Структура и нормативная база экономики социально-культурной сферы

Экономика социально-культурной сферы изучает деятельность ос­новных элементов отрасли - организаций, учреждений, предприятий, фирм различной ведомственной принадлежности иформ собственности (государственные, муниципальные, частные, общественные), функцио­нирующих в сфере культуры, искусства, масс-медиа, образования, здра­воохранения, социального обеспечения (театры, концертные коллекти­вы, музеи, библиотеки, клубы, дворцы и дома культуры, туристские фир­мы, цирки, спортивно-зрелищные и лечебно-оздоровительные комплек­сы, предприятия киносети и кинопроката, творческие союзы, издатель­ства, колледжи, лицеи, вузы культуры, курсы переподготовки кадров, социальные службы и др.).

Социально-культурные учреждения и организациичаще всего полифун­кциональны, но с известной условностью их можно классифицировать на три группы (10;320-321):

L Предназначенные для осуществления духовного производства (из­дательства, киностудии, театры, шоу-бизнес, любительские творческие объединения, кружки, народные творческие коллективы).

П. Используемые для распространения достижений культуры (кино­театры, лектории, концертные и гастрольные объединения, университе­ты, школы, опытные лаборатории, библиотеки, музеи, «экранная» куль­тура, основанная на компьютерно - космической технологии обработки и передачи информации).

III. Организующие и планирующие социально-культурную деятель­ность (правительственные организации социально-культурной сферы, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения, научная и художественная критика и т.п.).

Эти группы носят самый различный характер, но в каждой из них мож­но выделить общие элементы: творцы, создающие новые произведения, выдвигающие новые идеи, совершающие открытия и т.п.; зрители-слуша­тели (потребители) и кулыпуроустроители (менеджеры, продюсеры, импресарио, издатели, спонсоры, критики, популяризаторы и др.).

Под организацией, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №661, понимаются предприятия, учреждения, хозяйствен­ные товарищества и общества, заводы, фабрики, ассоциации, союзы и другие виды хозяйствующих субъектов.

Организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, признается юридическим лицом.

Многие особо ценные объекты социально-культурной сферы отнесе­ны к категории национального до стояния Российской Федерации: музеи, библиотеки, театры, которые находятся как в ведении Министерства куль­туры РФ, так и в ведении Минобразования, Госкино, Росархива, в соб­ственности регионов. Это ведущие учреждения, определяющие уровень культуры, образования, науки и искусства России, часто располагаются в зданиях - памятниках истории и культуры, нуждающихся в реконструк­ции, обновлении, в постоянной поддержке.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» регу­лируют социально-культурную деятельность в следующих областях

♦ выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памят­
ников истории и культуры;

♦ художественная литература, кинематография, сценическое, плас­
тическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусст­
во, другие виды и жанры искусства;

♦ художественные народные промыслы и ремесла, народная культу­
ра в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обы­
чаи и обряды, исторические топонимы;

♦ самодеятельное (любительское) художественное творчество;

♦ музейное дело и коллекционирование;

♦ книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная дея­
тельность, связанная с созданием произведений печати, их распростране­
нием и использованием, архивное дело;

♦ телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части со­
здания и распространения культурных ценностей;

♦ эстетическое воспитание, художественное образование, педагоги­
ческая деятельность в этой области;

♦ научные исследования культуры;

♦ международные культурные обмены;

♦ туристика как межотраслевой комплекс социально-бытовой инф­
раструктуры;

♦ производство материалов, оборудования и других средств, необхо­
димых для сохранения, создания, распространения и освоения культур­
ных ценностей;

♦ иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются,
распространяются и осваиваются культурные ценности.





Напомню, что реформирование социально-культурной сферы началось в 1985 г., на заре «перестройки». Инициаторами этого движения стали твор­ческие союзы кинематографистов и театральных деятелей. Союз кине­матографистов, в частности, разработал и добился введения новой моде­ли организации кинематографа, предусматривавшей отмену государ­ственного управления процессом кинопроизводства и кинопроката и за­мену его рыночным регулированием. После выяснения очевидной исти­ны, что без государственной поддержки отечественный кинематограф обречен на исчезновение, в 1992 г. был воссоздан Государственный коми­тет по кинематографии (Госкино), с помощью которого профессиональ­ному сообществу кинематографистов удается внедрять принципы кон­курсного распределения средств двумя жюри -для игровогои неигрового кино. Решения жюри принимаются коллегиально и носят окончательный характер.

Союз театральных деятелей в проводимых преобразованиях добился введения новой модели хозяйствования для государственных театров, в соответствии с которой театры, оставаясь на бюджетном финансирова­нии государства и обладая налоговыми льготами как некоммерческие организации, получили возможность заниматься предпринимательской деятельностью и распределять среди своих работников полученные от нее доходы.

Особое место в структуре общественного сектора начинают занимать государственные и местные (региональные) внебюджетные фонды для инвестирования жилищного строительства, объектов социальной инф­раструктуры, для социальной поддержки малоимущих групп населения по оплате строительства и содержания жилья.

Самостоятельным финансово-кредитным учреждением становится пенсионный фонд РФ, учрежденный в соответствии со ст. 8 закона «О го­сударственных пенсиях в РФ» (1990 г.). В качестве специализированного финансово-кредитного учреждения в 1992 г. создается фонд социального страхования в соответствии с Указом Президента РФ. В развитие закона РФ «О занятости населения в РФ» (1991 г.) создан государственный вне­бюджетный фонд занятости населения РФ, предназначенный для финан­сирования мероприятий, связанных с реализацией государственной по­литики занятости населения. Согласно закону РФ «О медицинском стра­ховании граждан в РФ» (1991 г.) и поправок к нему (1993 г.) образованы фонды обязательного медицинского страхования.

Наряду с государственными интенсивно развиваются негосударствен­ные страховые и благотворительные фонды, в их числе - международный фонд милосердия и здоровья.

Упомянутые «Основы законодательства Российской Федерации о куль­туре», принятые в качестве Закона в октябре 1992 года, были призваны защищать культуру, ее организации и действия ее органов в центре и регионах. «Основами» предусматривалось, что финансирование культу-

ры должно составлять не менее 2 % средств федерального бюджета и не менее 6 % средств местных бюджетов. Излишне напоминать, что в после­дующие годы фактическая доля расходов на культуру из средств консо­лидированного бюджета ни разу не превысила 1 %.

В последующие годы нормотворческая деятельность в социально-куль­турной сфере привела к принятию следующих законов:

1993 год — «Об авторском праве и смежных правах»,
«О вывозе и ввозе культурных ценностей»,

«Основы законодательства РФ об архивном фонде РФ и архивах»;

1994 год - «О библиотечном деле»,

«Об обязательном экземпляре документов»;

1995 год - «О музейном фонде Российской Федерации и музеях»,
«Об археологическом наследии»,

«Об охране и использовании памятников культуры», «О кинематографе»,

«О благотворительной деятельности и благотворительных организа­циях»;

«О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях»;

1996 год - «О рынке ценных бумаг»,

«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Целый ряд нормативных актов по вопросам культуры принят Прави­тельством Российской Федерации на основе предложений Министерства культуры. В их числе:

♦ постановление, устанавливающее порядок передачи религиозным
объединениям имущества, относящегося к федеральной собственности,
и учитывающее интересы учреждений культуры и обеспечение охраны
историко-культурного наследия;

♦ положение о лицензировании отдельных видов деятельности на па­
мятниках истории и культуры;

♦ положение о порядке приватизации памятников истории и куль­
туры;

♦ положение об основах хозяйственной деятельности и финансиро­
вания организаций культуры и искусства;

♦ положение о государственных стипендиях для выдающихся деяте­
лей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов
литературных, музыкальных и художественных произведений.

Поддержанием социальной жизнедеятельности и воздействием на об­щественную жизнь в целом заняты социальные институты, объединяю­щие: а) закрепленную предписаниями, нормами, уставами и внутренне слаженную систему функций; б) материальные средства (здания, финан­сы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института; в) профессиональные кадры социально-культурной сферы.





Научно обоснованные показатели обеспеченности населения потре­бительскими благами, объектами социально-культурной сферы называ­ются социальныминормативами. Они характеризуют количество необ­ходимых конкретных благ (объектов) в расчете на душу населения (на 1000 человек) или на определенный контингент населения (к примеру, на 1000 детей дошкольного возраста). Социальные нормативы могут слу­жить важными ориентирами в социальном планировании на федеральном и региональном уровнях.

В различных общественных институтах осуществляется процесс со­циализации личности, то есть активное освоение и развитие индивидом производственных навыков, практических знаний, подключение индиви­да к социальной памяти общества, освоение им накопленных традиций, культурных ценностей и норм, усвоение необходимого для полноцен­ной жизни социокультурного опыта..

Главным и первичным механизмом социализации является семья, эко­номический исоциальный статус родителей и ближайших родственни­ков ребенка. В этой ячейке родители и все взрослые члены так или иначе вводят подрастающее поколение в круг культурных норм, знаний и цен­ностей.

Смыкающейся с культурой и составляющей ее органическую часть является многообразная система образования и подготовки кадров для каж­дой из сфер общественного воспроизводства. Содержание и состояние системы образования определяются социально-экономической обустро­енностью общества. Социальный институт, создаваемый системой обра­зования, различными учебными заведениями (от начальных до высших), предназначен для отбора, сохранения, репродуцирования, распростране­ния, тиражирования и широкого проникновения в массовое сознание про­фессиональных знаний, научных теорий и художественных ценностей.

Бесспорен вывод о том, что прямая выгода от образования для каждого родителя или учащегося меньше, чем польза, получаемая от образования всем обществом в целом (14; 125). Вот почему во всяком просвещенном обществе образование обязательное, иправительство берет на себя уп­равление государственными школами всех уровней или оказывает под­держку частным школам.

Познавательная деятельность, включенная во все разнообразие чело­веческой деятельности, фиксируется в культуре в виде научных пред­ставлений, понятий, суждений и теорий. Наука как часть социально-куль­турной сферы формирует основные виды знаний: практическое, теоре­тическое, духовное, эмпирическое и (как особый вариант) - эзотеричес­кое знание.

Научные исследования являются в значительной мере общественным товаром (плоды научных исследований достаются всем), поэтому в боль­шинстве государств мира оказывается поддержка научным исследовани­ям или непосредственно при помощи субсидий из государственных

средств, либо косвенно через предоставление налоговых скидок отдель­ным физическим лицам или фирмам, которые оказывают помощь про­ведению научных исследований.

Важную ценностную сферу во всякой культуре образует человеческая телесность (10;127). Человеческое тело и вся телесная культура (представ­ления о достоинстве, силе, красоте, физической сноровке) формируется социокультурными факторами, прежде всего занятиями физкультурой и спортом, которые становятся в часы досуга конкурентно способными с занятиями искусством в качестве основного времяпрепровождения.

Подобным образом правительство предоставляет или гарантирует ус­луги в области здравоохранения по ценам ниже цен свободного рынка, в дополнение к тем, которые предлагаются свободным рынком. В некото­рых странах, особенно в США (14; 125), клиники в основном находятся в частном владении, и управляют ими частные лица. В этой стране государ­ство предоставляет медицинскую помощь пожилым и малоимущим бес­платно или выделяет для этих целей субсидии. Каждому отдельному чле­ну общества выгодно физическое и психологическое здоровье других.

В условиях рыночной экономики особое значение приобретает проти­водействие дестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь та­ким, как безработица, бедность, инфляция. Достижению этих целей слу­жит социальная защита населения (СЗН) - система законодательно зак­репленных экономических, социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию людьми их социальных прав. Она обеспе­чивает защиту прав всех слоев населения, включая трудящихся, пенсио­неров, инвалидов, молодежь и детей. СЗН в условиях рыночной экономи­ки включает в себя как минимум три основных элемента:

♦ регулирование доходов предпринимателей и домохозяйств посред­
ством налогового перераспределения;

♦ гарантию заработной платы наемных работников через законода­
тельное утверждение минимального размера оплаты труда (МРОТ);

4- защиту уровня жизни населения с помощью индексации доходов (3;247).

Система СЗН базируется на «Кодексе законов о труде Российской Фе­дерации» (с изменениями и дополнениями на 20 сентября 1999 года), фе­деральном законе «О ветеранах» от 18 ноября 1998 года № 172-ФЗ, «Се­мейном кодексе Российской Федерации», федеральном законе «О него­сударственных пенсионных фондах» от 22 апреля 1998 года, регламенти­рующем деятельность фондов - организационную, финансовую, нало­говую и правовую.

Конституция Российской Федерации определяет, что управление от­раслями социальной сферы находится в ведении субъектов Федерации. Но поскольку 77 из 89 субъектов РФ получают бюджетные субвенции (от лат subvenire -приходить на помощь), то размеры финансирования социально-культурной сферы в регионах в значительной мере зависят





Структура и нормативная база экономики социально-культурной сферы - student2.ru от решений, принимаемых Министерством финансов. Из-за нечеткости полномочий и ответственности существующий уровень бюджетного фи­нансирования системы государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы (включая систему СЗН) не соответству­ет их действительным нуждам и не отвечает масштабам предоставле­ния населению социально-культурных благ на бесплатной или льгот­ной основах.

Один пример. По официальным данным, в 1995 г. среднедушевые до­ходы почти 25 % россиян (около 37 млн. чел.) были ниже прожиточного минимума. В 1996 г. этот показатель составлял 21,6 % (около 32 млн. чел.), в 1997 г. -21 % (более 31 млн. чел.). По данным ученых, за чертой беднос­ти проживают сегодня от 32 до 40 % россиян (9;82).

В итоге, если падение производства за годы реформ определяется ме­нее, чем в 2 раза, то показатель бедности вырос в 15 раз (9; 103).

1.5. Цель, предмет, методы познания и задачи курса «Экономика социально-культурной сферы»

Исходя из вышеизложенного, целью данного курса является изучение основного перечня тем, которые раскрывают проблему эффективного функционирования социально-культурной сферы в условиях современ­ных рыночных отношений. Экономика социально-культурной сферы как наука предназначена быть средством познания и инструментом преобра­зования объективной реальности. Изучение экономики социально-куль­турной деятельности является необходимой частью подготовки будущих социальных работников, социальных педагогов, организаторов досуга, специалистов в сфере культуры семьи и детства.

Предметом экономики социально-культурной сферы, по оценке различ­ных авторов (25;35-36), являются:

а) конкретная экономическая деятельность в сферах культуры, обра­
зования, здравоохранения, социальной защиты населения, обеспечиваю­
щая их приоритетное развитие;

б) система экономических правил, выведенных и действующих по от­
ношению к социально-культурной сфере;

в) определение внешних и внутренних экономических условий, в ко­
торых функционируют отрасли социально-культурной сферы, включая
разработку системы комплексной концепции механизма их развития,
совершенствования нормативной базы и методов планирования их роста;

г) изучение экономических закономерностей, действующих при пла­
нировании культурных процессов и управлении ими, различные систе­
мы инструментов их использования для решения социально-культур­
ных задач;

д) изучение движения массы общественного труда, затраченного на
создание, творческое материальное и нематериальное воспроизведение,

обработку и хранение материальных и нематериальных продуктов соци­ально-культурной сферы, обладающих общественной потребительной стоимостью;

е) разработка долгосрочных проектов и программ совершенствования социокультурного обслуживания населения, обоснование эксперимен­тов, теоретическое осмысление основных положений эффективности разнообразных социально-культурных мероприятий.

На экономику социально-культурной сферы оказывает воздействие целый ряд проблем неэкономического характера, которыми занимаются науки о культуре (теория и история культуры, социология культуры, культуроведение), имеющиетотже предмет исследования -культуру. Этот перечень включает проблемы макроэкономики (социально-экономичес­кие цели государственного регулирования экономики; культура пред­принимательства; определение платежеспособного спроса населения; инвестиционная и налоговая политика) и экономики микроуровня (кру­гооборот денежного капитала; аспекты спроса и предложения; конкурен­тноспособность товаров и услуг социально-культурной сферы; нецено­вые факторы, влияющие на предложение).

Курс экономики социально-культурной сферы связан с отдельными аспектами таких дисциплин, как управление современным бизнесом {ме­неджмент), продвижение товаров и услуг от производителя к потребите­лю {маркетинг), экономика труда, финансирование, статистика, эконо­мическая социология и др.

Экономические науки используют широкий спектр методов научного познания, построения экономических моделей, выражающих сущност­ные стороны исследуемых объектов. Самыми употребительными спосо­бами исследования взаимосвязей служат методы индукции (движение мысли от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям) и дедукции (логическое умозаключение от обще­го к частному, от общих суждений к частным определениям или другим общим выводам).

И хотя рыночную ценность продуктов, производимых отраслями со­циально-культурной сферы, порой трудно выразить количественно, гра­фическую зависимость между переменными величинами позволяет выя­вить функциональный анализ. Если величины обеих переменных изменя­ются в одном и том же направлении (к примеру, взаимозависимость до­хода и потребления), между ними существует положительная или прямая зависимость, изображаемая графически в виде восходящей линии. Когда аргумент и функция изменяются в противоположных направлениях (ска­жем, цена на билеты и число посетителей), фиксируется отрицательная гиш обратная связь в виде нисходящей линии.

Очевидную наглядность приносит использование графических мето­дов в экономико-статистическом анализе деятельности многообразных учреждений социально-культурной сферы, включающем:



♦ диаграммы простого сопоставления (столбиковые, полосовые, ли­
нейные),

♦ структурные диаграммы (круговые),
■¥ диаграммы экономической динамики,

♦ ранжирование и группировка территорий по уровню обслуживания.
Основной задачей учебного курса «Экономика социально-культурной

сферы» является формирование более глубокого и адекватного понима­ния сути происходящих в российской культуре изменений, связанных с переходом к рыночной экономике и радикально меняющих требования к профессионализму в социально-культурной сфере. Это понимание ос­новывается на знании экономических законов и методов управления от­раслями этой сферы как самостоятельными направлениями националь­ной экономики, взамен сугубо административной, распределительной технологии управления, при которой, скажем, культура и искусство пре­имущественно играли роль идеологической обслуги власти. Достаточно сказать, что Министерство,культуры в Российской Федерации возникло лишь в 1953 г. До этого времени существовал Главполитпросвет.

Изменения диктуются условиями перехода от дотационного бюджет­ного финансирования социально-культурной сферы к широкому при­влечению внебюджетных средств, финансированию самостоятельных программ и проектов, к конкуренции за бюджетные средства в условиях идеологического и политического многообразия и плюрализма.

В учебном пособии социально-культурная сфера рассматривается как область духовного производства, в которой человеческая деятельность носит экономический характер, а ее результат в виде предлагаемых това­ров и услуг (просмотр спектакля, кинофильма, чтение книги, прослуши­вание концерта, посещение библиотеки, музея или выставки, медицинс­кая помощь, образовательные услуги и т.п.) должен соответствовать уров­ню совокупного спроса, удовлетворять разнообразные социально-куль­турные потребности людей в саморазвитии и формировать последние.

Общественное воспроизводство шире материального, вещного, поэто­му экономическая деятельность в социально-культурной сфере как след­ствие общественного разделения труда, несмотря на штучный характер, не поддающийся промышленной регламентации, относится со своей спе­цификой к товарной форме организации общественного производства и подлежит стоимостной оценке. Товары и услуги социально-культурной сферы, представляющие собой продукты труда в совокупности жизнен­ных средств, наряду с пищей, одеждой, жилищем и пр., должны входить в структуру национального дохода, поскольку социально-культурная сфе­ра — важнейший элемент народнохозяйственного комплекса.

Экономика социально-культурной сферы как наука формирует сово­купность знаний о наиболее рациональном хозяйствовании при выполне­нии социально-культурных мероприятий на основе использования об­щих социально-экономических законов рынка и специфических зако-

номерностей, регулирующих деятельность организаций, учреждений и предприятий, занятых производством продукта творческого труда.

Остановимся на основных показателях, с помощью которых можно выразить эффективность производства во всем обществе и на отдельном предприятии.

Наиболее обобщающий показатель - производительность обществен­ного труда (П) - определяется путем деления совокупного общественного продукта (СОП), равного сумме материальных благ, произведенных в национальной экономике в течение года, на все затраты живого (ЖТ) и овеществленного(ОТ) труда. Это можно выразить в виде формулы:

СОП

П = (1)

жт + от

По этому показателю судят об эффективности общественного произ­водства.

Другим показателем, который выражает эффективность использова­ния только живого труда в обществе (Эт), является величина националь­ного дохода (стоимость, вновь созданная за год в отраслях производства, -НД), приходящаяся на одного работающего, то есть:

Вд э,-— т

где Чр - численность работающих.

Этот показатель характеризует эффективность приложения труда тех, кто трудится, степень использования ими всех вещественных элементов производства (техники, технологии, сырья, материалов, энергии).

Об эффективности общественного производства можно судить и по такому показателю, как фондоотдача (Фо), определяемому путем деле­ния национального дохода (НД) на производственные фонды (ПФ), уча­ствующие в процессе труда:

ВД

Фо = (3)

ПФ

Последний показатель (Фо) дает представление о величине созданно­го национального дохода на 1 рубль производственных фондов.

Аналогичным образом определяется эффективность (полезная отда­ча) капиталовложений - путем сопоставления прироста национального дохода с величиной капитальных вложений, то есть эффект с каждого рубля новых инвестиций, и определение стимулов для активной инвести­ционной политики.






Глава вторая.

Конкурентно-рыночный механизм и его особенности в социально-культурной сфере

Наши рекомендации