Образец оформления титульного листа отчета

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

КРАСНОЯРСК 2015

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический

университет»

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

Рабочая программа

для студентов направления 080100.62 (38.03.01) «Экономика» профиля подготовки

«Экономика предприятий и организаций»,

направления 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент» профиля подготовки

«Производственный менеджмент»

очной, заочной и заочной сокращенной

форм обучения

КРАСНОЯРСК 2015

Учебная практика: рабочая программа для студентов направления 080100.62 (38.03.01) «Экономика» профиля «Экономика предприятий и организаций», направления 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент» профиля «Производственный менеджмент» очной, заочной и заочной сокращенной

форм обучения.- Красноярск.: СибГТУ, -2015. - 20с.

Составитель рабочей программы Л.П. Андреева

Рецензент канд. эконом. наук, доц. Е.В. Мельникова (научно-методический совет СибГТУ)

В рабочей программе рассматриваются цели и задачи учебной практики, ее организация, руководство, форма и содержание отчетности. Приведены приложения для сбора экономической информации.

Одобрено и рекомендовано печати редакционно-издательским советом СибГТУ.

© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический

университет», 2015

Введение

Учебная практика студентов СибГТУ является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Практика – вид учебной работы, направленный на развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Объемы практик определяются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), по направлениям подготовки высшего профессионального образования.

Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.

Рабочими учебными планами направления 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий» предусмотрена учебная практика на первом курсе во втором семестре сроком 2 недели по очной и заочной ускоренной формам обучения. По заочной форме обучения – 2 недели на третьем курсе в пятом семестре.

Рабочими учебными планами направления 080200.62 «Менеджмент» профиля подготовки «Производственный менеджмент» предусмотрена учебная практика на первом курсе во втором семестре сроком 2 недели по очной и заочной ускоренной формам обучения. По заочной форме обучения - 2 недели на третьем курсе в пятом семестре.

Цель рабочей программы - управление подготовкой и проведением практического обучения студентов в реальных условиях профессиональной деятельности.

Рабочая программа являются документом, раскрывающим цели и задачи, содержание и методы практической подготовки, обеспечивающим непрерывное целенаправленное, логически обоснованное формирование у будущих бакалавров знаний, умений и навыков в соответствии с квалификационными требованиями к выпускнику.

1. Цели и задачи учебной практики

Цели и задачи практики определяются соответствующими ГОС ВПО и примерными программами практик, рекомендуемыми соответствующими учебно-методическими объединениями (УМО).

Цель учебной практики - управление подготовкой и проведением практического обучения студентов в реальных условиях профессиональной деятельности.

Задачи учебной практики:

- углубление, закрепление и систематизация знаний, полученных в период обучения студентами в 1-2 семестрах по дисциплинам рабочих учебных планов подготовки бакалавра в вузе на основе глубокого изучения работы предприятий;

- интеграция теоретического обучения с практической деятельностью;

- активизация познавательной деятельности студентов;

- развитие творческого подхода к решению практических задач;

- формирование профессиональной ориентации, стремление к овладению избранной специальностью.

Задачи рабочей программы учебной практики:

- планирование и организация практики;

- регламентация деятельности студентов-практикантов и руководителей практик;

- стимулирование интереса к научно-исследовательской работе;

- контроль и самоконтроль знаний;

- самообразование;

- координация деятельности преподавателей вуза и бакалавров- практиков.

Задачи практики определяются перечнем учебных дисциплин, изученных студентом в 1-2 семестрах.

Во-первых,студенту-практиканту следует ознакомиться с должностными инструкциями специалистов по экономической, финансовой, маркетинговой деятельности и бухгалтерскому учету.

Во-вторых, проверить может ли он в практических условиях применить те знания, которые получил в процессе теоретического обучения.

В-третьих, студент, окончив первый курс экономического факультета, должен задуматься – правильный ли выбор направления и профиля подготовки он сделал, поступив на этот факультет.

2. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата

До начала практики студенты получили теоретические знания и практические навыки расчетов по следующим дисциплинам рабочего учебного плана подготовки бакалавров направления 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций»:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл: история предпринимательства и меценатства Сибири; право; экономика организаций; основы технологии;

- математический и естественно - научный цикл: экономическая информатика; основы технологии;

- профессиональный цикл: микроэкономика; макроэкономика.

Результаты учебной практики могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин экономика природопользования, экология, информационные технологии в экономике; статистика, деньги, кредит, банки, бухгалтерский учет и анализ.

Студенты направления 080200.62 «Менеджмент» профиля подготовки «Производственный менеджмент» получили теоретические знания и практические навыки расчетов по следующим дисциплинам рабочего учебного плана:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл: история предпринимательства и меценатства Сибири; правоведение; экономическая теория;

- математический и естественно - научный цикл: информационные технологии в менеджменте; научные основы инновационных технологий; древесиноведение; лесная таксация.

Результаты учебной практики могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин: «Методы принятия управленческих решений», «Экология», «Стратегический менеджмент», «Финансирование и кредитование предприятий», «Статистика», «Технология лесозаготовительного производства», «Экономика и управление лесным хозяйством», «Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли».

3. Формы проведения учебной практики

Форма проведения практики выездная (заключается трёхсторонний договор: СибГТУ - предприятие - студент). В случае несоблюдения договорных условий, личных причин, связанных с состоянием здоровья студента – стационарная форма (на базе экономического факультета СибГТУ).

4. Место и время проведения учебной практики

Практика проводится на базе предприятий любых форм собственности, способных обеспечить квалифицированное руководство на местах практик и представить необходимые материалы для изучения.

Проводится после первого курса во втором семестре сроком 2 недели по очной и заочной ускоренной формам обучения. По заочной форме обучения – 2 недели на третьем курсе в пятом семестре.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики

В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции.

Перечень реализуемых компетенций направления 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций»:

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

Перечень реализуемых компетенций направления 080200.62 «Менеджмент» профиля подготовки «Производственный менеджмент»:

- способность анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК-13);

- способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19).

Учебной практике предшествует собрание студентов по группам, на котором они получают программу практики, индивидуальное задание, подробный инструктаж по их выполнению.

6. Структура и содержание учебной практики

Общая трудоемкость учебной практики 3 зачетных единицы, 108 ч.

Таблица – 1 Структура и содержание учебной практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов Трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Организационные вопросы практики Инструктаж по технике безопасности, заселение и назначение руководителя практики от предприятия     Дневник по практике
Изучение учредительных документов и содержания основной деятельности предприятия Сбор и систематизация информации для написания Раздела 1 отчёта по практике   Конспект
Изучение производственной структуры и деятельности структурных подразделений предприятия (цехов основного производства) Сбор, обработка и анализ технико-экономических показателей, отражающих достигнутые результаты по видам деятельности   Заполнение таблицы Приложение Б
Изучение деятельности вспомогательно-обслуживающих производств Сбор, обработка и анализ технико-экономических показателей   Заполнение таблицы Приложение Б
Изучение организации деятельности экономических служб Сбор информации о штатном расписании в разрезе должностей, руководителей и специалистов экономической, маркетинговой, финансовой служб и бухгалтерского и налогового учёта.     Рисунок «Структура управления предприятием», Должностные инструкции
Заключительный этап Написание и оформление отчёта. Выполнение индивидуального задания   Отчёт

По пункту 1 содержания практики студент обязан:

- своевременно прибыть на место прохождения практики;

- соблюдать режим работы, выполнять указания руководителя практики от предприятия;

- изучить и выполнять правила техники безопасности.

Для руководства практикой студентов назначаются руководители от предприятий (организаций, учреждений)[3].

Руководитель от предприятия несет ответственность от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности; оказывает методическую помощь при выполнении индивидуального задания и сборе материалов к выполнению отчета по практике и курсовых проектов и работ в следующих семестрах [3].

Руководитель практики от вуза соответствующей кафедры:

- устанавливает связь с руководителем практики от предприятия;

- осуществляет контроль за соблюдением сроков практики, ее содержанием, выполнением индивидуальных заданий;

- оценивает знания и умения студентов, полученные в результате освоения программы практики.

По возникающим вопросам как организационного, так и методического характера студент может позвонить руководителю на кафедру по телефону 8(391)-27-79-55 [3].

Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению кафедры на основе промежуточной аттестации может быть зачтена учебная практика.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены как имеющие академическую задолженность, в порядке, предусмотренном уставом вуза [3].

Аттестация по итогам практики проводится на основании отчета и дневника, с отзывом руководителя практики от предприятия.

Отчет по практике является основным документом, в котором приводится аналитический обзор собранных материалов, статистические данные и другие сведения, источники их получения [7].

7. Методические указания по составлению отчета

Так как на экономику предприятия, финансовое состояние оказывают влияние, как факторы внешней среды, так и внутренней среды, то на первом этапе студент должен получить общее представление об объекте практики, а именно:

- наименование организации (предприятия), юридический статус, почтовый адрес. Информацию можно найти в годовом отчете форма №1 «Основные сведения о деятельности организации»;

- географическое местонахождение; природно-климатические условия региона; примыкание к внешним путям транспорта; удаленность от основных промышленных центров региона;

- с разрешения администрации познакомиться с учредительными документами, выяснить услугами каких банков пользуется, в какой налоговой инспекции состоит на учете, вступает ли в отношения с другими рыночными структурами: таможней, биржей, инвестиционными компаниями и т.п.

Организация производства и труда изучается и оценивается на основе информации производственных и плановых служб.

Изучению подлежат:

- последовательность операций технологического процесса;

- режим работы и расстановка оборудования.

После основного вида деятельности приводится технологический процесс вспомогательных и обслуживающих производств.

Обращается внимание на обеспечение электроэнергией, теплом, водой, топливом.

Состав производств, структуру управления производством предлагается изобразить схематично с учетом вертикальных и горизонтальных связей между структурными подразделениями (цехами) и отделами управления.

Для выполнения индивидуального задания экономические и финансовые показатели сводятся в таблицу «Динамика экономических показателей деятельности предприятия» (приложение Б).

Задание считается индивидуальным, так как на показатели деятельности оказывает влияние большое число факторов отраслевого характера, внешней и внутренней среды, что требует анализа и оценки конкретной ситуации.

Логический анализ, отражающий изменения показателей студент осуществляет по методикам, изученным в курсе «Экономика организации (предприятия)» [4].

Метод «логических умозаключений» позволяет путем сопоставления темпов роста (прироста) показателей оценить формирование финансового результата и влияние использования основных ресурсов на этот результат.

Источники информации для расчетов – формы статистической и бухгалтерской отчетности (приложения В и Г).

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

Разбор конкретных ситуаций со специалистами экономических служб.

В части выбора факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на производительность труда, эффективность использования основных фондов и формирование финансового результата (прибыль, убыток). Результаты обсуждения используются при составлении отчета (индивидуального задания).

Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение понятия «предприятие».

2. Охарактеризуйте классификацию предприятий по виду и характеру деятельности.

3. Назовите организационно-правовые формы предприятий.

4. Что понимается под производственной структурой предприятия?

5. Назовите основные элементы производственной структуры предприятия.

6. Что понимают под инфраструктурой предприятия? Назовите основные элементы производственной инфраструктуры.

7. Перечислите показатели производственной программы предприятия. Какие факторы влияют на их величину?

8. Назовите основные факторы и резервы роста производительности труда.

9. Охарактеризуйте обобщающие показатели экономической эффективности использования основных фондов.

10. Перечислите элементы затрат, формирующих себестоимость продукции.

11. Какие факторы влияют на себестоимость единицы продукции?

12. Назовите основные виды прибыли и порядок их расчёта.

13. Что представляет собой бухгалтерский баланс предприятия?

14. Каковы основные принципы построения организационных структур управления предприятием?

15. Что понимается под структурой кадров предприятия?

16. Назовите основные задачи управления персоналом.

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

Составление и защита отчета. Зачёт.

Результаты практики определяются с использованием методики модульно - рейтинговой технологии обучения (МРТО).

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

Основная литература:

1. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах: [федер. закон: от 26 декабря 1995 г. № 208 – ФЗ: с изм. и доп. от 1 января 2011г.]

2. Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной ответственностью: [федер. закон: от 8 февраля 1998 г. № 14 – ФЗ: с изм. и доп. от 1 января 2011г.]

3. Учредительные документы предприятия

4. Должностные инструкции

5. Приложение №1 Годовой отчет предприятия форма «Отчет о финансовых результатах за … год»

6. Ф №1 – предприятие «Основные сведения о деятельности организации за … год», раздел VIII

7. Ф №1 – предприятие, «Основные сведения деятельности организации за … год», раздел VII «Расходы на производство и продажу продукции (товаров, услуг)»

8. Приложение №1 «Отчет о финансовых результатах за … год».

12. Материально-техническое обеспечение учебной практики

Бытовые помещения, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных и научно-производственных работ.

Библиографический список:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 Федеральный закон от 30.11.94 № 51 - ФЗ (с последующими
изменениями и дополнениями в ред. от 14.11.2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/consultant.ru/popular/gkrfl/5_5.html.

2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1). Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст (с последующими изменениями в ред. от 24.12.2012) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www/consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc$

base=LAW$n=144138.

3. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего профессионального образования в Сибирском государственном технологическом университете. СМК ПОПС-3-4-2013. - Красноярск: СибГТУ, 2013. – 12 с.

4. Аксеновская, Н.А. Экономика организаций [Текст]: учебное пособие к курсовому проектированию, самостоятельной работе и дистанционному обучению для студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика» очной сокращенной, заочной и заочной сокращенной форм обучения / Н.А. Аксеновская, И.Н. Тарасова.- Красноярск: СибГТУ, 2014. – 116 с.

5. Паламарчук, А.С. Экономика предприятия: учебник для вузов по направлению «Экономика и другим экономическим специальностям» / А.С. Паламарчук. - Москва: Инфра - М, 2014. – 457 с.

6. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для бакалавров для экон. специальностей вузов / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова.- 5-е изд., испр. и доп..- М.: Юрайт, 2013. – 671 с.

7. Стандарт предприятия. Система вузовской учебной документации. Отчет по учебной и производственной практикам: структура и форма представления. СТП 3.4.2014-01. – Красноярск: СибГТУ, 2003. – 9 с.

Приложение А (обязательное)

Образец оформления титульного листа отчета

Образец оформления титульного листа отчета - student2.ru

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический

университет»

Факультет экономический

Кафедра экономики и организации отраслей лесного комплекса

ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Руководитель от предприятия:

__________________________

(ФИО)

__________________________

(ПОДПИСЬ, ДАТА)

Разработал отчет:

студент группы __________

__________________________

(ФИО)

__________________________

(ПОДПИСЬ, ДАТА)

Руководитель:

__________________________

(ФИО, ПОДПИСЬ)

__________________________

(ОЦЕНКА, ДАТА)

Красноярск, ____
Приложение Б (обязательное)

Таблица Б 1 – Динамика экономических показателей деятельности предприятия (организации)

  Наименование показателя Годы Темп изменения, %
Базовый Предыдущий Анализируемый Предыдущий к базовому Анализируемый к предыдущему
1. Выручка от продаж, тыс. руб. Приложение №1 Годовой отчет предприятия форма «Отчет о финансовых результатах за … год»
2.Выпуск товаров, услуг (Оборот), тыс. руб. Ф №1 – предприятие «Основные сведения о деятельности организации за … год», раздел VIII
3. Производство продукции: 3.1 вид продукции (натуральные единицы) 3.2 …………………… Ф №1 – предприятие «Основные сведения о деятельности организации за … год», раздел VIII
4.Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб: 4.1 в том числе: фонды основного вида деятельности (ОВД), тыс. руб. Ф №11 «Сведения о наличии и движении основных фондов и других нефинансовых активов за … год»
5. Фондоотдача, руб./руб. Расчет [4]
6.Средняя численность работников по видам деятельности, чел. 6.1 …………………… 6.2 …………………… Ф №1 – предприятие «Основные сведения о деятельности организации за … год», раздел VIII Виды экономической деятельности в отчетном году
7. Фонд начисленной заработной платы по видам деятельности, тыс. руб. 7.1 …………………… 7.2 …………………… Ф №1 – предприятие «Основные сведения о деятельности организации за … год», раздел VIII Виды экономической деятельности в отчетном году
8.Среднегодовая заработная плата по видам деятельности, руб. 8.1 …………………… 8.2 …………………… Расчет [4]
9.Выработка на 1 работника основного вида деятельности, тыс. руб. Расчет [4]
10.Соотношение роста производительности труда и средней заработной платы Расчет [4]
11.Расходы на производство и продажу продукции (товаров, услуг), тыс. руб. Ф №1 – предприятие, «Основные сведения деятельности организации за … год», раздел VII « Расходы на производство и продажу продукции (товаров, услуг)»
12.Затраты на 1 рубль проданной продукции, услуг, руб. Расчет [4]
  13.Материальные затраты, тыс. руб. Ф №1 – предприятие, «Основные сведения деятельности организации за … год», раздел VII « Расходы на производство и продажу продукции (товаров, услуг)»
14.Материалоемкость продукции, руб./руб. Расчет [4]
15. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. Приложение №1 «Отчет о финансовых результатах за … год»
16.Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. Приложение №1 «Отчет о финансовых результатах за … год»
17. Чистая прибыль, тыс. руб. Приложение №1 «Отчет о финансовых результатах за … год»
18.Рентабельность проданной продукции, % Расчет [4]
19. Рентабельность продаж, % Расчет [4]

Приложение В (справочное)

Наши рекомендации