Стратегии обеспечения экономической безопасности промышленных регионов Украины на современном этапе
Постановка проблемы. На современном этапе уровень экономического развития и экономической безопасности регионов в основном обусловливается динамикой валового регионального продукта и инвестиционного климата, на формирование которых оказывают решающее влияние параметры региональной экономической модели и механизм управления обеспечением экономической безопасности. Это обусловлено выводами, которые получены благодаря определению украинских реалий организации бизнеса, так как известно, что успех конкретных масштабных экономических проектов (выделение земли, содействие в инфраструктурном обеспечении, доступ к местным ресурсам и т.д.) в значительной степени зависит от местных органов власти.
Для регулирования экономической безопасности региона должны быть активированы все рычаги, способные привести региональную экономику в состояние стабильного развития, чтобы регионы экономически развивались благодаря эффективному инвестированию в инновации, способствуя расширению рыночных преобразований. Современные механизмы, используемые государством для решения региональных проблем не эффективны. И именно поэтому нуждаются в звешенной государственной политики и применения современных механизмов регулирования.
Стратегия экономической безопасности предполагает определение целей и задач системы обеспечения экономической безопасности, направлений их решения, а также форм и методов применения соответствующих сил и средств, возможность их перегруппировки, создание необходимых резервов для нейтрализации и локализации возможных угроз.
Тактика экономической безопасности - это наиболее подвижная часть политики экономической безопасности, которая изменяется в зависимости от действия внутренних и внешних угроз, изменения приоритетности национальных экономических интересов и т.п. Сложность и изменчивость экономической и социальной ситуации требует применения различных тактических мероприятий по обеспечению экономической безопасности.
Государственное регулирование обеспечения экономической безопасности промышленных регионов, принимая во внимание многочисленность и системность имеющихся проблем, должны быть значительно усовершенствованые с целью повышения уровня научного обеспечения такого управления.
В последние годы опубликовано много научных работ, которые показывают результаты оценки экономической безопасности отдельных регионов и стратегического планирования их дальнейшего развития.
Ф. Заставный на основе системного обобщения проблем практики регионального регулирования разработал механизмы преодоления репрессивных тенденций (репрессивности) экономического развития регионов. С. Суспицын предложил методику сценарного анализа региональных экономических систем.
Однако отдельные вопросы не имеют практического решения методологии определения стратегических ориентиров экономической безопасности регионов. Нужно разработать подходы к формированию стратегий обеспечения экономической безопасности именно тех промышленных регионов, которые в современных условиях имеют значительные проблемы сохранения и увеличения экономического потенциала. Требуют теоретического, научно-практического и методологического обоснования вопросы определения параметров моделей обеспечения экономической безопасности промышленных регионов (Мариуполь, Днепропетровск, Донецк, Херсон, Одесса, Дрогобыч, Кременчуцк и др.).
Цель статьи - осветить результаты исследования по вопросам формирования стратегий обеспечения экономической безопасности промышленных регионов с учетом современных возможностей развития.
Изложение основного материала исследования. Промышленный регион - территория с высокой концентрацией промышленных предприятий, производящих большой объем промышленной продукции, имеют более высокие темпы роста инвестиций по сравнению с другими территориями. Но для современных промышленных регионов Украины характерны высокий уровень изношенности основных фондов, низкий уровень использования новых технологий и высокий уровень загрязнения окружающей среды
Хоть и промышленные регионы Украины (Донецкая, Днепропетровская, Запорожская и Луганская области) являются лидерами по темпам роста валового регионального продукта, занятости населения, заработной платы, при этом наблюдается неэффективное (с макроэкономической точки зрения) использования инвестиционных ресурсов, направляемых в области низших технологических вкладов. Все это приводит к развитию нерациональной структуры производства, опережающего развития добывающих отраслей и, как следствие, расту экологической загрязненности в регионах, что отрицательно влияет на общее развитие.
Поэтому, таким регионам нужна селективная поддержка государства. Выбор механизма государственной поддержки обусловливается природой региона - промышленного, добывающего, моноспециализованого, экологически опасного, пограничного, социального высокой аномальной напряжения и т.п.. Такой дифференцированный подход может предусматривать предоставление различным территориям индивидуальных таможенных льгот:
1) Индустриальным районам - на ввоз оборудования и техники для технического перевооружения действующих предприятий;
2) Аграрным - на импорт сельхозтехники, которая не производится на предприятиях Украины;
3) Сырьевым - при экспорте сырья и соответствующем импорте технологического оборудования для реконструкции добывающих предприятий.
Государственная поддержка регионов в любой форме должна осуществляться при соблюдении принципов:
- Целевой ориентации;
- Многосложные участия (центральных, региональных и местных органов власти) с выделением зон совместных действий;
- Концентрации ресурсов;
- Предупреждающие действия (создание организационных и других препятствий на пути перерастания депрессивных ситуаций в катастрофические);
- Реальности и осуществлении контроля (соответствие полученных результатов намеченным целям).
Таким образом, существуют основные механизмы государственного регулирования процесса обеспечения экономической безопасности:
- Создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей (в первую очередь речь идет о формировании благоприятной инвестиционной среды, а также о проведении выгодной для инвесторов налоговой и амортизационной политики, защита внутреннего и внешнего инвестора, льготное налогообложение предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики);
- Прямое участие государства (национальных или региональных органов) в эффективных и значимых для страны проектах, разработка "бюджета развития" как части национального (федерального) бюджета страны, обеспечения "локомотивного" характера государственных инвестиций;
- Участие государства (национальных или региональных органов) в создании инфраструктуры в качестве основы эффективного частного предпринимательства.
Ключевым параметром стратегии государственного регулирования обеспечения повышения уровня экономической безопасности промышленного региона является повышение ответственности и заинтересованности региональной элиты в последствиях экономической деятельности на уровне региона. Особенно актуальным это задание является в условиях политического и экономического кризиса.
Достижения повышения эффективности государственного регулирования в обеспечении экономической безопасности регионов возможно через осуществление эффективного централизованного государственного и регионального прогнозирования, планирования и регулирования экономических процессов в соответствии с современными технологиями управления, включая обеспечение их сбалансированности и согласованности, в условиях научной и финансовой поддержки государством.
Сложность реализации повышения уровня экономической безопасности регионов на современном этапе состоит в том, что его осуществление происходит в сложных условиях с преодолением последствий экономического кризиса, несовершенства политики структурной перестройки экономики на базе рыночных отношений, отсутствия необходимого опыта, недостаточности научного обеспечения, несовершенства законодательно-нормативного обеспечения, незавершенности развития системы регионального управления. Одновременно постепенно трансформируется концепция стимулирования регионального развития. Если сначала оно предусматривало принятие мер по поддержке падших территорий, то в условиях кризиса, в предложениях экономистов речь идет скорее о необходимости стимулирования развития всех регионов с применением дифференцированной системы инструментов.
Несмотря на то, что необходимость повышения уровня экономической безопасности регионов уже на протяжении нескольких лет постоянно декларируется в различных официальных документах, формирования соответствующего нормативно-правового фундамента и практические шаги по реализации проекта осуществляются значительно медленнее и с нарушением установленных сроков.
Вводимые инструменты стимулирования регионального развития предполагают, что главным источником инвестирования на уровне регионов остаются средства государственного и частично местного бюджетов, а также средства государственных инвестиций. Но в условиях обострения экономического кризиса этот тезис весьма сомнительный. Кроме того, опыт других стран показывает, что более эффективными инструментами стимулирования регионального развития является косвенные, направленные на создание благоприятных рамочных условий для развития частного бизнеса. Поддержка отдельных регионов путем предоставления средств за счет государства мало перспективна. Целесообразнее осуществлять стимулирование развития регионов путем льготных коммерческих механизмов (налоговые преференции, льготные кредиты, инвестиционные средства, целевые трансферты и т.д.) и на определенных условиях (при реализации проектов по развитию инфраструктуры, интеграции с отсталыми регионами и т.д.).
Главными разработчиками, исполнителями и контролерами мер по стимулированию развития регионов остаются центральные и местные органы власти. С целью обеспечения экономической безопасности промышленных регионов государственная и региональная экономическая политика должна быть направлена на:
1. Построение рыночного механизма государственного регулирования и управления финансовой деятельностью, которая будет обеспечивать гармоничное и взаимовыгодное развитие всех регионов Украины, что предусматривает:
- Разработку эффективной законодательной базы, регулирующей финансовые взаимоотношения между центром и регионами Украины;
- Реформирование действующей налоговой системы;
- Создание экономического механизма, стимулирующего привлечение и эффективное использование собственных финансовых ресурсов и иностранных инвестиций в рамках экономики страны в целом и отдельных регионов;
- Предоставление инвестиционного характера использование финансовых средств, поступающих из бюджетов всех уровней и собственных ресурсов.
2. Развитие территориальных систем, которые должны решить три основные территориальные проблемы:
- Сформировать многоканальную территориальную систему финансирования экономической деятельности;
- Создать на уровне территориального управления комплекс межрегиональных, региональных и местных финансовых институтов, способствующих получению регионами дополнительной прибыли от хозяйственной деятельности, а также привлечению свободных финансовых ресурсов из различных источников;
- Обеспечить эффективное финансовое взаимодействие регионов между собой, а также с органами власти и иностранными инвесторами.
3. Достижение устойчивого роста финансовой обеспеченности предприятий и организаций за счет:
- Структурной перестройки экономических комплексов промышленных регионов;
- Активного привлечения инвестиций из различных источников, в том числе иностранных, внедрение эффективных систем кредитования производства;
- Снижение инфляционных тенденций, нормализации денежного оборота, решения проблем взаимных неплатежей;
- Активного взаимодействия с региональными и центральными органами власти, предприятиями и организациями других регионов и иностранных государств и т.п.
Заключение. Итак, в статье проанализированы тенденции обеспечения экономической безопасности промышленных регионов. Предложены подходы определения стратегических ориентиров укрепления экономической безопасности промышленных регионов. Разработаны рекомендации по формированию стратегических задач обеспечения экономической безопасности промышленных регионов.
В дальнейшем будут разработаны конкретные методические рекомендации по вопросам определения отдельных планово-прогнозных показателей обеспечения экономической безопасности промышленных регионов.
Список использованной литературы
1. . Постанова Кабінету Міністрів України від 21 липня 2006 р. № 1001. Про затвердження Державної стратегії регіонального розвитку на період до 2015 року. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1001-2006-%D0%BF
2. Капустин Н. Экономическая безопасность отрасли и фирмы / Н. Капустин // Бизнес Информ. – 1999. – № 11-12.
3. Лысенко Ю. Г. Спиридонов А. А. Механизмы управления экономической безопасностью. / Ю. Г. Лысенко, С. Г. Мищенко, Р. А. Руденский, А. А. Спиридонов – Донецк : ДонНУ, 2002. – 178 с.
4. Мунтіян В. І. Економічна безпека України. / В. І. Мунтіян – К., 1999. – 462 с.
5. Пастернак-Таранущенко Г. Результаты исследования путей обеспечения экономической безопасности Украины / Г. Пастернак-Таранущенко // Экономика Украины. – 1999. – № 2. – С. 21-28.
6. Полушкин О. А. Управление безопасностью предприятий в условиях рыночной экономики / О. А. Полушкин // Закон и право. – М., 2005. – № 10. – С. 46-50.
7. Судакова О. І. Формування системи управління економічною безпекою підприємництва / О. І. Судакова // Економіка: проблеми теорії та практики : зб. наук. праць. – в 9-ох т. – Том VІІІ. – Дніпропетровськ : ДНУ. – 2007. – Вип. 231. – С. 1652-1661.
8. Ефремов К. И. Вопросы оценки экономической безопасности региона / К. И. Ефремов, Е. И. Георгадзе // Вопросы статистики. – №2. – 2002. – С.57-59.
9. Пономаренко В. С. Экономическая безопасность региона: анализ, оценка, прогнозирование / В. С. Пономаренко, Т. С. Клебанова, Н. Л. Чернова – Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2004. – 144с.
10. Ткаченко В. Г. Экономическая безопасность Украины в условиях рыночных трансформационных процессов / под ред. В.Г. Ткаченко, В. И. Богачева. – Ровеньки-Луганск: «Наука», 2007. – 330с.
11. Основные понятия менеджмента: глоссарий / Н. Д. Найденов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocable.ru/dictionary/916/word/yekonomicheskaja-bezopasnost-regiona
12. Оцінювання конкурентоспроможності регіонів України [Електронний ресурс]. – Режим доступу:http://www.competitiveukraine.org/upload/reports/rozdil5_ukr.pdf
к.т.н. Егоров В.Б.
Научный руководитель научно-исследовательской лаборатории
Мехатроники и робототехники
Одесская национальная академия пищевых технологий,
кафедра автоматизации производственных процессов