Статья 281. Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд
1. Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
2. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
3. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Статья 282. Выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Статья 283. Прекращение прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд
В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 настоящего Кодекса.
95 Правовой режим земель лесного фонда. Понятие лесного участка.
К з-м лесн.фонда относятся лесные з-и (з-и, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хоз-ва нелесные з-и (просеки, дороги, болота и д.).
Лесные уч-ки в составе з-ь лесн.фонда нах-ся в фед-ой собст-ти Формы собст-ти на лес.уч-ки в составе з-ь иных категорий определяются в соответствии с земельным закон-вом. На основании ст.3 201-ФЗ земли лесного фонда находятся в фед-ой собст-ти.
В ГК внесены изменения в соответствии с которыми леса и мн.насаж-я более не являются объектами недвиж-ти.
Права предусмотренные на лесные уч-ки:постоянное бессрочное пользование, сервитуты, аренда, безвозмездное срочное пользование.
Использование лесов может быть следующих видов:1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) ведение охотничьего хоз-ва и осуществление охоты; 6) ведение сельского хоз-ва; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреац-ой деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полез-х ископаемых; 12) строит-во и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротех-х соор-ий и специализированных портов; 13) строит-во, реконструкция, эксплуатация ЛЭП, линий связи, дорог, трубопроводов и др.линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) деятельность связанная с охраной, защитой и воспроизводством лесов.
Леса, расположенные на з-х лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных тер-ях; 2) леса, расп-е в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль жд-х путей общего пользования, фед-х автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собс-ти субъектов РФ; в) зеленые зоны, лесопарки; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 4) ценные леса: а) гос-ные защитные лесные полосы; б) противоэрозионные леса; в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; г) леса, имеющие научное или историческое значение; д) орехово-промысловые зоны; е) лесные плодовые насаждения; ж) ленточные боры.
К особо защитным участкам лесов относятся: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; 3) постоянные лесосеменные участки; 4) заповедные лесные участки; 5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; 6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; 7) другие особо защитные участки лесов.
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению. В эксплуатационных лесах допускается исп-ие лесов всех предусмотренных ЛК видов.
Отнесение лесов к эксплуатационным лесам и установление их границ осуществляются органами гос-ой власти, ОМС в пределах их полномочий.
К резервным лесам относятся леса, в кот-х в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осущ-ся авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам. Отнесение лесов к резервным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий
96 Понятие, виды и содержание платы за землю.
Зем.Кодексом РФ устан-н принцип платности исп-я земли, в соотв. с кот. любое исп-е з. осущ-ся за плату, за исключ-м случаев, устан-х законодат-вом.
Формы платы за землю: земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисление и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ «О налогах и сборах»(ч.2 НК РФ).
Налогоплательщиками признаются орг-ции, индивид-ые предприниматели и физ. лица.
Объектом налогообложения является зем. уч-ки, расположенные в пределах муницип-х образ-й и городов фед. значения.
Не являются объектами налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота;
2) земли занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историк культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки, отведенные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд России;
4) земли, ограниченные в обороте в пределах лесного фонда;
5) земельные участки, занятые водными объектами за исключением земельных участков занятых прудами и обводненными карьерами, находящимися в частной собственности.
Налоговая база по каждому земельному участку определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01. года, являющегося налоговым периодом. (налог. период – с 1 янв.до 31 дек)
Организации и ИП самостоятельно определяют налоговую ставку на основании сведений ГКН. Налоговую ставку для гр-н определяют налог. органы. на основании сведений ГКН; гр-не получают уведомление об уплате зем. налога.
Ст. 391 НК РФ некоторым категориям налогоплат-ов предоставляются льготы, кот. выраж-ся в возм-ти уменьшать налоговую базу на 10тыс. руб.
Налоговая база в отношении зем. уч-в нах-ся в общедолевой соб-ти определяется в долях для каждого собственника земли пропорционально его доле.
Со смертью налогоплательщика прекращается его обязанность уплачивать налог. Задолженность по налогам такого умершего погашается в пределах стоимости наследственного имущества.
Налоговым кодексом устанавливается предельные коэффициенты: налоговые ставки устанавливаются НПА представительных органов муницип-х образ-ий, законами Москвы и Санкт-Петербурга и не могут превышать:
1. 0,3% в отношении земельных участков
а) отнесенных к землям с.-х. назначения или к землям с.-х. использования в насел-х пунктах
б) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобрет-х для жил. строительства.
в) приобретенных для ЛПХ, садов-ва, огород-а или животнов-ва, а также для дачного хозяйства.
2. 1,5% в отношении прочих земель.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и(или) разрешенного использования земельных участков.
НК освобождает от зем. налога уголовно-исполнительные орг-ции и учреждения, гос авто дороги общего пользования, религиозные организации.
Если право на зем. уч-к возникает до 15 числа месяца включительно, то зем. налог за этот месяц выплачивает новый соб-к, если после 15 – прежний (продавец).
В отношении земельных участков приобретенных в собственность для проведения на них жилищного строительства суммы земельного налога исчисляются с учетом коэф. 2, в течении 3 лет проектирования и строительства вплоть до гос рег-ции и с учетом коэф. 4, если более 3 лет.
Если строительство и гос рег-ция были завершены до истечения 3 лет, то налог, уплаченный в течение этого периода сверх суммы налога, исчисленного с учетом коэф 1 признается суммой излишне уплаченного налога и возвращается налогоплательщику.
Для ИЖС в течение первых 10 лет применяется коэф 1. После 10 летнего срока - коэф 2.
Арендная плата устан-ся договорным путем, через достижение взаимного согласия сторон; взимается за землю, переданную в аренду. Р-р, условия и сроки внесения арендной платы опред-ся договором. Такой порядок предусмотрен ГК РФ, ЗК РФ, Законом РФ "О плате за землю", а также Инструкцией МНС РФ от 21 февраля 2000 г. N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю".
Объектами обложения арендной платой являются зем. уч-ки, части зем. уч-в, зем доли, предост-ые гр-нам в соб-ть, владение или пользование (аренду).
Согласно Закону "О плате за землю" (ст. 21), при аренде земель, находящихся в гос или муницип соб-ти, соответствующие органы исполнит. власти устан-ют базовые размеры арендной платы по видам исп-я земель и категориям арендаторов.
Конкретизируются все условия по арендной плате в договорах, которые составляются по соот-щим формам договора аренды. Например, по землям с/х назначения форма договора утверждена постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель с/х назначения и договора временного пользования землей с/х назначения". По этой форме аренды земель арендодателями зем уч-ов явл-ся гр-не, имеющие зем уч-ки в соб-ти и сдающие их в аренду для с/х исп-я.
При этом в договоре указ-я общая площадь и план земель, переданных в аренду, их экспликация и список зем уч-в с особым режимом их использования.
Арендная плата может взиматься в денежной или натуральной форме, отдельно или в составе общей аренды за все арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы. Конкретные виды внесения арендной платы товарами, услугами или путем комбинированных выплат - в денежной и натуральной форме - определяются доп-ми соглаш-ми м/у сторонами.
При отсутствии такого соглашения арендатор выплачивает арендодателю арендную плату в денежной форме равными частями ежемесячно или ежеквартально.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в гос и муницип. соб-ти опред-ся путем применения ставок, устан-мых компетентными органами (базовые р-ры арендной платы). Традиционно эти ставки устанавливаются за единицу площади с учетом зоны градостроительной ценности, категории земли, вида ее использования
Виды арендной платы: денежная, натуральная, комбинированная.
97 Виды и содержание юридической ответственности за нарушения земельного законодательства.
Правовая охрана земель, как один из видов их охраны, представляет собой совокупность юр.норм, направленных на обеспечение рац. использ. земли, и улучшение ее естест. св-в. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрений за примерное действия субъектов и наказание правонарушителей.
Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституц.порядке. В соответствии со ст. 9 Конс. РФ земля и др. прир.ресурсы используются и охраняются РФ как основа жизни и деятельности народов. Зем. законодательство, развивая эти положения, определяет обеспечение рац. использования и охраны земель как одну и глав. задач правового регулирования зем. отношений.
Одним из основных методов правовой охраны земель явл. юр. отв-сть за нарушение зем. законодательства. Юр. отв-сть представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физ. и юр. лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю. Принудительные меры могут иметь хар-р принуждения и пресечения неправомерного поведения субъектов или наказания их за совершение таких действий. Основанием для привлечения к ответственности в каждом случае является правонарушение, т. е. конкретное действие или бездействие, кот. противоречит требованиям зем. законод..
ЗК РФ предусматривает возможность применения к нарушителям зем. законод. всех видов юр.отв-ти: административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной (земельно-правовой).
Административная отв-сть наступает в связи с совершением администр. проступка, кот. признается противоправным, т.е. нарушающее нормы права, виновное действие (бездействие) физ. или юр. лица, за кот. по КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена админ. отв-сть. Субъекты админ. отв-ти – граждане с 16 лет, юр. лица, должностные лица. Осн.наказание – штрафные санкции.
Ст. 7.1 . КоАП Самовольное занятие зем. уч.; ст. 7.2. уничтожение спец. знаков; 7.8. самовольное занятие зем. уч. прибрежной защитной полосы, водоохраной зоны; ст. 7.9. самовольное занятие уч. лесного фонда; ст. 7.10. самовольная переуступка права пользования землей; ст. 7.14. проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения гос. органа охраны; 7. 16. незаконный отвод зем. уч. На особо охраняемых землях; 8.6. порча земли; 8.7. невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; 19. 9. нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении зем. уч.
К уголовно наказуемым правонарушениям относятся такие противозаконные действия физ. лиц, кот. представляют собой общественную опасность.
Ст. 254 УК РФ. Порча земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хоз. деятельности
Ст. 262 УК РФ. нарушение режима особоохраняемых природных территорий и природных объектов.
Ст. 170 УК РФ. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных ГЗК, умышленное занижение размеров платежей за землю.
За нарушение указанных правонарушений – штраф от 100 до 500 МРОТ либо лишение права занимать определенные ложности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Дисциплинарная. Одна из правовых форм воздействия на нарушителя трудовой дисциплины. Регулируется нормами трудового законодательства. Могут взыскаться за нарушение зем. законод. только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. Объект правонарушения двойной: правила внутреннего распорядка и правила использования земли. 3 виды наказаний в трудовом кодексе – наказание, выговор, увольнение. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не позднее 6 мес. со дня его совершения.
В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена материальная ответственность. Она связана с необходимостью возмещения материального вреда, как следствия правонарушения.
2 группы материального вреда:
- вред, возникающий в результате совершения неправомерных действий, не относящийся к категории сделок (уничтожение ПСП, захламление, загрязнение, невыполнение мероприятий по борьбе с эрозией, по охране и улучшению земель, проектирование и строительство объектов, отрицательно влияющих на состояние земель).
- вред, возникающий в результате совершения неправомерных сделок с землей. Такие сделки считаются недействительными. Если действия сторон не признаются умышленными, то каждая из сторон возвращает другой все полученное по сделке. Если умышленными действие одной стороны – то сторона возмещает другой стороне все полученное по сделке, а полученное последней – взыскивается в доход гос-ва. Если умышленные действия обеих сторон – то в дох гос-ва полученное по сделке обеими сторонами.
Земельно-правовая (специальная) ответственность представляет собой принудит.изъятие зем. уч. у собственников земли и землепользователей за совершение ими определенных неправомерных действий или за бездействие, влекущее негативные последствия. Изъятие только по решению суда.
Изъятие зем. уч. у собственников (ст. 235 ГК РФ) возможно в случаях: обращение взыскания на зем. уч. по обязательствам; отчуждение уч., который в силу закона не может принадлежать данному лицу на праве собственности; конфискация зем. уч.; изъятие зем. уч., используемого с нарушением законодательства.
Изъятие уч-ка, находящегося на праве частной собственности (ст. 285 ГК РФ): нерациональное использование земель; использование не в соответствии с установленным целевым назначением; использованием методами, приводящими к снижению ПСП.
При обнаружении правонарушения орган, осуществляющий гос. зем. контроль, налагает административное взыскание в виде штрафа и выносится предупреждение с указанием срока ликвидации правонарушения. В случае неустранения орган направляет материалы о прекращении права на зем. уч. в орган, обладающий компетенцией по предотвращению и изъятию зем. уч. решение суда может быть обжаловано.
98 Разграничение государственной собственности на землю.
И соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее
На праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, субъектами государственной собственности являются Российская Федерация|, республики, края, области, города федерального значения, автоним пая область, автономные округа.
Поскоскольку объектами любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные земельные участки, в настоящее время трудности связаны с определением объектов собственности
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и
Собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялась в соответствии с утратившим силу федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ.
Целью разграничения публичной собственности являлось индивидуальное определение каждого земельного участка и отнесение к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации. Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определит!, каждый участок на территории, составляющей примерно 70—80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственности конкретного публичного субъекта. Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с чем было принято решение об отмене разграничения государственной собственности в качестве самостоятельной процедуры.
В настоящее время разграничение государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившей в силу с 1 июля 2006 г. Данная статья устанавливает следующие принципы разграничения:
1) Закреплено, что акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, изданные Правительством Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г., являются основанием для государственной регистрации права собственности соответствующего публичного образования на такие земельные участки;
2) Установлены три признака, позволяющие отнести земельный участок к собственности одного из публичных образований (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование):
— нахождение на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности соответствующего публичного образования;
— если земельный участок был предоставлен органам власти соответствующего уровня, их территориальным органам (в отношении федеральных органов государственной власти), казенным предприятиям , унитарным предприятиям, или некоммерческим организациям, органами власти соответствующего уровня;
- прямое указание федерального закона, а в отношении земель, относящихся к муниципальной собственности — прямое указание федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, принц того в соответствии с федеральным законом.
Раздел «ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР» (доц. Яровой АМ.)