Тема 9. Регулирование развития экспортного сек­тора экономики и импорта

(ОК-8, ПК-8,26,28,48)

Взаимосвязь экспортного и внутреннего секторов эко­номики, мето­ды обоснования политики развития экс­портного сектора хозяйства, оценка его влияния на возможности развития национального хозяйства и потреб­ления. Методы измерения эффективности внешне­экономиче­ской деятельности с точки зрения реализации программных установок концепции социально-экономи­ческого развития. Государственные ме­ры по привлече­нию или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны*. Меры государственного регулирова­ния внешнеэко­номической деятельности в среднесроч­ном и краткосрочном периоде.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основными видами учебной работы являются: лекции, практические занятия, коллоквиумы, групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы, в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий.

Обсуждение конкретных ситуаций, анализ случаев (кейсы), групповые дискуссии, разбор конкретных профессиональных задач.

Самостоятельная работа студентов включает изучение литературных источников, их анализ, подготовку по темам пропущенных занятий.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов яв­ляется экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1-й зачет­ной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и
1 день на экзамен (9 часов).

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Прогнозирование экономической динами­ки и эко­но­ми­ческой эффективности

2. Прогнозирование основных факторов народохозяй­ст­вен­ной динамики и их интегральные результаты.

3. Варианты оценки потен­циала экономического рос­та и возможные пути их реализации.

4. Методы прогнозирования вариантов темпов эконо­мического роста в зависимости от выбора целей, типа развития (трудосберегаю­щий, капиталоемкий, масштабы привлечения внешних ресурсов, соот­ношение экспортного и внутреннего секторов, воз­можностей и др.).

5. Регулирование процессов формирования социально-экономической структуры

6. Обоснование рациональной отраслевой структуры на перспективу: влияние структу­ры совокупного спроса.

7. Использование межотраслевого баланса в каче­стве инструмента прогнозирования отраслевой структу­ры экономики.

8. Комплексный прогноз социального разви­тия и уровня жизни.

9. Социальная политика как элемент концепции прог­раммы социаль­но-экономического развития.

10. Целевые установки в области социально­го разви­тия.

11. Система показателей комплексного прогноза со­циального развития и уровня жизни, социальные нормативы, их роль и примене­ние в государствен­ном регулировании динамики структуры и доходов населения. Антиинфляционная политика.

12. Регулирование занятости и рынка труда.

13. Влияние экономиче­ской политики (структурной, финансовой, кредитной, социальной и др.) на структуру занятости и использования трудовых ресурсов. Мето­дический инструментарий прогнози­ро­ва­ния занятости и рынка труда.

14. Сбалансированность и дисбалансированность спро­са на труд и предло­жение рабочей силы. Прогноз­ные оценки масштабов трудовых ресур­сов.

15. Регулирование инвестиций.

16. Инвестиции как важнейшие показатели концепции и программы социально-экономического развития и инструмент макрорегулирования.

17. Использование показателей инвестиционно-фондо­вых процессов в народном хозяйстве для обоснова­ния источников инвестиционных ресурсов, учета их неоднородности.

18. Обоснование допустимых масшта­бов сдвигов в отраслевой структуре инвестиций.

19. Прогнозирование научно-технической политики (НТП). Система государственной поддер­жки НТП.

20. Обоснование направлений НТП в рамках социаль­но-экономической концепции и программы разви­тия.

21. Использование показателей эффек­тивности НТП в прогнозировании и выборе мер по воздействию НТП, методы обоснования государственных прог­рамм поддержки НТП.

22. Госу­дарственное управление научно-техническим раз­витием в условиях формирования рыночных отношений. Технология прогнозирования и регули­рования обеспе­ченности населения.

23. Государственный бюджет как инстру­мент регули­рования и планирования.

24. Оценка финансовых ресурсов как инструментов реализации кратко­срочной программы развития.

25. Роль и место государственных финансов, бюджета и внебюджетных фондов в обеспечении реализации приорите­тов национальных целей и их влияние на структуру бюджета. Оптими­зация государственных расходов.

26. Государственный бюджет как метод краткосроч­ного и среднесрочного регулирования.

27. Методы оценки фи­нансирования бюджетного дефи­цита.

28. Учет внешнего и внутреннего долга как лимити­рующих факторов на возможность реализации про­граммных установок.

29. Кредитно-денежная политика как инстру­мент кратко- и среднесрочного планирования и регули­рования.

30. Механизм функционирования кредитно-денежной системы как ин­струмент кругооборота ресурсов в финансовой системе.

31. Взаимосвязь кредитно-денежной системы с дина­ми­кой производства.

32. Взаимодейст­вие Центрального банка и правитель­ства в сфере обеспечения матери­ально-финансового равновесия. Эффективность кредитно-денежной поли­тики.

33. Государство и предприятие.

34. Задачи и результаты государственного регулирова­ния.

35. Антитрестовское законодательство: струк­турная антимонопольная политика, стимулирование роста эффектив­ности производства, сокращение издер­жек производства.

36. Конкурентная политика и механизм банкротств. Реформирование госсектора.

37. Механизм регулирования развития ре­гионов.

38. Региональные аспекты экономической политики, региональные программы развития.

39. Система территориальных прогнозов и проектных разработок, применяемых на практике.

40. Система показа­телей и моделей, используемых для анализа, прогноза и планирования развития регио­нов. Концепция формирования единого простран­ства СНГ. Внешнеэкономическое регулирование в рамках региональной политики, в том числе: пред­посылки, возможности и методы самоуправ­ления и самофинансирования территорий различного уров­ня.

41. Регулирование развития экспортного сек­тора эко­но­мики и импорта.

42. Взаимосвязь экспортного и внутреннего секторов экономики, мето­ды обоснования политики разви­тия экспортного сектора хозяйства, оценка его влияния на возможности развития национального хозяйства и потребления.

43. Методы измерения эффективности внешнеэкономи­че­с­кой деятельности с точки зрения реализации программных установок концепции социально-эко­но­мического развития.

44. Государственные ме­ры по привлечению или огра­ни­чению доступа иностранного капитала в эконо­мику страны.

45. Меры государственного регулирования внешнеэко­номической деятельности в среднесрочном и крат­ко­срочном периоде.

Наши рекомендации