусь в целях выполнения международных Республики Беларусь, в иных случаях – Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов.

Сумма таможенных пошлин определяется как произведение налоговой базы и соответствующей ставки.

Сумма таможенных пошлин по товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, определяется по формуле:

С = Н х П, где

С – сумма таможенной пошлины;

Н – налоговая база (таможенная стоимость);

П – адвалорная ставка таможенной пошлины.

Сумма таможенных пошлин по товарам, в отношении которых установлены специфические ставки, определяется по формуле:

С = К х П, где

С – сумма таможенной пошлины;

К – налоговая база (количество(объем, масса) товаров и иные показатели в натуральном выражении);

П – специфическая ставка таможенной пошлины.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Советом Министров Республики Беларусь могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В целях защиты экономических интересов Республики Беларусь к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин:

специальные пошлины;

антидемпинговые пошлины;

компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную Территорию Республики Беларусь в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Республики Беларусь, со стороны других государств.

Антидемпинговая пошлина применяется в случае экспорта на таможенную территорию Республики Беларусь товаров по цене более низкой, чем их номинальная стоимость в стране экспорта в момент этого экспорта, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь.

Таможенная пошлина уплачивается непосредственно декларантом либо иными лицами в соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь.

Декларант – лицо, перемещающее через таможенную границу, и таможенный агент (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства, подлежащие таможенному оформлению, от собственного имени.

Таможенная пошлина уплачивается до принятия или одновременно с принятием таможенным органом таможенной декларации для целей таможенного оформления.

Государственная пошлина.

Пошлина– это вид сбора, взимаемого государственными учреждениями за определенные действия или услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам.

В средние века пошлина взималась государством, городами, отдельными феодалами за пользование дорогами, мостами, портовыми сооружениями и т.д. С укреплением государства право взимания пошлины становится государственной монополией. В современных государствах пошлина является разновидностью налогов на обращение.

В Республике Беларусь государственная пошлина является одним из элементов налоговой системы и действует в соответствии с законами Республики Беларусь.

Плательщиками государственной пошлины являются:

организации, (юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы) и физические лица, совершающие в своих интересах юридические действия и получающие документы, имеющие юридическую силу, в специальных учреждениях, которые имеют на то полномочия.

Объектыобложения пошлиной.

Государственная пошлина взимается:

- с исковых заявлений, заявлений и жалоб, подаваемых в суды, с кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу судами копий документов;

- за нотариальные действия, совершаемые нотариусами и соответствующими должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов;

- за удостоверение регистраторами республиканской и территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом;

- за регистрацию актов гражданского состояния и за выдачу гражданам повторных свидетельств о регистрации, а также за выдачу свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния;

- за оформление документов на право выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь, приглашения для въезда в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства; за регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, за выдачу выездных и въездных виз; за выдачу вида на жительство в Республике Беларусь, с заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь, о выходе из гражданства Республики Беларусь и выдаче разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь;

- за выдачу свидетельства о праве собственности на приватизированный объект (кроме земли и жилья);

- за выдачу именных приватизационных чеков "Имущество", за переоформление этих чеков;

- за выдачу дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика;

- за предоставление организациям и физическим лицам в порядке, установленном законодательством, информации о субъектах предпринимательской деятельности, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- за проставление апостиля на официальных документах, предназначенных для использования за границей;

- за выдачу (или за оформление) документов, удостоверяющих право пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право собственности на земельный участок;

- за выдачу паспортов;

и др.

Ставки государственной пошлины установливаются Указом Президента Республики Беларусь.

За нотариальные действия, совершаемые нотариусами и соответствующими должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, размеры государственной пошлины устанавливаются в процентном отношении от размера базовой величины, установленной на момент осуществления нотариального действия по каждому виду действий и документов, за которые она взимается.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины:

В судебных учреждениях:

1) истцы - по искам о взыскании алиментов и по искам о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб по таким делам;

2) истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

3) истцы (органы социального страхования и органы социального обеспечения) - по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему;

4) стороны - по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданам незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

5) организации и физические лица - за выдачу им документов в связи с уголовными делами, делами по алиментам и делами о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

6) граждане - с кассационных жалоб по делам о расторжении брака, кроме раздела имущества;

7) органы прокуратуры, государственные и общественные органы, организации и граждане, обратившиеся в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с заявлениями в суд в защиту прав и интересов других организаций и физических лиц;

8) истцы - учебные заведения системы образования - по искам о взыскании понесенных государством расходов на содержание учащихся, самовольно оставивших учебные заведения и исключенных из них;

9) истцы по искам к налоговым, таможенным и финансовым органам о взыскании в их пользу сумм из бюджета, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб по таким делам;

10) Министерство экономики Республики Беларусь, его структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы - по судебным делам, связанным с управлением государственным имуществом и приватизацией, экономической несостоятельностью (банкротством), в сфере ценообразования;

11) потребители по искам о нарушениях их прав, предусмотренных законодательными актами о защите прав потребителей;

12) Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы - по судебным делам;

13) Национальный банк Республики Беларусь и его учреждения - по судебным делам;

14) Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы - в финансовой сфере деятельности;

15) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь - по судебным делам;

18) Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь - за подачу в суд заявлений по искам о взыскании обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

19) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, его территориальные органы - по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;

20) граждане - по трудовым спорам;

21) государственные организации здравоохранения - по заявлениям о принудительной госпитализации и лечении лиц, имеющих заболевания, представляющие опасность для здоровья населения;

22) Министерство юстиции Республики Беларусь - по искам, связанным с созданием, деятельностью и ликвидацией политических партий, международных и республиканских общественных объединений, союзов (ассоциаций) общественных объединений;

23) таможенные органы - по искам и заявлениям о взыскании платежей в бюджет, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления по таким делам;

24) комиссии по делам несовершеннолетних - за подачу в суд заявлений о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения, о прекращении пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания и др.

В органах, совершающих нотариальные действия:

1) граждане - за выдачу или засвидетельствование верности копий документов, необходимых для получения государственных пособий и пенсий, а также по делам опеки (попечительства) и усыновления (удочерения);

2) организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), - за выдачу им свидетельств о праве на наследство имущества, переходящего им по завещанию;

3) налоговые органы - за выдачу им свидетельств о праве государства на наследство;

4) граждане - за выдачу им свидетельств о праве на наследство имущества лиц, погибших при выполнении государственных заданий, в связи с выполнением иных государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;

5) граждане - за выдачу им свидетельств о праве на наследство жилого дома, его части, квартиры или пая (взноса) в жилищно-строительном кооперативе, если они проживали, были прописаны на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (квартире) после смерти наследодателя;

6) несовершеннолетние, инвалиды I и II групп - за выдачу свидетельств о праве на наследство;

7) граждане - за удостоверения их завещаний и договоров дарения имущества в пользу государства, а также в пользу государственных организаций;

8) граждане - за удостоверение доверенностей на получение пенсий, пособий и алиментов;

9) инвалиды Великой Отечественной войны, а также другие инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите Родины (и приравненные к ним лица) или при исполнении других обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, - за все виды односторонних сделок;

10) инвалиды и пенсионеры независимо от вида назначенной пенсии, а также лица, признанные в установленном порядке недееспособными, - за все нотариальные действия неимущественного характера;

11) лица, получившие ранения на фронтах Великой Отечественной войны, а также лица, получившие ранения при защите Родины (и приравненные к ним лица) или при исполнении обязанностей военной службы, - за нотариальное засвидетельствование верности копий документов о ранении и болезни, связанной с ранением;

12) органы милиции - за совершение исполнительных надписей на взыскание с граждан стоимости санобработки в медицинских вытрезвителях;

13) налоговые органы - за совершение исполнительных надписей на взыскание платы с родителей за содержание их детей в специальных воспитательных учреждениях, за выдачу дубликата и копий свидетельств о праве государства на наследство и за все документы, необходимые для получения этих свидетельств;

14) детские дошкольные учреждения (детские сады, ясли и ясли-сады) и школы-интернаты - за совершение исполнительных надписей о взыскании платы с родителей за содержание их детей в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах;

15) граждане, страдающие хронической душевной болезнью, над которыми установлена опека в соответствии с действующим законодательством, - за получение свидетельств о наследовании ими имущества;

16) граждане - законные представители несовершеннолетних - за удостоверение ходатайств о выезде детей за границу для лечения, оздоровления или консультации;

17) Национальный банк Республики Беларусь и его учреждения - за все нотариальные действия и др.

В органах, занимающихся оформлением документов на право выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь:

1) граждане - за выдачу документов на выезд за границу, если выезд связан со смертью или посещением могилы (мест захоронения) близких родственников, а также за выдачу документов на приглашение в Республику Беларусь лиц, проживающих в странах, с которыми существует безвизовый порядок въезда, в связи со смертью или тяжелой болезнью близких родственников;

2) лица, не достигшие 16-летнего возраста, - за выдачу им разрешений и документов на выезд за границу;

3) иностранные туристы - за регистрацию их документов;

4) иностранные граждане, приезжающие в Республику Беларусь, - за выдачу вида на жительство, регистрацию и продление срока действия регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также за выдачу документов на приглашение в Республику Беларусь, если на условиях взаимности предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины соответствующими международными договорами, заключенными между Республикой Беларусь и другими странами;

5) граждане, вызываемые в зарубежный суд в соответствии с договорами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенными Республикой Беларусь с другими странами, в качестве свидетеля, эксперта либо стороны по гражданским, семейным и уголовным делам, - за выдачу им разрешений на право выезда за границу;

6) иностранные граждане, выдворяемые из Республики Беларусь, - за выдачу им выездных виз;

7) дети, выезжающие из Республики Беларусь на консультации и лечение, а также лица, их сопровождающие, - при оформлении документов, удостоверяющих личность, для временного выезда из Республики Беларусь.

В органах записи актов гражданского состояния:

1) граждане - за регистрацию рождения, смерти, усыновления (удочерения) и установления отцовства, за выдачу свидетельств при изменении, дополнении и исправлении записей актов о рождении в случаях установления отцовства, усыновления (удочерения), а также в связи с ошибками, допущенными при регистрации актов гражданского состояния;

2) граждане - за выдачу им органами загса свидетельств о смерти военнослужащих и военных строителей, погибших в период прохождения военной службы в мирное время, в связи с изменением, дополнением и исправлением записей, а также за выдачу повторных свидетельств;

3) инвалиды Великой Отечественной войны, а также другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при выполнении государственных заданий или при исполнении других обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, - за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния;

4) граждане - за выдачу им справок об отсутствии записей актов гражданского состояния в органах загса;

5) комиссии по делам несовершеннолетних и органы образования - за выдачу повторных свидетельств о рождении для направления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во все детские интернатные учреждения и учебные заведения.

В органах Министерства внутренних дел Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органах за прописку граждан:

1) инвалиды, приезжающие в курортную местность для лечения и отдыха в течение лечебного и дачного сезона;

2) престарелые граждане и инвалиды, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

3) учащиеся школ-интернатов и профтехучилищ, находящиеся на полном государственном обеспечении и проживающие в общежитиях.

В органах прокуратуры:

1) граждане - по трудовым спорам;

2) Министерство по налогам и сборам, инспекции Министерства по налогам и сборам - за подачу жалоб на судебные акты;

3) Министерство финансов Республики Беларусь, местные финансовые органы - с надзорных жалоб на судебные акты, а также за выдачу органами прокуратуры копий документов;

3) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь - с надзорных жалоб на судебные постановления по вопросам возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

4) истцы - за подачу жалоб по делам о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины за пользование данными:

- Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций;

- Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Совет Министров Республики Беларусь вправе по согласованию с Президентом Республики Беларусь для отдельных категорий плательщиков устанавливать дополнительные льготы по государственной пошлине.

Областной и Минский городской Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право устанавливать дополнительные льготы по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет, для отдельных категорий плательщиков, а также для отдельных плательщиков - физических лиц по объектам обложения пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, а районные и городские Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы - для отдельных плательщиков - физических лиц по объектам обложения пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

Суд или судья имеет право устанавливать дополнительные льготы в части уплаты государственной пошлины по судебным делам для отдельных граждан исходя из их имущественного положения по объектам обложения пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

Государственная пошлина поступает в местный бюджет, кроме государственной пошлины, взимаемой хозяйственными судами, которая в соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь, поступает в республиканский бюджет.

Государственная пошлина уплачивается до подачи заявления или совершения облагаемого пошлиной действия либо при выдаче документа.

Пошлина по действиям, в которых одна сторона освобождена от уплаты пошлины, уплачивается полностью второй стороной.

Государственная пошлина уплачивается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Государственная пошлина может уплачиваться в свободно конвертируемой валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на момент совершения юридических действий.

Руководители учреждений, взимающих государственную пошлину, несут ответственность за правильность взимания пошлины, а также за своевременное и полное перечисление ее в бюджет в соответствии с действующим законодательством.

Контроль за действиями учреждений, взимающих пошлину, осуществляется их вышестоящими органами.

Налоговые органы обязаны производить проверки во всех учреждениях, взимающих государственную пошлину, по вопросам правильности взимания пошлины, а также своевременности и полноты внесения ее в доход бюджета.

Налог на недвижимость

Введение налога на недвижимость в 90-х годах XX в. в Республике Беларусь было обусловлено рядом факторов. Во-первых, этот налог способен вызывать заинтересованность предприятий в реализации неиспользованных материальных ценностей (например, оборудования), объектов недвижимости. Во-вторых, он стимулирует более эффективную эксплуатацию действующего основного капитала и финансовых активов, за которые нужно платить налоги. В-третьих, налог на недвижимость – стабильный источник пополнения бюджета.

Плательщиками налога на недвижимость в Республике Беларусь являются организации, определенные пунктом 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, и физические лица.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке, установленном настоящим Законом.

Организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), кодекса Республики Беларусь, плательщиками налога не являются.

Со стоимости основных средств, ввезенных на территорию Республики Беларусь по договорам аренды и другим договорам с иностранными юридическими или физическими лицами, предусматривающим вовлечение ввезенного имущества в гражданский оборот, налог уплачивается независимо от условий договора лицом, использующим ввезенное имущество.

Со стоимости основных средств (за исключением жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений), арендованных у физических лиц, не состоящих в штате организации, плательщиком налога является организация (арендатор).

Со стоимости основных средств, расположенных на территории Республики Беларусь, взятых в аренду, иное возмездное или безвозмездное владение (пользование) у иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, и граждан (подданных) иностранных государств, плательщиком налога является организация-арендатор (владелец, пользователь).

Объектом налогообложения является стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе не завершенных строительством (далее - здания и строения).

У физических лиц не будет облагаться налогом на недвижимость стоимость отдельных объектов, как, например, аварийных зданий и строений, эксплуатация которых прекращена уполномоченными государственными органами из-за нарушения требований безопасности людей; зданий и строений, признанных бесхозяйными в порядке, установленном законодательными актами; а также жилищного строительства при готовности объекта менее 80 процентов.

Годовая ставка налога на недвижимость для организаций устанавливается в размере 1 процента.

Годовая ставка налога на недвижимость со стоимости зданий и строений, принадлежащих физическим лицам, зданий и строений, принадлежащих гаражно-строительным кооперативам, потребительским кооперативам автостоянок, садоводческим товариществам, созданным за счет личных взносов граждан, а также зданий и строений, используемых индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, устанавливается в размере 0,1 процента.

Годовая ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 процентов со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства, за исключением объектов, финансируемых из бюджета, и объектов жилищного строительства.

Освобождаются от обложения налогом:

объекты социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов народных депутатов, организаций;

основные средства организаций Общественного объединения "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", Общественного объединения "Белорусское общество глухих" и Общественного объединения "Белорусское общество инвалидов", а также обособленных подразделений этих юридических лиц при условии, если численность инвалидов в указанных юридических лицах или их обособленных подразделениях составляет не менее 50 процентов от списочной численности в среднем за период;

основные средства, используемые в предпринимательской деятельности Республиканского унитарного предприятия почтовой связи "Белпочта";

основные средства, законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

основные средства, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки.

Перечень основных средств, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, утверждается Президентом Республики Беларусь;

принадлежащие физическим лицам на праве собственности жилые помещения (квартиры, комнаты) в многоквартирных домах. При наличии у плательщика двух и более жилых помещений (квартир, комнат) освобождению от обложения налогом подлежит только одно жилое помещение (квартира, комната) по письменному заявлению плательщика, предоставляемому в налоговый орган по месту жительства, с указанием местонахождения всех принадлежащих плательщику жилых помещений (квартир, комнат);

здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным гражданам при отсутствии трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся совместно проживающими согласно данным похозяйственного учета или домовых книг;

здания и строения, за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности, принадлежащие многодетным семьям (имеющим трех и более несовершеннолетних детей);

здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие военнослужащим срочной службы, участникам Великой Отечественной войны и лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года "О ветеранах".

Здания и строения, расположенные не по месту постоянного проживания физических лиц, являющихся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и других нетрудоспособных граждан, освобождаются от обложения налогом независимо от наличия трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся совместно проживающими по месту их постоянного проживания согласно данным похозяйственного учета или домовых книг;

основные средства учреждений образования потребительской кооперации, Национального банка Республики Беларусь, а также финансируемых из республиканского или местных бюджетов высших, средних специальных и средних учебных заведений, имеющих статус учреждений системы образования;

материальные историко-культурные ценности, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками (владельцами) обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия;

автомобильные дороги общего пользования (земляное полотно с водоотводными сооружениями, дорожная одежда, искусственные сооружения, технические средства организации дорожного движения, инженерное оборудование и обустройство, защитные сооружения);

культовые здания, в том числе не завершенные строительством, религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством, а также иные основные средства религиозных организаций в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;

участвующие в предпринимательской деятельности основные средства сельскохозяйственного назначения колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных организаций, сельскохозяйственных кооперативов, подсобных сельских хозяйств организаций, других сельскохозяйственных формирований;

впервые введенные в действие здания и сооружения юридических лиц в течение одного года с момента их ввода в эксплуатацию;

объекты благоустройства городов, поселков городского типа и других населенных пунктов, содержащиеся за счет средств бюджета Республики Беларусь;

основные средства мобилизационного и государственного резервов, неснижаемого запаса, специальная техника и объекты, предназначенные для их хранения, объекты, используемые исключительно для гражданской обороны;

основные средства Академии управления при Президенте Республики Беларусь, а также иных организаций, осуществляющих научную деятельность или обеспечивающих ее, по перечню таких организаций, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

морские суда, являющиеся собственностью или находящиеся во владении резидентов Республики Беларусь;

и некоторые другие объекты недвижимости.

Не облагается налогом стоимость незавершенного строительства по строительным объектам и стройкам, финансируемым из бюджета, а также жилищного строительства.

При сдаче в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование объектов основных средств, освобожденных от обложения налогом, а также основных средств организаций, финансируемых из бюджета (бюджетных организаций), указанные средства (кроме сдаваемых в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование организациям, финансируемым из бюджета (бюджетным организациям) подлежат налогообложению. Исключение при этом составляют случаи, когда:

основные средства сданы в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование бюджетными организациями - организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания детей, учащихся и студентов в учреждениях образования;

основные средства сданы в аренду учреждениями образования, финансируемыми из бюджета, - организациям и индивидуальным предпринимателям для организации обучения детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях.

Льготы по налогу при исчислении налога простым товариществом и хозяйственной группой не применяются.

Здания и строения, принадлежащие физическим лицам, в том числе не завершенные строительством, освобождаются от обложения налогом с месяца, в котором возникло право на льготу, а при утрате в течение года права на льготу по налогу исчисление и уплата налога производятся начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором это право было утрачено.

Организациями налог определяется ежеквартально исходя из наличия основных средств по остаточной стоимости на начало квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки.

Физическим лицам налог определяется исходя из оценки зданий и строений, порядок которой устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Физические лица вносят в бюджет суммы налога на основании налоговых сообщений инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь не позднее 15 ноября текущего года. При отчуждении в течение года здания или строения (части здания или строения) налог уплачивается за период фактического нахождения здания или строения (части здания или строения) в собственности, включая месяц, в котором будет прекращено право собственности, до их отчуждения.

В случае вручения налогового сообщения о подлежащей уплате сумме налога по истечении установленного настоящим пунктом срока уплаты налог уплачивается не позднее тридцати дней с момента вручения налогового сообщения.

При сдаче или передаче физическим лицом имущества, подлежащего налогообложению, в возмездное и (или) безвозмездное пользование другому физическому лицу налог уплачивается физическим лицом, сдавшим и (или) передавшим такое имущество.

Исчисление налога физическим лицам по объектам, не завершенным строительством, начинается при условии готовности объекта 80 процентов и более.

Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым из этих лиц пропорционально их доле в этом имуществе. В аналогичном порядке налог уплачивается, если имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и организаций.

Если имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается одним из этих лиц, определяемым по соглашению между ними. При этом все собственники несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Исчисление налога на незавершенное строительство начинается по истечении срока строительства, определенного в соответствии со строительными нормами и правилами. Налог в части выполненного объема работ по объектам незавершенного строительства вносится заказчиком за счет прибыли, остающейся в его распоряжении. Сумма налога определяется исходя из стоимости незавершенного строительства на начало отчетного квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки.

Организации не позднее 20-го числа первого месяца отчетного квартала представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость.

При наличии у плательщика объектов налогообложения за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой он состоит на учете в налоговом органе, налог по таким объектам уплачивается в бюджет административно-территориальной единицы по месту расположения объектов налогообложения исходя из наличия основных средств по остаточной стоимости на территории соответствующей административно-территориальной единицы по состоянию на 1-е число каждого квартала. Исчисление налога по таким объектам налогообложения производится по ставке налога с применением коэффициента, установленного на территории административно-территориальной единицы по месту расположения этих объектов налогообложения.

Уплата налога на недвижимость производится плательщиками не позднее 22-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 части квартальной суммы налога.

Уплата физическими лицами налога на недвижимость со стоимости гаражей, расположенных в гаражно-строительных (гаражных) кооперативах, садовых домиков и иных зданий и строений, расположенных в садоводческих и (или) садово-огороднических товариществах (кооперативах), производится путем внесения сумм налога гаражно-строительным (гаражным) кооперативам и (или) садоводческим и (или) садово-огородническим товариществам (кооперативам), которые осуществляют прием налога и его перечисление на счет соответствующего бюджета.

Наши рекомендации