Либерализация цен как фактор развития рыночных операций в россии
Либерализация цен и переход к свободному ценообразованию также стали фактором государственной экономической политики реформ, содействующим развитию конкуренции. Основной элемент рыночного механизма - формирование цены на основе соотношения спроса и предложения, что возможно только в условиях конкурентного рынка.
Важным фактором государственной экономической политики, непосредственно повлиявшим на развитие конкуренции, стала либерализация внешней торговли и открытие российского внутреннего рынка для международной конкуренции.
Разумеется, практические меры в рамках программ экономических реформ весьма неоднозначно воздействовали на состояние и развитие конкуренции. Прежде всего следует отметить, что, к сожалению, формирование конкурентных рыночных отношений в течение всего периода реформ не относилось к числу приоритетных задач государственной экономической политики. Основное внимание государства всегда уделялось макроэкономической стабилизации, денежной, финансово-кредитной, налоговой политике. При этом даже такой важный элемент рыночных преобразований, как приватизация, зачастую рассматривался не как способ повышения народнохозяйственной эффективности производства, а преимущественно как средство получения дополнительных бюджетных доходов.
Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию, централизацию и концентрацию производства.
Подлинно частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, развивался преимущественно за счет создания новых малых предприятий в торговле и услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного поведения этих предприятий на рынке только усугубились новым, уже частнохозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем налаживания контактов с органами власти.
На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял и продолжает влиять глубокий экономический кризис, не позволяющий проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.
В условиях жестко ограниченного спроса и кризиса сбыта даже доминирующие на рынке предприятия стали применять новые методы поддержания собственной конкурентоспособности, такие как:
· организация лоббирования собственных экономических интересов посредством получения от органов власти разного рода законодательно оформленных льгот, квот на ограниченные ресурсы и пр.;
· участие в процедуре лицензирования в целях недопущения и оттеснения конкурирующих субъектов с рынка;
· негласные разделы рынков между крупными доминирующими предприятиями по территориальному принципу либо закрепление раздела рынка правовыми актами;
· организация таможенного протекционизма для защиты собственных интересов и недопущения на рынок иностранных конкурентов.
Демонополизация и развитие конкуренции происходят на фоне общеэкономического кризиса, сопровождающегося резким сокращением потребительского спроса и объема производства, разрывом сложившихся хозяйственных связей, глубокими институциональными преобразованиями, открытием внутреннего рынка для международной конкуренции. Падение объемов производства и потребления препятствует нормальному функционированию механизмов рыночного саморегулирования, в том числе конкурентных стимулов, делает многие товарные рынки малопривлекательными для входа на них новых хозяйствующих субъектов.
Макроэкономические изменения неоднозначно влияют на ход процессов демонополизации и развития конкуренции в разных отраслях и регионах страны. Наряду с развитием конкуренции на отдельных товарных рынках происходят с участием частных предпринимательских структур и коммерческих банков процессы экономической концентрации уже в новых рыночных условиях. Наконец, сформировавшийся в условиях дефицита недостаточно диверсифицированный потребительский спрос, преобладание антиконкурентного сознания у предпринимателей, несовершенство информационного обеспечения и неполнота первичной экономической информации создают дополнительные трудности для развития конкуренции и деятельности субъектов рынка.
Наличие реальных условий для развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда реализовывалось в силу слабого финансово-экономического положения многих предприятий, "выживающих" примитивными способами. Высокая инфляция и финансовая нестабильность как еще одна составляющая глубокого кризиса российской экономики препятствовали демонополизации, подъему производства и развитию конкуренции. Они создавали дополнительные входные барьеры на рынки для новых предприятий, особенно в части изыскания первоначальных инвестиций для развития производства и освоения новой продукции.
Все еще скромный процент предпринимателей прибегает к активной конкурентной борьбе за увеличение доли на рынке, расширение производства и сбыта своей продукции. В то же время предприятия-доминанты не всегда бывают в состоянии воспользоваться своими преимуществами из-за низкой платежеспособности потребителей их продукции. В этих условиях вследствие монопольного эффекта от необоснованного удорожания продукции теряют потребители и сокращается производство.
В России до настоящего времени не сформирован полноценный рынок факторов производства, что характеризуется неурегулированностью прав собственности на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке капитала. Кроме того, продолжают существовать значительные региональные ограничения свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. В результате происходит локализация и региональная сегментация рынка, сопровождающаяся разнообразными проявлениями регионального монополизма со стороны как хозяйствующих субъектов, так и местных органов власти. Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых информационных систем, действиями местных администраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.
Воздействие либерализации внешнеэкономических связей на состояние конкуренции также оценивается весьма неоднозначно. Иностранная конкуренция теоретически должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции. Однако на практике нередко наблюдалось быстрое вытеснение с рынка продукции отечественных производителей, в первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось значительным сокращением производства.