Административное право как отрасль российского права. Понятие, предмет, метод отрасли административного права
Понятие, признаки, виды и функции гос.управления. Исполнительная власть.
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса.
Признаки:
1.Государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти.
2.Осуществляет админ. правотворчество.
3.Осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан.
4.Государственное управление - это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность.
5.Осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти.
6.Отвечает принципу законности.
7.Строится на основе вертикальных и горизонтальных связей и отношений.
8.Основывается на принципе организационности.
9.Реализует полномочия юрисдикционного характера.
Виды:
1.Внутреннее
2.Внешнее
3.Внутриорганизационное
Также:
1.Суверенное
2.Управление, осущ. в частноправовых формах
И еще:
1.Общее
2.Обособленное
Функции:
1.Информационное обеспечение деятельности гос. Органов
2.Прогнозирование и моделирование развития системы гос. Управления
3.Планирование 4.Организация
5. Распорядительство
6. Руководство
7. Координация
8. Контроль
9. Регулирование
10.учет
Исполнительная власть – абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существование гос. власти.
Гос. Управление – форма осуществления исп. Власти.
Понятие «исп. Власть» более узкое по отношению к понятию « гос. Управление».
Административное право как отрасль российского права. Понятие, предмет, метод отрасли административного права.
Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Признаки отрасли административного права:
- является одной из основополагающих отраслей публичного права;
- представляет собой совокупность юридических норм;
- имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
- имеет свой метод правового регулирования;
- обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
- имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.
Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.
Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.
Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.
Характеристика административно-правового метода:
- представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;
- наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;
- чаще всего представляет собой одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;
- не исключает использования диспозитивных средств;
- отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.
Предписание - метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.
Запрет - метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.
Дозволение - метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.