Пивоваренная промышленность СССР
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Пивоваренная промышленность России»
Студента 3 курса очной формы обучения группы № 3/4 Клепика М.В. Научный руководитель: Дмитриева А.А. |
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ПИВОВАРЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 4
Пивоваренная промышленность СССР 4
Пивоваренная промышленность России после распада СССР 6
Пивоваренная промышленность России сегодня 7
Производство пива по регионам 9
Глава 2. ПРОЦЕСС ПИВОВАРЕНЬЯ 11
Производство солода 11
Производство хмеля 14
Производство дрожжей 16
Использование воды 17
Тара для пивоваренной промышленности 17
Глава 3. КРУПНЕЙШая ПИВОВАРЕННая КОМПАНИя В РОССИИ 19
3.1 Пивоваренная компания «Балтика» 19
3.2 Экспорт пива компании "Балтики"21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
ВВЕДЕНИЕ
Данную курсовую работу я выбрал потому что, пивоваренная промышленность России это наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Пиво в России занимает лидирующие позиции в алкогольной продукции. На российском рынке представлены около сотен различных марок пива. В наше время пиво пользуется большим спросом, вследствие чего, все больше и больше развиваются компании по производству пива, Географическая карта пивной промышленности уже охватила почти все уголки нашей необъятной родины. В каждом Федеральном округе присутствуют местные заводы.
В выбранной мной теме я раскрою фазы становления и развития пивоваренной промышленности на Российском рынке. Проблемы и перспективы развития данной мной отрасли.
В своей работе хотел затронуть тему, с чего начиналась пивоваренная промышленность, какие трудности и проблемы ее ожидали. Из чего делают пиво, и где располагается сырьевая база ведущих компаний России. Чем отличается наше пиво от зарубежного производителя. И что заставляет иностранные компании приобретать акции наших заводов.
Глава 1. РАЗВИТИЕ ПИВОВАРЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Пивоваренная промышленность СССР
Пивоваренная промышленность в СССР начала развиваться в 20-годы прошлого столетия. Отечественное производство не пользовалось большой популярностью у советских граждан. В основном были популярны зарубежные марки пива, в частности Германские сорта - «Мюнхенское» «Баварское», а также Австрийские, Чешские сорта.
Толчком для развития отечественного пивоваренья стал 1928 год. В этом году появились общегосударственные стандарты (ОСТ). Согласно этим стандартам в СССР могли выпускать лишь четыре сорта пива (два светлых, одно темное и одно черное)
Интересен тот факт в истории советской пивоваренной промышленности, что Новая экономическая политика (НЭП), для увеличения спроса на отечественное производство, решило сократить производство иностранного пиво выпускаемого в СССР. Советские сорта не снискали уважение у граждан и на частных предприятиях продолжали варить полюбившиеся заграничное пиво. И тогда Нарком пищевой промышленности Анастас Микоян Иванович, предложил вариант, который устроил всех. Сменить иностранные названия марок на Советские. Так появились любимые в Советском союзе марки «Жигулевское» «Украинское» «Русское» «Московское».
Кардинальная встряска ждала советскую пивоваренную промышленность в послевоенные годы. Тогда на смену ОСТам пришли ГОСТы (государственный стандарт). После войны начали массово завозить Немецкое пиво и, они окончательно вытеснили советское производство. Потому пиво завезенное из Германии отвечало по всем государственным стандартам и технологическим процессам, советские производители не могли соперничать с конкурентами.
Настоящим прорывом для отечественного пивоваренья был конец 50-х, когда появились РТУ (республиканские технические условия). С этого закона в Советском Союзе можно было приобрести сорта - от Рижского до Магаданского. Эти сорта не стремились соперничать с крупными зарубежными компаниями, это было попросту невозможно, прежде всего, из-за нехватки опыта. Они были ориентированы на региональный рынок, использовали местное сырье, продукция реализовывалась по доступным для советских граждан ценам.
По количеству ассортимента лидерами были Прибалтийские республики (Литва, Латвия, Эстония). Поскольку они чтили традиции, исторического влияния Германии и Австрии.Главным поставщиком сырья, была естественно Украинская Советская Социалистическая Республика.В Республике были идеальные климатические условия и богатые природные ресурсы, что идеально соответствовало для производства хмеля и солода.
УССР занимало 5 место в мире после (США, ФРГ, Китая и Чехословакии) по выращиванию хмеля. Было засажено более десяти тысяч гектаров земли под хмель и солод. Выращивание хмеля велось в основном в западной и центральной Украине это видно из прил. 1,тогда как посевные площади крупных солодовенных предприятий располагались по всей Украине это видно из прил. 2.
Территориальная близость, как к Прибалтики, так и к Украине, дало толчок для Белоруской пивной промышленности. В кратчайшие сроки, получив достаточно опыта у своих соседей, Белорусы могли похвастаться своими успехами. На Советский рынок стали поступать такие марки пива как «Лидское», «Гродненское юбилейное», «Минское золотистое», «Старый замок». Надо заметить, что Белорусы пользовались своей сырьевой базой. Ячмень и хмель выращивался в основном Брестской области, она являлась основным поставщиком сырья в БССР.
К концу 1970-х годов потребление спиртных напитков в СССР достигло рекордного уровня. Что подвигло советскую власть пойти на крайние меры. Так в 1985 году вступила в силу антиалкогольная кампания, действующая до 1987 года.
В результате антиалкогольной компании сырьевая база сократилась на треть. Это было вызвано из-за того что колхозы не получали, полагающую им надбавку, за трудоемкое производство, им просто стало невыгодно, заниматься этими культурами. Строящиеся заводы закрывались. В период антиалкогольной компании в Советском Союзе было закрыто 22 пивзавода. Годовое производство пива сократилось в два раза так в 1987 году, выпуск продукции был 660 млн. дал, то в 1987 году составлял уже 332млн. дал.