Виды и система оплаты муниципальных услуг
53. Планирование социально-экономического развития региона.
Уровень жизни. Доходы. Потребление. Социальное развитие. Социальная защита и социальная поддержка граждан
Социальная политика государства - система скоординированных мер органов государственной власти, направленных на достижение целей в области социального развития:
рост доходов и потребления населения,
повышение качества жизнедеятельности,
социальная защита граждан.
В условиях переходного периода, когда происходит становление нового политического устройства страны, социальная политика государства имеет несколько уровней своей разработки и реализации:
1) межгосударственный уровень взаимодействия
социально-экономических, политических и других служб, предусмотренных договорами и соглашениями сторон для решения вопросов миграции, пенсионного и социального обеспечения, для развития спортивных и культурных связей,
2) федеральный (РФ) уровень,
3) региональный (субъектов РФ) и внутрирегиональные уровни,
4) уровень действующих отраслей и организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных действующим гражданским законодательством (АО, ассоциации, союзы, фонды, товарищества),
5) уровень общественных организаций и объединений граждан (профсоюзы общество ветеранов, общество потребителей),
6) уровень личностный и семейный.
Формы проведения социальной политики: коллективная (массовая) и индивидуальная (личностная).
При коллективных формах все субъекты социальной политики получают гарантированные государством выплаты: пенсии, стипендии, социальные пособия, зарплаты.
При индивидуальной форме — государственные меры касаются конкретных граждан. Например, льготы матерям-одиночкам, пособия инвалидам, жертвам стихийных бедствий, беженцам.
4 группы методов социальной политики:
1. экономические, 2. административно- распорядительские, 3. правовые (законодательские), 4. идеологические.
1. включают тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, зарплату, доходы, социальные выплаты всех видов,
2. меры разрешительного (запретительного характера)- установление квот и выдача лицензий, запреты на продажу спиртного вблизи школ,
3. связаны с регулированием различных сторон деятельности подразделений потребительского комплекса на основе действующего пакета законодательных и нормативных актов. Например, в области регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм социального обслуживания населения, законы о государственных пенсиях, о труде, занятости,
4. методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества.
В РФ известны следующие социальные программы:
1) "продовольственные"
2) "жилище"
3) "совершенствование оказания скорой неотложной медицинской помощи"
4) "безопасное материнство"
5) "дети России"
6) "развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой"
7) "социальная поддержка инвалидов"
8) "развитие санитарно-эпидемиологической службы"
9) "взаимопрофилактика"
10) 10)"антиспид"
11) развитие образования
12) сохранение и развитие культуры и искусства
13) развитие экономики малочисленных народов Севера
14) развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ -Кавказских минеральных вод
15) улучшение ритуального обслуживания населения.Все эти программы дополняются подпрограммами.
К сожалению, в настоящее время в РФ социальная сфера находится в плачевном состоянии:
1) преимущественно пассивный характер социальной политики,
2) низкая степень координации действий органов и служб, занимающихся решением социальных задач и проблем,
3) неразработанность федеральных законодательных и нормативных актов, регулирующих социальную политику,
4) недостаточное количество квалифицированных работников социальной сферы,
5) отсутствие государственной концепции и долгосрочной стратегии реализации социальной политики,
6) излишняя степень регионализации социальной сферы, отсутствие согласованности усилий федеральных и местных властей,
7) отказ государства поощрять и регулировать спонсорскую и благотворительную деятельность в области социального развития, поддержки,
8) слабая степень привлечения свободных денежных средств населения, направленных на социальные нужды.
Местные органы власти любого уровня — региона, города или района — выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.
Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.
Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности.К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.
Регулирование деловой активности.Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.
Прямая кооперация администрации и бизнеса.В случае реализации крупных проектов развития городов иногда оказывается целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций.