Компоненты микросреды компании
Маркетинговая среда.
Все компании функционируют в маркетинговой среде. Эта среда слагается из всех действующих лиц и сил, влияющих на эффективность взаимодействия компании с ее конкретным рынком. Эту среду можно подразделить на внутреннюю, микросреду и макросреду.
Внутренняя среда компании - это ведомственные и административные структуры, воздействующие на принятие решений со стороны управляющих маркетингом.
Микросреда состоит из пяти элементов. Первый из них — каналы маркетинговой кооперации — фирмы, помогающие компании создавать потребительскую ценность, которые подразделяются на поставщиков и маркетинговых посредников (компании по организации товародвижения, дистрибьюторские компании, финансовые посредники, маркетинговые агентства). Вторым элементом являются шесть типов рынков, на которых фирма осуществляет свою деятельность: потребительский рынок, рынок производителей, рынок посредников, рынок организаций, рынок государственных учреждений и международный рынок. Третьим элементом — конкуренты. Компании, пытающиеся переманить ее клиентов. Четвертым элементом являются контактные аудитории, проявляющие интерес к компании или оказывающие влияние на ее способность достигать маркетинговых целей. К ней относятся финансовые круги, средства массовой информации, государственные учреждения, общественные движения, местная, широкая и внутренняя общественность.
На компанию воздействуют и элементы макросреды — основные силы, которые могут как предоставлять возможности, так и создавать угрозы. Эти силы состоят из факторов демографической, экономической, природной, научно-технической, политической и культурной среды. В демографической среде многих развитых стран Запада и Азии наблюдаются следующие тенденции: изменение возрастной структуры и состава семьи, повышение образовательного уровня, а также углубление неоднородности. Экономическая среда демонстрирует изменение уровня доходов потребителей и характера покупаемых ими товаров. В природной среде наблюдается нехватка некоторых видов сырья, удорожание энергии, усиление загрязнения окружающей среды, рост внимания правительств к добыче природных ресурсов и повышение обеспокоенности общественности по этому поводу. Научно-техническая среда характеризуется ускорением научно-технического прогресса, расширением области применения научных открытий, необходимостью увеличения капиталовложений в научно-исследовательскую деятельность, смещением от глобальных открытий в сторону небольших совершенствований и ужесточением контроля технологических процессов. В политической среде наблюдается борьба двух противоположных направлений: с одной стороны, увеличивается контроль за предпринимательской деятельностью и усиливается давление государственных органов, а с другой — все громче звучат призывы прекратить эту политику. Кроме того, наблюдается рост различных общественных движений. И наконец, культурная среда характеризуется устойчивой тенденцией изменения в сознании человека, выраженного лозунгом «общество — это мы», уменьшением лояльности по отношению к организациям и общественным институтам, усилением патриотизма и консерватизма, более внимательным отношением к природе и поиском непреходящих ценностей.
Любая фирма функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информацией (потребительские свойства, места продажи, гарантии). С рынка фирма получает деньги и информацию (объемы и темпы продаж, данные о товарах конкурентов и т.д.). Таким образом возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.
Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой фирма выступает как принимающее звено по отношению к поставщикам сырья, комплектующих изделий, разного рода указаний директивных органов. В ответ на этот поток материальных, финансовых и информационных "посланий" фирма также направляет информацию и деньги.
В итоге фирма оказывается тесно связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой. К условиям внешней среды следует отнести действующие и готовящиеся законы, общую экономическую ситуацию, политический климат, научно-технические достижения и действующие патенты, культурные и иные традиции.
Маркетинговая среда фирмы — совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь фирмы. Происходящие в этой среде изменения нельзя назвать ни медленными, ни предсказуемыми. Она способна преподнести крупные неожиданности и тяжелые удары, поэтому фирма должна внимательно следить за всеми изменениями среды, используя для этого и маркетинговые исследования, и имеющиеся в ее распоряжении возможности сбора внешней текущей маркетинговой информации.
Внутренняя среда фирмы.
Задача менеджеров по маркетингу заключается в том, чтобы заинтересовать целевые рынки своими предложениями. Однако управляющие маркетингом не могут концентрироваться только на потребностях целевых рынков.
Рис.1.Компаненты внутренней среды компании.
Разработчики планов проведения маркетинга учитывают интересы других подразделений компании, в частности, высшего руководства, финансовой службы, отдела исследований и разработок, службы материально-технического снабжения, производства и бухгалтерии. Все эти взаимосвязанные группы образуют внутреннюю среду. Высшее руководство формулирует цели и задачи компании, определяет общую стратегию и политику. Планы менеджеров по маркетингу должны согласовываться с планами, намеченными высшим руководством, и утверждаться до начала их реализации.
Кроме того, управляющие маркетингом должны тесно сотрудничать с другими подразделениями компании.
Финансовая служба занимается изысканием и использованием средств для поддержания плана проведения маркетинга.
Отдел исследований и разработок отвечает за создание безопасных и привлекательных товаров.
Служба материально-технического снабжения предоставляет необходимые материалы.
Производственный отдел отвечает за выпуск товаров необходимого качества и в нужном количестве.
Бухгалтерияведет учет доходов и расходов, показывая маркетологам, насколько успешно те достигают своих целей.
Таким образом, все эти отделения принимают участие в разработке планов и деятельности службы маркетинга. Следуя концепции маркетингового подхода, все эти подразделения должны "мыслить как потребитель", и все они должны согласованно трудиться, чтобы обеспечить клиентам товар, имеющий высокую потребительскую ценность и приносящий удовлетворение.
Компоненты микросреды компании.
Микросреда — силы, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.