Госбюджет и его функции. Бюджетный дефицит, государственный долг
Основное звено общегосударственной финансовой системы — госбюджет.
Бюджет (англ. budget — сумка) вообще — это роспись денежных доходов и расходов государства, территориальных образований, домохозяйств и т.д.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, который используется правительством для содержания государственного аппарата и выполнения функций государства.
Основные функции государственного бюджета следующие:
• перераспределение национального дохода распределение денежных поступлений через различные каналы);
• стабилизирует процесс общественного воспроизводства;
• осуществление социальной политики;
• осуществление научно-технической политики.
Бюджетный процесс предполагает балансирование (выравнивание) государственных расходов и доходов.
При несбалансированности возникает дефицит (профицит) госбюджета.
Бюджетный дефицит – это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы.
Причины бюджетного дефицита:
- возрастание роли государства в различных сферах жизни
- осуществление крупных госуд. программ развития экономики;
- спад экономики;
- милитаризация экономики;
- стихийные бедствия и другие чрезвычайные обстоятельства.
Различают следующие виды бюджетных дефицитов:
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости (т. е. в условиях естественного уровня безработицы). Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Реальный дефицит (фактический) – это дефицит, причина которого спад производства.
Циклический дефицит госбюджета – это разность между реальным (фактической величиной бюджетного дефицита) и структурным дефицитами, является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.
Активный дефицит – возникает вследствие сознательных действий правительства.
Пассивный дефицит – возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране.
Государственный долг подразделяется на:
o внутренний внешний
o краткосрочный (до 1 года),
o среднесрочный (от 1 до 5 лет),
o долгосрочный (свыше 5 лет).
46.Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов.
Налог — это обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком в установленном законом порядке.
Налоги выполняют три основные функции:
¾фискальную;
¾регулирующую;
¾социальную.
Налоги бывают прямые и косвенные.
К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль.
Косвенные налогив отличие от прямых представляют собой все разновидности (акцизы, таможенные пошлины и др.) надбавок к цене готового продукта. Плательщиком косвенных налогов являются потребители готовой продукции.
Норма налогов определяется налоговой ставкой. Налоговая ставка — это единица размера налогообложения.
Совокупность взимаемых государством налогов (прямых и косвенных), а также форм и методов их построения образуют налоговую систему государства(рисунок).
Как свидетельствует мировой опыт, налоговая система в современных условиях должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную перестройку основного производства, развитие предпринимательства и т. п. В то же время она не должна способствовать развитию монополизма, росту издержек, спекуляции.
Политика государства, которая воздействует на макроэкономику посредством величины и структуры государственных расходов, а также системы налогообложения, называется фискальной политикой.