Преподавание социально-гуманитарных дисциплин
В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь, данным по итогам совещания с педагогическим активом страны, разработаны Концепция оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (приказ Министра образования Республики Беларусь от 22.03.2012 № 194), рекомендации по ее реализации в текущем учебном году (Рекомендации по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, 22.05.2014) и Образовательный стандарт высшего образования «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» (15 июля 2014 г.).
Преподавание социально-гуманитарных дисциплин для наборов 2012-2015 годов осуществляется на основе Рекомендаций по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, утвержденных Министром образования Республики Беларусь 22.05.2014, Образовательного стандарта высшего образования «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» (15.07.2014) и с учетом типовых учебных программ по обязательным модулям цикла социально-гуманитарных дисциплин для учреждений высшего образования, утвержденных 30.06.2014:
«Философия» − ТД-СГ.020/тип.;
«Экономика» − ТД-СГ.021/тип.;
«Политология» − ТД-СГ.022/тип.;
«История» − ТД-СГ.023/тип.
Преподавание социально-гуманитарных дисциплин для наборов до 2011 года включительно осуществляется на основе Образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» (РД РБ 02100.5.227-2006) и с учетом типовых учебных программ по учебным дисциплинам цикла социально-гуманитарных дисциплин для учреждений высшего образования, утвержденных в 2004-2011 гг.:
«История Беларуси» − ТД-СГ.009/тип.;
«Основы идеологии белорусского государства» − ТД-СГ.007/тип.;
«Философия» − ТД-СГ.010/тип.;
«Экономическая теория» − ТД-СГ.012/тип.;
«Социология» − ТД-СГ.008/тип.;
«Политология» − ТД-СГ.011/тип.;
«Основы психологии и педагогики» − ТД-СГ.006/тип.;
«Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) (на белорусском языке)» − ТД-СГ.001/тип.;
«Физическая культура» − ТД-СГ.014/тип.;
«Логика» − ТД-СГ.016/тип.;
«Религиоведение» − ТД-СГ.017/тип.;
«Основы права» − ТД-СГ.018/тип.
Примеры успешной практики реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, а также типовые учебные программы по обязательным модулям цикла социально-гуманитарных дисциплин размещены на сайте РИВШ (http://www.nihe.bsu.by).
Особое внимание в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин необходимо обратить на формирование социально-личностных компетенций выпускника, которые отражены в образовательном стандарте, включая принцип интегративности социально-гуманитарного знания. Реализация этого принципа должна обеспечивать целостность гуманитарного знания и его взаимосвязь с будущей социально-профессиональной деятельностью выпускника. Этот принцип предполагает новый подход к разработке содержания учебной литературы.
Учреждениям высшего образования необходимо разработать на 2015/2016 учебный год комплекс мер по совершенствованию преподавания социально-гуманитарных дисциплин с учетом вышеназванных документов. В комплексе мер рекомендуется предусмотреть разработку учебно-методических комплексов, учебных программ специализированных модулей по выбору студента, организацию семинаров с проведением мастер-классов, мониторингов качества преподавания, обеспечение преподавания социально-гуманитарных дисциплин современными техническими средствами и др.
В преподавании социально-гуманитарных дисциплин необходимо шире использовать активные формы и методы, которые способствуют приобретению коммуникативного, организаторско-управленческого опыта, опыта самостоятельного разрешения ситуаций и социальных проблем профессиональной деятельности.
Обращаем внимание, что при преподавании специализированных модулей учреждение высшего образования в обязательном порядке должно предоставить каждому студенту возможность выбора одного из нескольких специализированных модулей.
В целях повышения качества преподавания социально-гуманитарных дисциплин рекомендуется привлекать к преподаванию лекторов из числа профессорско-преподавательского состава УВО и известных ученых научных учреждений для чтения лекций для студентов и преподавателей, специализированных модулей, проведения мастер-классов и др.
Банк данных «приглашенный профессор» размещен на сайте государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы».
Преподавательская деятельность «приглашенных профессоров» как высококвалифицированных специалистов может быть оплачена на условиях договоров гражданско-правового характера, заключение которых регулируется соответствующими положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Планирование и организация самостоятельной работы обучающихся
В 2015/2016 учебном году планирование и организация самостоятельной работы обучающихся осуществляется на основе Положения о самостоятельной работе студентов (курсантов, слушателей), утвержденного Министром образования Республики Беларусь 6 апреля 2015 г.
Управляемая самостоятельная работа, как важная составная часть образовательного процесса, должна обеспечиваться мотивацией, доступностью и качеством научно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, сопровождаться эффективной системой контроля и способствовать усилению практической направленности обучения.
Организация приема иностранных граждан, граждан Луганской и Донецкой областей Украины для получения (продолжения) образования и организация учебного процесса для иностранных студентов.
Прием иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранных государств (далее – иностранные граждане) в УВО в 2015/2016 учебном году проводится в соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 01.06.2015 № 13-31/3045 «Об организации приема иностранных граждан для получения высшего образования I ступени в 2015 году» и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Обращаем внимание, что приемные комиссии учреждений высшего образования должны устанавливать принадлежность гражданина к категории «иностранные граждане» на основании предъявленного гражданином документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство иного государства. Наличие у гражданина дополнительно к паспорту иностранного гражданина вида на жительство в Республике Беларусь не может служить основанием для отказа в приеме документов у гражданина, как у иностранного гражданина, если он выразил желание поступать в УВО как «иностранный гражданин».
В целях реализации подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2014 г. № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь» в отношении лиц, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей Украины, как правило, не менее года, и прибывших в Республику Беларусь для получения разрешений на временное или постоянное проживание, учреждениям образования необходимо руководствоваться письмом министерства образования от 15.09.2014 № 08-07/1637.
При обучении иностранных граждан на I ступени высшего образования изучение учебной дисциплины «Русский язык как иностранный» может осуществляться за счет исключения иностранного языка, белорусского языка, физической культуры, безопасности жизнедеятельности человека, обязательного модуля «Политология», специализированных модулей по выбору цикла социально-гуманитарных дисциплин, а также учебных дисциплин «Основы экологии и энергосбережения», «Основы современного естествознания», «Основы управления интеллектуальной собственностью», «Охрана труда», «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность», если эти дисциплины не являются профильными.
Учреждения высшего образования в целях оптимизации процесса обучения иностранных граждан могут изменять перечень учебных дисциплин компонента учреждения высшего образования с учетом специфики будущей профессиональной деятельности иностранных граждан в странах их постоянного проживания.
Изучение учебной дисциплины «Русский язык как иностранный» осуществляется иностранными студентами нефилологических специальностей в соответствии с типовой учебной программой № ТД-283/тип., утвержденной 20.05.2003, иностранными студентами филологических специальностей – в соответствии с типовой учебной программой № ТД-D.009/тип., утвержденной 03.07.2005.
Изучение учебной дисциплины «Русский язык как иностранный» иностранными слушателями подготовительных факультетов и отделений учреждений высшего образования рекомендуется осуществлять в соответствии с программой № ТД-D.026/тип., утвержденной 27.04.2006.
Изучение учебной дисциплины «Русский язык как иностранный» иностранными студентами I ступени высшего образования планируется в объеме 700 аудиторных часов, иностранными студентами II ступени – соответственно, 280 аудиторных часов.
Учреждения высшего образования в целях повышения качества подготовки иностранных студентов могут изменять объем аудиторных часов, отведенных на изучение дисциплины «Русский язык как иностранный», в следующих случаях:
для иностранных студентов, владеющих русским языком на начальном уровне (увеличение объема часов, организация дополнительных и (или) факультативных занятий);
для иностранных студентов, владеющих русским языком на достаточном для обучения уровне (уменьшение объема часов либо освобождение от изучения дисциплины);
для иностранных студентов, обучающихся на иностранном (английском) языке (уменьшение объема часов либо освобождение от изучения дисциплины).
Активизация внедрения студенческих электронных билетов, обеспечивающих доступ к университетским сервисам, электронных форм документов при организации учебного процесса, электронного документооборота
Повторно (см. письмо Министерства образования от 22.09.2014 № 08-19/09-20/П-446/4) обращаем внимание на недостаточную активность УВО по внедрению студенческих электронных билетов и развитию электронных услуг. Обеспечение функционирования электронных студенческих билетов Министерство образования рассматривает как важный аспект создания положительного имиджа учреждений высшего образования Республики Беларусь, что в свою очередь позитивно отражается на повышении конкурентоспособности отечественных университетов (академий, институтов).
Использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий, оказание обучающимся услуг с предоставлением разнообразных информационно-коммуникационных сервисов является, по сути, демонстрацией способности конкретного УВО отслеживать современные тенденции и использовать новейшие достижения.
Кроме этого обращаем внимание на необходимость до 1 января 2016 г. приобретения УВО сертификатов открытых ключей Республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь для взаимодействия с ведомственной системой электронного документооборота и с системой межведомственного документооборота (Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2013 г. № 157).