Классификация методов социально-экономического прогнозирования
Прогнозирование – это научно-обоснованное предсказание наиболее вероятного состояния, тенденций и особенностей развития управляемого объекта в перспективном периоде на основе выявления и правильной оценки устойчивых связей и зависимостей между прошлым, настоящим и будущим.
По оценкам некоторых ученых насчитывается более 150 методов прогнозирования. Базовых методов гораздо меньше, многие из "методов" скорее относятся к отдельным способам и процедурам прогнозирования, либо представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых методов количеством частных приемов и последовательностью их применения.
С позиций методологическ основания прогнозирования можно выделить 3 принципиально различ группы методов
прогнозирования:
- краткосрочные,
- среднесрочные
- долгосрочные методы прогнозирования
Под методом прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерения в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно будущего развития объекта.
Во многих случаях ни один из методов сам по себе не может обеспечить требуемую степень достоверности и точности прогноза, но, будучи использованным в определенных сочетаниях с другими, оказывается весьма эффективным – достоинства одного метода компенсируют недостатки другого, либо они используются в развитии.
Объективная необходимость в комбинировании различных методов часто возникает при разработке прогнозов развития процессов, характеризующихся наличием сложных взаимосвязей. Использование комбинации методов прогнозирования является одним из путей в решении проблемы верификации прогнозов, рассматриваемой как обобщенная оценка их достоверности, точности и обоснованности.
Совпадение результатов прогнозирования, полученных различными методами, является одним из свидетельств их надежности.
Хотя выбор и использование метода являются основным этапом в разработке прогноза, они не гарантируют окончательных достоверных результатов. Процедура разработки предполагает и другие этапы деятельности, среди которых можно выделить следующие:
1. Прогнозное обоснование, т.е. формулировка целей, задач, исходных данных о структуре объекта и анализируемых процессах, основных факторах, взаимосвязях, разработка предварительных гипотез о закономерностях развития, методах и организации процедур прогнозирования.
2. Описание внешней среды (прогнозного фона), выявление внешних воздействий на развитие объекта и внутреннего управления, уточнение критериев развития и параметров управления.
3. Разработка прогнозной модели, т.е. определение ее структуры и составляющих элементов, установление взаимосвязей между ними, которые позволят проследить закономерности изменения процесса.
4. Разработка при возможности альтернативного варианта прогноза на основе применения подходящих методов прогнозирования.
5. Оценка достоверности, точности и обоснованности разработанного прогноза, последствий его реализации. Сравнение результатов прогноза с альтернативными вариантами прогноза.
6. Разработка рекомендаций по управлению развитием процесса с учетом вариантов воздействия внешней среды и внутренней эволюции объекта.
7. Формулировка задачи по разработке нового варианта прогноза с учетом анализа полученных результатов и новой поступившей информации.
По степени формализации методы прогнозирования делятся на интуитивные и формализованные. Если совокупность причинных связей проецируется в будущее, то использование методов, основанных на формализованном мышлении, имеет преимущества перед интуитивными методами.
Рассмотрим интуитивные методы прогнозирования. Они применяются тогда, когда объект прогнозирования либо слишком прост, либо настолько сложен и непредсказуем, что аналитически учесть влияние многих факторов практически невозможно. Полученные в таких случаях индивидуальные и коллективные экспертные оценки используют как конечные прогнозы или в качестве исходных данных в комплексных системах прогнозирования.
К интуитивным методам относятся:
1. Метод "интервью" – представляет индивидуальную экспертную оценку, формулируемую экспромтом без предварительного анализа вопросов и поэтому исключающую неоднозначное толкование.
2. Аналитический метод связан с выражением индивидуальной точки зрения эксперта в статье или аналитических записках по поводу тенденций развития изучаемых явлений и процессов.
3. При построении сценариев устанавливается логическая последовательность гипотетических событий, связанных друг с другом причинно-следственными связями; это модель процесса, а не только конечного результата.
4. Метод психоинтеллектуальной генерации идей должен опираться на побудительные творческие мотивы, однако он, как и все индивидуальные оценки, является субъективным. Окончательный вариант решения определяется посредством анализа экспертных данных непосредственно исследователем.
5. Метод комиссий представляет объединение работы экспертов по выработке документов о перспективах развития объекта прогнозирования. В качестве информационной базы выступают социологические опросы.
6. Метод "Дельфи" представляет ряд последовательно осуществляемых процедур, направленных на подготовку и обоснование прогноза.
7. Метод коллективной генерации идей, называемый "мозговая атака" или "мозговой штурм", отличается от метода "Дельфи" совместным характером получения решения в ходе специального заседания и последующим анализом его результатов. Метод рекомендуется использовать в критических ситуациях, характеризующихся отсутствием реальных, достаточно очевидных вариантов развития процессов в перспективе.
8. Если "мозговая атака" в первую очередь направлена на сбор новых идей, то метод управляемой генерации идей представляет метод обмена мнениями, в результате чего предполагается достичь согласия между экспертами.
9. Синоптический метод представляет сводный, обзорный подход к анализу объекта и написание отдельных сценариев для различных областей с последующим их объединением путем итерации.
Формализованные методы делятся по общему принципу действия на четыре группы: экстраполяционные (статистические), системно-структурные, ассоциативные и методы опережающей информации.
В практике прогнозирования экономических процессов преобладающими, по крайней мере до последнего времени, являются статистические методы. Это вызвано, главным образом, тем, что статистические методы опираются на аппарат анализа, развитие и практика применения которого имеют достаточно длительную историю.
Рассмотрим методы экстраполяции, являющиеся одними из наиболее распространенных методов прогнозирования.
Экстраполяция – продление на перспективу тенденций, наблюдавшихся в прошлом. Наиболее простым и известным является метод скользящих средних, осуществляющий механическое выравнивание временного ряда. Суть метода заключается в замене фактических уровней ряда расчетными средними, в которых погашаются колебания.
Для целей краткосрочного прогнозирования также может использоваться метод экспоненциального сглаживания. Средний уровень ряда на момент t равен линейной комбинации фактического уровня для этого же момента и среднего уровня прошлых и текущего наблюдений.
Метод ДелфиСуть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства, даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты)
35. Стратегическое планирование на макроуровне: сущность, цели и задачи. Виды макроэкономических стратегий.
Страт план-е на макроур-е рассматр-я как основа гос-ой эк-кой политики, оно призвано снять или снизить основн недостатки рыночной координации (инфляции, б\раб). Основн содержание макроэк-ого страт планир-я напрвлено на выбор основных напрвлений соц-но-эк-кого развития, оно д-о оринентир-ся на обеспечен реального роста нац-ой эк-ки и благосост-я народа, на всесторон развитие личноти.
Целью страт план-я явл-ся обеспечен эк-кого роста с учетом конкурентосп-ти, сбаланстир-ти и устойчив-ти нац-ой эк-ки, включая социальный и экон-ий аспекты.
Для достижения цели необх-мо решение многих задач макроэ-ого планир-я: 1) необ-ть определ-я внутр-х и внешних условий, эволюц-ых тенденций соц-но-эк-ого развития, выявления возможностей и ограничений в этом развитии; 2) постановка целей и приоритетов будущего развития в соц-но-эк-кой политике гос-ва; 3) Выбор целей и способов достижения целей, обеспечив-их наибольш эф-ть в объективном использ-ии наличных и привлекаемых в процессе деятельности ресурсов; 4) формир-е комплексов мероприятий, обеспеч-их достижение цели развития в сохрнении традиционных отраслей рыночн хоз-ва и создание новых, так назыаемых постиндустриальных отраслей — ото отрасли новых поколений техники и технологии, нано технологии, как технологии синтеза, ядерно-водородные технологии, как отрасль плотных энергий; 4) обеспечить стабильные темпы роста нац-го объема произ-ва, установить стабильные цены, достичь высокого уровня занятости населения, добиться положительного внешнеторгового баланса.
Виды макроэк-их стратегий: среднесрочные и дальнесроч планы, государст-е целевые программы, межнациональные программы, научно-техни-е и инновац-е проекты, концепции соц-но-эк-кого развития, а т.ж социальные, эк-кие и экологические программы. Характер-ка и сущность системы макроэ-ого план-ия рассм как макроэ-кая форма управлен развитием обществаю.
Формы страт план-ия:1) Директивная- принятие и решен различн вопросов централиз образом. Гос план имеет статус закона., кот ставит не только плановые задачи, но и обеспеч-ет кго выполнение необх-ми ресурсами (ден ср-ва, технич оснащен, трудов и профессион-е ресурсы. Она использ-т ИМПЕРАТИВНЫЕ нормы, обяз-ие подчиняться исполнителей строго установл требов-ям(*плановый документ - бюджет) «+»высок орган-я, и степень ответ-ти, «-»низк уров гибкости, не позв-ет прояв-ь инициативу;2)Индикативная форма — процесс формир-я системы параметров харак-их экон страны и устанавл-т меры гос-ого воздействия на соц-но-эк-кие процессы с целью достиж принятых индикаторов (показатели индикативного плана). Прим-ся ДИСПОЗИТИВНЫЕ нормы, не треб-ие обязат их выполнения и дают возможность ориентироваться на предстоящие в стране изменения. Это концепции, стратегии, прогнозы, программы соц-но-эк-кого развит гос-ва или региона. (*концепция соц-но-эк-ого развит в долгосрочн переспект 2020, среднесрочн прогноз соц-но-эк-ого развит на 12,13,14 г). Такая форма явл-ся более эф-ой, поскольку не огранич-т участ рынка в путях и способах достиж поставл цели. «+»ориентация на будущ изменения, «-» отсу-е един нормат базы, мало контроля в выполнен плановых индикаторах. При этом процесс реализ-ся в замкнутом цикле и определенной послед-ти: 1)подг-ка к принятию решения (прогноз-ие и выбор приоритетов); 2) принятие решения (разработка цонцепции, выр-ка механ-ов реализации); 3) реализ-ия управл-ого решения (планир-е, финансир-е, регулир-е, орган-ия управл-я); 4) контроль за выполнением (стадия контроля и корректир-ки действий).
36. Стратегическое планирование на микроуровне: сущность, цели и задачи. Методы и технология разработки стратегической программы предприятия.
Под страт план-м в микроэк-ке поним процесс определ-я стратегич целей развития хоз-х субъектов в перспективе, кот м-т в среднеср-ой и долгоср-ой перспективах обеспеч-ь достиж-е целей посредством разраб-ки программ хоз-но-эк-кой деят-ти с различн степ-ю детализ-и хода выполн-ых работ на ближайш и будущ перспективу.
Целью в микроэк-ке явля-ся разработка и обеспечен успешного выполнен плановых заданий по произ-ву конкур-ого предлож-я с условиями повышения соц-но-эк-ой эффек-ти, как произ-ва, так и социальных форм потреб-ия.
Для достиж страт цели необх-мо решать ряд задач: 1)непрерывность осущ-ия стратегич планир-я. Реализ-ся в циклах и этапах процесса страт-ого план-ия в установл-ой послед-ти без продолжит перерывов, следовать др за др, обеспеч-ть развит субъекта; 2) обеспечен гибкости позволяет достигать опред уровня чувствит-ти, восприимчив-ти произв-ей к условиям изменения рыночн потребностей и ориентации на нов перспектив напрвл-я в деят-ти. Важн для задачи явл-ся РЕЗЕРВЫ. Их наличие - «подушка безоп-ти»; 3) Определен необх-ой точности в разраб-ке плановых решений с высок степ-ю опред-ти заданий и нормативн показателей (сроки, качество, бюджет) для исполнителей; 4) Широкое участие плановой деят-ти специалистов по планированию, лиц, кот принадл-т право принятия управл-х решений. Это позволяет наиб качест-но оценивать внутр состоян и возможн-ти предпр-я.
Методы страт план-ия: 1) Метод предплановых исслед-ий (маркет-е исслед-я): частные — м-д прямого счета, м-д экономич группир-к, экспертные методы исслед-я 2) метод програмно-целевого страт план-я — основной м-д. Позв-ет раскрыть цель в комплексе предпол-ых в решении задач и мероприятий, напрвл-х на реализ-ю наиболее эффек способом национальных проблем. а) террит-ое прогр-но-цел-ое планир-е; б)произв-экон-е программир-е; в)орган-но-хозяйс-ое прогнозир-е; 3)балансовый метод. Совокупность приемов, испол-ых для обеспеч-я взаимосвязей и согласования взаимозавис-х показат, обеспеч-х баланс желаний и возможностей (планир-е бюдж деят-ти, внешне эк-кой, торговой деят-ти, в валютн политике и др. а) сводный баланс; б) потребит баланс; в)продовольт баланс г)баланс энергорусурсов. 4) нормативный метод. Опред-ие и испол-е прогрессивных, т.е эко-ки обоснованных норм и нормативов, отражающих степень или уровень развития рыночной инфрастр-рыи эк-ки в целом. Под нормойпони-т научно обоснованную меру общественно-необх-х затрат на ресурсы при изготовлении единицы продукции заданного качества в планируемом периоде. Норматив — поэлементное составляющее нормы. К частным нормативн методам отн-ся: социальные, квотные, экономические, финансовые.
Процесс разработки (технологии) страт план-я представл перечень чередующихся друг за другом этапов, кот осущ-ся циклически и непрерывно, имеют прямую и обратную связь. 1) исслед-е состоян внешн среды рынка (диагност текущ сост-я предпр-я на рынке, оценка конкурентосп-и); 2) оценка внутр-го потенциала и возмож-ей предпр-я; 3) разраб-ка стратег прогноза (прогнозир-е); 4) выбор стратегии будущ деят-ти; 5) разраб-ка комплексной комплексно-сбытовой программы пред-я (детализация полож-я стратегии, выражая детали ввиде функциональн политик опред-х видов деят-ти в перспективе); 6) разраб-ка генеральн бюджета будущ деят-ти (обеспечивает эффект условия использ-я имущества и финанс активов при наличии страхов резервов. 2 фида бюджетов: бюджет доходов и расходов, движения ден средств); 7)разраб-ка функцион-х стратегич планов; 8) разраб тактич-х (годовых) функцион-х планов (тактич-е планир-е — форма опред-ия будущих перспектив, обеспечив-ая плановое задание конкретн приемами, механизмами, инструментами с мпом-ю кот они м.б выполнены. Обеспеч-т конкретиз-ю плановых решений не > чем на 1 год); 9) разраб операц-ых планов (квартал, месяц) (с разбивкой на месяц. Обеспеч необх-ми нормами исполнителей и полное пониман произ-ой ситуации); 10) осущ-е сбора данных о фактич испол-ии операц-х планов (информация стан-ся в план учета счетов бух учета, делается выборка фактич данных деят-ти, составл-ся отчеты о их выполнении); 11) анализ выполнен стратегич и тактич заданий (квартал, год)(комплексный экономич, финансов анализ эф-ти сбытовой деят-ти и финанс устой-ти пред-ия); 12) организац-е мероприят-я — регулир-е заданий в следующих перспективах исполнения (обеспеч обратн связь за счет разработки различных орган-ых и технич меропр-ий, кот учит-ся в последующ оценке текущего состоян предр-я и вносятся в последующ прогноз). 1-7 схема страт план-я. 8-12 схема тактического планирования.