Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства установлена ст. 178 "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции" УК РФ. Данная статья изложена полностью в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2009 г. N 216-ФЗ "О внесении изменения в ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации", основной идеей которого авторами его проекта названо совершенствование уголовного законодательства РФ в целях реализации принципа неотвратимости ответственности за общественно опасные нарушения антимонопольного законодательства, а также обеспечения реальной возможности применения данной статьи правоохранительными органами.
Как предусмотрено ч. 1 указанной статьи, недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.
В соответствии с ч. 2 статьи те же деяния:
а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;
в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от одного года до трех лет либо без такового.
Согласно ч.3 статьи, деяния, предусмотренные ч. 1 или 2, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.
Как определено в примечаниях к статье:
1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двадцать пять миллионов рублей.
2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей, а особо крупным ущербом - три миллиона рублей.
3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, возместило причиненный ущерб или перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
4. Неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности.
Как следует из интервью И.Ю. Артемьева (руководитель Федеральной антимонопольной службы) опубликованном на официальном сайте ФАС России.:
"ФАС не будет возбуждать уголовных дел в отношении нарушителей, этим будут заниматься правоохранительные органы, но с подачи ФАС, - пояснил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. - Сначала мы должны будем доказать факт нарушения антимонопольного законодательства, например, картельного сговора, потом пройти все судебные инстанции, поскольку компании пользуются своим правом немедленно опротестовать наше решение в суде, и только потом, если суд подтвердит наше решение, передавать в МВД документы для возбуждения уголовного дела".
По словам И.Артемьева, правоохранительные органы не смогут возбуждать уголовные дела за нарушение антимонопольного законодательства без предварительной квалификации дела в антимонопольном органе.