Развитие потребительской кооперации России в период с 1905 по 1917 г
Третий период истории потребительской кооперации России начинается с 1905 г. и длится до Октябрьской революции 1917 г.
Условия для развития потребительской кооперации в этот период изменились.
С 1905 г. капиталистические отношения в России усилились. Коммерческие предприятия стали укрупняться как в сфере производства, так и в сфере торговли, в том числе в розничной торговле.
Чтобы быть конкурентоспособными с коммерческими торговыми предприятиями, потребительские общества также начали укрупняться: несколько потребительских обществ объединяли свое имущество и пайщиков и создавали одно крупное потребительское общество.
Вновь образуемые потребительские общества представляли собой крупные предприятия. Например, в г. Москве было создано всесословное кооперативное общество потребителей под названием «Кооперация», которое объединяло 90 тыс. членов. Крупные потребительские общества создавались в России повсеместно.
Третий период характеризуется усиленным ростом потребительских обществ и их союзов, укреплением организационной структуры и социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
Рост численности бедного населения, искавшего защиту от эксплуатации в сфере торговли, способствовал увеличению потребительских обществ.
На 1 января 1917 г. насчитывалось уже 23 500 потребительских обществ, т. е. за 12 лет их число увеличилось почти в 25 раз. Численность членов-пайщиков к этому времени достигла 6 млн 800 тыс. человек.
В условиях возрастающей конкуренции потребительские общества укрупнялись и объединялись в потребительские союзы.
Важное значение для развития кооперативов имело создание в 1912 г. кооперативного Московского банка (МКБ), который осуществлял кредитование кооперативов на выгодных условиях.
В этот период организации потребительской кооперации развивали розничную торговлю и другие отрасли, создавая многоотраслевое хозяйство.
Развитие потребительской кооперации с февраля по октябрь 1917 г. происходило в обстановке все более обостряющегося продовольственного кризиса и расстройства хозяйственной жизни страны вследствие политической нестабильности и антинародной политики правительства. Приток пайщиков в потребительскую кооперацию увеличился.
Таким образом, потребительская кооперация в дореволюционной России выполняла социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей своих пайщиков и обслуживаемого населения.
Выводы | |
1. | В дооктябрьской истории развития потребительской кооперации выделяются три периода: первый период — с 1831 по 1860 г.; второй период — с 1861 по 1904 г.; третий период — с 1905 по 1917 г. |
2. | Для первого периода характерны создание докооперативных форм объединения населения и зарождение первого кооператива России — Большой артели декабристов. |
3. | Второй период характеризуется развитием потребительской кооперации в условиях становления рыночных капиталистических отношений. К концу XIX столетия формируются правовые и организационные предпосылки развития потребительской кооперации. |
4. | Третий период характеризуется усиленным ростом потребительских обществ и их союзов и значительным развитием социально-экономической деятельности потребительской кооперации. |
Вопросы
1. Чем объясняется пассивное отношение населения к кооперации в первый исторический период ее развития?
2. Какие предпосылки способствовали развитию кооперации после отмены крепостного права?
3. Когда принят первый Нормальный (типовой) устав потребительского общества?
4. Сравните, во сколько раз больше потребительских обществ возникло в третьем периоде развития кооперации по сравнению со вторым.
5. Почему в социальном составе потребительских обществ преобладали сельские потребительские общества (сельпо)?
6. Почему с 1905 по 1917 г. развитие потребительской кооперации в России усилилось?