Структура и нормативная база экономики социально-культурной сферы
Экономика социально-культурной сферы изучает деятельность основных элементов отрасли - организаций, учреждений, предприятий, фирм различной ведомственной принадлежности иформ собственности (государственные, муниципальные, частные, общественные), функционирующих в сфере культуры, искусства, масс-медиа, образования, здравоохранения, социального обеспечения (театры, концертные коллективы, музеи, библиотеки, клубы, дворцы и дома культуры, туристские фирмы, цирки, спортивно-зрелищные и лечебно-оздоровительные комплексы, предприятия киносети и кинопроката, творческие союзы, издательства, колледжи, лицеи, вузы культуры, курсы переподготовки кадров, социальные службы и др.).
Социально-культурные учреждения и организациичаще всего полифункциональны, но с известной условностью их можно классифицировать на три группы (10;320-321):
L Предназначенные для осуществления духовного производства (издательства, киностудии, театры, шоу-бизнес, любительские творческие объединения, кружки, народные творческие коллективы).
П. Используемые для распространения достижений культуры (кинотеатры, лектории, концертные и гастрольные объединения, университеты, школы, опытные лаборатории, библиотеки, музеи, «экранная» культура, основанная на компьютерно - космической технологии обработки и передачи информации).
III. Организующие и планирующие социально-культурную деятельность (правительственные организации социально-культурной сферы, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения, научная и художественная критика и т.п.).
Эти группы носят самый различный характер, но в каждой из них можно выделить общие элементы: творцы, создающие новые произведения, выдвигающие новые идеи, совершающие открытия и т.п.; зрители-слушатели (потребители) и кулыпуроустроители (менеджеры, продюсеры, импресарио, издатели, спонсоры, критики, популяризаторы и др.).
Под организацией, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №661, понимаются предприятия, учреждения, хозяйственные товарищества и общества, заводы, фабрики, ассоциации, союзы и другие виды хозяйствующих субъектов.
Организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, признается юридическим лицом.
Многие особо ценные объекты социально-культурной сферы отнесены к категории национального до стояния Российской Федерации: музеи, библиотеки, театры, которые находятся как в ведении Министерства культуры РФ, так и в ведении Минобразования, Госкино, Росархива, в собственности регионов. Это ведущие учреждения, определяющие уровень культуры, образования, науки и искусства России, часто располагаются в зданиях - памятниках истории и культуры, нуждающихся в реконструкции, обновлении, в постоянной поддержке.
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» регулируют социально-культурную деятельность в следующих областях
♦ выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памят
ников истории и культуры;
♦ художественная литература, кинематография, сценическое, плас
тическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусст
во, другие виды и жанры искусства;
♦ художественные народные промыслы и ремесла, народная культу
ра в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обы
чаи и обряды, исторические топонимы;
♦ самодеятельное (любительское) художественное творчество;
♦ музейное дело и коллекционирование;
♦ книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная дея
тельность, связанная с созданием произведений печати, их распростране
нием и использованием, архивное дело;
♦ телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части со
здания и распространения культурных ценностей;
♦ эстетическое воспитание, художественное образование, педагоги
ческая деятельность в этой области;
♦ научные исследования культуры;
♦ международные культурные обмены;
♦ туристика как межотраслевой комплекс социально-бытовой инф
раструктуры;
♦ производство материалов, оборудования и других средств, необхо
димых для сохранения, создания, распространения и освоения культур
ных ценностей;
♦ иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются,
распространяются и осваиваются культурные ценности.
Напомню, что реформирование социально-культурной сферы началось в 1985 г., на заре «перестройки». Инициаторами этого движения стали творческие союзы кинематографистов и театральных деятелей. Союз кинематографистов, в частности, разработал и добился введения новой модели организации кинематографа, предусматривавшей отмену государственного управления процессом кинопроизводства и кинопроката и замену его рыночным регулированием. После выяснения очевидной истины, что без государственной поддержки отечественный кинематограф обречен на исчезновение, в 1992 г. был воссоздан Государственный комитет по кинематографии (Госкино), с помощью которого профессиональному сообществу кинематографистов удается внедрять принципы конкурсного распределения средств двумя жюри -для игровогои неигрового кино. Решения жюри принимаются коллегиально и носят окончательный характер.
Союз театральных деятелей в проводимых преобразованиях добился введения новой модели хозяйствования для государственных театров, в соответствии с которой театры, оставаясь на бюджетном финансировании государства и обладая налоговыми льготами как некоммерческие организации, получили возможность заниматься предпринимательской деятельностью и распределять среди своих работников полученные от нее доходы.
Особое место в структуре общественного сектора начинают занимать государственные и местные (региональные) внебюджетные фонды для инвестирования жилищного строительства, объектов социальной инфраструктуры, для социальной поддержки малоимущих групп населения по оплате строительства и содержания жилья.
Самостоятельным финансово-кредитным учреждением становится пенсионный фонд РФ, учрежденный в соответствии со ст. 8 закона «О государственных пенсиях в РФ» (1990 г.). В качестве специализированного финансово-кредитного учреждения в 1992 г. создается фонд социального страхования в соответствии с Указом Президента РФ. В развитие закона РФ «О занятости населения в РФ» (1991 г.) создан государственный внебюджетный фонд занятости населения РФ, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Согласно закону РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» (1991 г.) и поправок к нему (1993 г.) образованы фонды обязательного медицинского страхования.
Наряду с государственными интенсивно развиваются негосударственные страховые и благотворительные фонды, в их числе - международный фонд милосердия и здоровья.
Упомянутые «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в качестве Закона в октябре 1992 года, были призваны защищать культуру, ее организации и действия ее органов в центре и регионах. «Основами» предусматривалось, что финансирование культу-
ры должно составлять не менее 2 % средств федерального бюджета и не менее 6 % средств местных бюджетов. Излишне напоминать, что в последующие годы фактическая доля расходов на культуру из средств консолидированного бюджета ни разу не превысила 1 %.
В последующие годы нормотворческая деятельность в социально-культурной сфере привела к принятию следующих законов:
1993 год — «Об авторском праве и смежных правах»,
«О вывозе и ввозе культурных ценностей»,
«Основы законодательства РФ об архивном фонде РФ и архивах»;
1994 год - «О библиотечном деле»,
«Об обязательном экземпляре документов»;
1995 год - «О музейном фонде Российской Федерации и музеях»,
«Об археологическом наследии»,
«Об охране и использовании памятников культуры», «О кинематографе»,
«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
«О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях»;
1996 год - «О рынке ценных бумаг»,
«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Целый ряд нормативных актов по вопросам культуры принят Правительством Российской Федерации на основе предложений Министерства культуры. В их числе:
♦ постановление, устанавливающее порядок передачи религиозным
объединениям имущества, относящегося к федеральной собственности,
и учитывающее интересы учреждений культуры и обеспечение охраны
историко-культурного наследия;
♦ положение о лицензировании отдельных видов деятельности на па
мятниках истории и культуры;
♦ положение о порядке приватизации памятников истории и куль
туры;
♦ положение об основах хозяйственной деятельности и финансиро
вания организаций культуры и искусства;
♦ положение о государственных стипендиях для выдающихся деяте
лей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов
литературных, музыкальных и художественных произведений.
Поддержанием социальной жизнедеятельности и воздействием на общественную жизнь в целом заняты социальные институты, объединяющие: а) закрепленную предписаниями, нормами, уставами и внутренне слаженную систему функций; б) материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института; в) профессиональные кадры социально-культурной сферы.
Научно обоснованные показатели обеспеченности населения потребительскими благами, объектами социально-культурной сферы называются социальныминормативами. Они характеризуют количество необходимых конкретных благ (объектов) в расчете на душу населения (на 1000 человек) или на определенный контингент населения (к примеру, на 1000 детей дошкольного возраста). Социальные нормативы могут служить важными ориентирами в социальном планировании на федеральном и региональном уровнях.
В различных общественных институтах осуществляется процесс социализации личности, то есть активное освоение и развитие индивидом производственных навыков, практических знаний, подключение индивида к социальной памяти общества, освоение им накопленных традиций, культурных ценностей и норм, усвоение необходимого для полноценной жизни социокультурного опыта..
Главным и первичным механизмом социализации является семья, экономический исоциальный статус родителей и ближайших родственников ребенка. В этой ячейке родители и все взрослые члены так или иначе вводят подрастающее поколение в круг культурных норм, знаний и ценностей.
Смыкающейся с культурой и составляющей ее органическую часть является многообразная система образования и подготовки кадров для каждой из сфер общественного воспроизводства. Содержание и состояние системы образования определяются социально-экономической обустроенностью общества. Социальный институт, создаваемый системой образования, различными учебными заведениями (от начальных до высших), предназначен для отбора, сохранения, репродуцирования, распространения, тиражирования и широкого проникновения в массовое сознание профессиональных знаний, научных теорий и художественных ценностей.
Бесспорен вывод о том, что прямая выгода от образования для каждого родителя или учащегося меньше, чем польза, получаемая от образования всем обществом в целом (14; 125). Вот почему во всяком просвещенном обществе образование обязательное, иправительство берет на себя управление государственными школами всех уровней или оказывает поддержку частным школам.
Познавательная деятельность, включенная во все разнообразие человеческой деятельности, фиксируется в культуре в виде научных представлений, понятий, суждений и теорий. Наука как часть социально-культурной сферы формирует основные виды знаний: практическое, теоретическое, духовное, эмпирическое и (как особый вариант) - эзотерическое знание.
Научные исследования являются в значительной мере общественным товаром (плоды научных исследований достаются всем), поэтому в большинстве государств мира оказывается поддержка научным исследованиям или непосредственно при помощи субсидий из государственных
средств, либо косвенно через предоставление налоговых скидок отдельным физическим лицам или фирмам, которые оказывают помощь проведению научных исследований.
Важную ценностную сферу во всякой культуре образует человеческая телесность (10;127). Человеческое тело и вся телесная культура (представления о достоинстве, силе, красоте, физической сноровке) формируется социокультурными факторами, прежде всего занятиями физкультурой и спортом, которые становятся в часы досуга конкурентно способными с занятиями искусством в качестве основного времяпрепровождения.
Подобным образом правительство предоставляет или гарантирует услуги в области здравоохранения по ценам ниже цен свободного рынка, в дополнение к тем, которые предлагаются свободным рынком. В некоторых странах, особенно в США (14; 125), клиники в основном находятся в частном владении, и управляют ими частные лица. В этой стране государство предоставляет медицинскую помощь пожилым и малоимущим бесплатно или выделяет для этих целей субсидии. Каждому отдельному члену общества выгодно физическое и психологическое здоровье других.
В условиях рыночной экономики особое значение приобретает противодействие дестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь таким, как безработица, бедность, инфляция. Достижению этих целей служит социальная защита населения (СЗН) - система законодательно закрепленных экономических, социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию людьми их социальных прав. Она обеспечивает защиту прав всех слоев населения, включая трудящихся, пенсионеров, инвалидов, молодежь и детей. СЗН в условиях рыночной экономики включает в себя как минимум три основных элемента:
♦ регулирование доходов предпринимателей и домохозяйств посред
ством налогового перераспределения;
♦ гарантию заработной платы наемных работников через законода
тельное утверждение минимального размера оплаты труда (МРОТ);
4- защиту уровня жизни населения с помощью индексации доходов (3;247).
Система СЗН базируется на «Кодексе законов о труде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 20 сентября 1999 года), федеральном законе «О ветеранах» от 18 ноября 1998 года № 172-ФЗ, «Семейном кодексе Российской Федерации», федеральном законе «О негосударственных пенсионных фондах» от 22 апреля 1998 года, регламентирующем деятельность фондов - организационную, финансовую, налоговую и правовую.
Конституция Российской Федерации определяет, что управление отраслями социальной сферы находится в ведении субъектов Федерации. Но поскольку 77 из 89 субъектов РФ получают бюджетные субвенции (от лат subvenire -приходить на помощь), то размеры финансирования социально-культурной сферы в регионах в значительной мере зависят
от решений, принимаемых Министерством финансов. Из-за нечеткости полномочий и ответственности существующий уровень бюджетного финансирования системы государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы (включая систему СЗН) не соответствует их действительным нуждам и не отвечает масштабам предоставления населению социально-культурных благ на бесплатной или льготной основах.
Один пример. По официальным данным, в 1995 г. среднедушевые доходы почти 25 % россиян (около 37 млн. чел.) были ниже прожиточного минимума. В 1996 г. этот показатель составлял 21,6 % (около 32 млн. чел.), в 1997 г. -21 % (более 31 млн. чел.). По данным ученых, за чертой бедности проживают сегодня от 32 до 40 % россиян (9;82).
В итоге, если падение производства за годы реформ определяется менее, чем в 2 раза, то показатель бедности вырос в 15 раз (9; 103).
1.5. Цель, предмет, методы познания и задачи курса «Экономика социально-культурной сферы»
Исходя из вышеизложенного, целью данного курса является изучение основного перечня тем, которые раскрывают проблему эффективного функционирования социально-культурной сферы в условиях современных рыночных отношений. Экономика социально-культурной сферы как наука предназначена быть средством познания и инструментом преобразования объективной реальности. Изучение экономики социально-культурной деятельности является необходимой частью подготовки будущих социальных работников, социальных педагогов, организаторов досуга, специалистов в сфере культуры семьи и детства.
Предметом экономики социально-культурной сферы, по оценке различных авторов (25;35-36), являются:
а) конкретная экономическая деятельность в сферах культуры, обра
зования, здравоохранения, социальной защиты населения, обеспечиваю
щая их приоритетное развитие;
б) система экономических правил, выведенных и действующих по от
ношению к социально-культурной сфере;
в) определение внешних и внутренних экономических условий, в ко
торых функционируют отрасли социально-культурной сферы, включая
разработку системы комплексной концепции механизма их развития,
совершенствования нормативной базы и методов планирования их роста;
г) изучение экономических закономерностей, действующих при пла
нировании культурных процессов и управлении ими, различные систе
мы инструментов их использования для решения социально-культур
ных задач;
д) изучение движения массы общественного труда, затраченного на
создание, творческое материальное и нематериальное воспроизведение,
обработку и хранение материальных и нематериальных продуктов социально-культурной сферы, обладающих общественной потребительной стоимостью;
е) разработка долгосрочных проектов и программ совершенствования социокультурного обслуживания населения, обоснование экспериментов, теоретическое осмысление основных положений эффективности разнообразных социально-культурных мероприятий.
На экономику социально-культурной сферы оказывает воздействие целый ряд проблем неэкономического характера, которыми занимаются науки о культуре (теория и история культуры, социология культуры, культуроведение), имеющиетотже предмет исследования -культуру. Этот перечень включает проблемы макроэкономики (социально-экономические цели государственного регулирования экономики; культура предпринимательства; определение платежеспособного спроса населения; инвестиционная и налоговая политика) и экономики микроуровня (кругооборот денежного капитала; аспекты спроса и предложения; конкурентноспособность товаров и услуг социально-культурной сферы; неценовые факторы, влияющие на предложение).
Курс экономики социально-культурной сферы связан с отдельными аспектами таких дисциплин, как управление современным бизнесом {менеджмент), продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю {маркетинг), экономика труда, финансирование, статистика, экономическая социология и др.
Экономические науки используют широкий спектр методов научного познания, построения экономических моделей, выражающих сущностные стороны исследуемых объектов. Самыми употребительными способами исследования взаимосвязей служат методы индукции (движение мысли от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям) и дедукции (логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным определениям или другим общим выводам).
И хотя рыночную ценность продуктов, производимых отраслями социально-культурной сферы, порой трудно выразить количественно, графическую зависимость между переменными величинами позволяет выявить функциональный анализ. Если величины обеих переменных изменяются в одном и том же направлении (к примеру, взаимозависимость дохода и потребления), между ними существует положительная или прямая зависимость, изображаемая графически в виде восходящей линии. Когда аргумент и функция изменяются в противоположных направлениях (скажем, цена на билеты и число посетителей), фиксируется отрицательная гиш обратная связь в виде нисходящей линии.
Очевидную наглядность приносит использование графических методов в экономико-статистическом анализе деятельности многообразных учреждений социально-культурной сферы, включающем:
♦ диаграммы простого сопоставления (столбиковые, полосовые, ли
нейные),
♦ структурные диаграммы (круговые),
■¥ диаграммы экономической динамики,
♦ ранжирование и группировка территорий по уровню обслуживания.
Основной задачей учебного курса «Экономика социально-культурной
сферы» является формирование более глубокого и адекватного понимания сути происходящих в российской культуре изменений, связанных с переходом к рыночной экономике и радикально меняющих требования к профессионализму в социально-культурной сфере. Это понимание основывается на знании экономических законов и методов управления отраслями этой сферы как самостоятельными направлениями национальной экономики, взамен сугубо административной, распределительной технологии управления, при которой, скажем, культура и искусство преимущественно играли роль идеологической обслуги власти. Достаточно сказать, что Министерство,культуры в Российской Федерации возникло лишь в 1953 г. До этого времени существовал Главполитпросвет.
Изменения диктуются условиями перехода от дотационного бюджетного финансирования социально-культурной сферы к широкому привлечению внебюджетных средств, финансированию самостоятельных программ и проектов, к конкуренции за бюджетные средства в условиях идеологического и политического многообразия и плюрализма.
В учебном пособии социально-культурная сфера рассматривается как область духовного производства, в которой человеческая деятельность носит экономический характер, а ее результат в виде предлагаемых товаров и услуг (просмотр спектакля, кинофильма, чтение книги, прослушивание концерта, посещение библиотеки, музея или выставки, медицинская помощь, образовательные услуги и т.п.) должен соответствовать уровню совокупного спроса, удовлетворять разнообразные социально-культурные потребности людей в саморазвитии и формировать последние.
Общественное воспроизводство шире материального, вещного, поэтому экономическая деятельность в социально-культурной сфере как следствие общественного разделения труда, несмотря на штучный характер, не поддающийся промышленной регламентации, относится со своей спецификой к товарной форме организации общественного производства и подлежит стоимостной оценке. Товары и услуги социально-культурной сферы, представляющие собой продукты труда в совокупности жизненных средств, наряду с пищей, одеждой, жилищем и пр., должны входить в структуру национального дохода, поскольку социально-культурная сфера — важнейший элемент народнохозяйственного комплекса.
Экономика социально-культурной сферы как наука формирует совокупность знаний о наиболее рациональном хозяйствовании при выполнении социально-культурных мероприятий на основе использования общих социально-экономических законов рынка и специфических зако-
номерностей, регулирующих деятельность организаций, учреждений и предприятий, занятых производством продукта творческого труда.
Остановимся на основных показателях, с помощью которых можно выразить эффективность производства во всем обществе и на отдельном предприятии.
Наиболее обобщающий показатель - производительность общественного труда (П) - определяется путем деления совокупного общественного продукта (СОП), равного сумме материальных благ, произведенных в национальной экономике в течение года, на все затраты живого (ЖТ) и овеществленного(ОТ) труда. Это можно выразить в виде формулы:
СОП
П = (1)
жт + от
По этому показателю судят об эффективности общественного производства.
Другим показателем, который выражает эффективность использования только живого труда в обществе (Эт), является величина национального дохода (стоимость, вновь созданная за год в отраслях производства, -НД), приходящаяся на одного работающего, то есть:
Вд э,-— т
где Чр - численность работающих.
Этот показатель характеризует эффективность приложения труда тех, кто трудится, степень использования ими всех вещественных элементов производства (техники, технологии, сырья, материалов, энергии).
Об эффективности общественного производства можно судить и по такому показателю, как фондоотдача (Фо), определяемому путем деления национального дохода (НД) на производственные фонды (ПФ), участвующие в процессе труда:
ВД
Фо = (3)
ПФ
Последний показатель (Фо) дает представление о величине созданного национального дохода на 1 рубль производственных фондов.
Аналогичным образом определяется эффективность (полезная отдача) капиталовложений - путем сопоставления прироста национального дохода с величиной капитальных вложений, то есть эффект с каждого рубля новых инвестиций, и определение стимулов для активной инвестиционной политики.
Глава вторая.
Конкурентно-рыночный механизм и его особенности в социально-культурной сфере