O значительное место в бюджетных расходах занимают статьи на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение национальной безопасности;
O определенное место в расходных статьях бюджета отводятся на обслуживание внутреннего и внешнего долга;
O часть расходов государства направляется для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров, на кредитование экспорта, материальное обеспечение внешнеэкономических связей;
O государство осуществляет финансирование научно-технических, инновационных программ и разработок, расходы на государственное управление.
От целесообразности и направленности использования централизованного фонда зависит благополучие и уровень жизни населения.
Все бюджетные расходы в зависимости от роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы составляют бюджет текущего потребления: трансферты, выплата процентов по государственному долгу, расходы на содержание вооруженных сил, органов государственной власти и управления, развитие науки и космоса. Вторые, капитальные – это бюджет развития, связанный с финансированием капитальных вложений в основной капитал, с инвестиционной деятельностью.
Динамика структуры государственных расходов в долгосрочной перспективе в значительной степени определяется изменениями в демографическом составе населения. С увеличением численности пожилых людей в расходах госбюджета возрастает доля затрат, связанных с пенсионным обеспечением, финансированием специальных социально-бытовых учреждений, установлением льгот и гарантий, осуществлением дополнительных мер по социальной защите граждан.
В странах с относительно молодым населением увеличиваются затраты на дошкольные и школьные учреждения, на образование, создание новых рабочих мест.
Структура расходов государственного и местных бюджетов имеет свои особенности, однако везде действует тенденция роста доли государственных расходов в национальном доходе и валовом внутреннем продукте. Таким образом, между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услугпостоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета. При сбалансированном бюджете, сумма поступления доходов от налогов, пошлин, сборов совпадает с величиной расходов государства в точке D (рисунок 12.1.) и равна отрезку DE. Если отсутствует рост национального продукта, то снижается и сумма налоговых поступлений в бюджет до уровня ВС. Величина бюджетного дефицита составит отрезок АВ. При повышении экономической активности величина налоговых поступлений превысит уровень государственных расходов, излишек (профицит) составит отрезок MN.
Таким образом, на размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объемов национального продукта и национального дохода. Однако, если даже рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, приводящий к увеличению доходов, он не обеспечивает такого прироста налоговых и других поступлений, который бы сбалансировал возросшие расходы, то есть сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.