Монополия exante и expost
Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.ч. патентная монополия).
Exante означает планируемый, предполагаемый или ожидаемый уровень какой-либо переменной или деятельности, т.е. предварительное оценивание. Еxpost фактическая величина реализованных ожиданий, т.е. итоговое оценивание. В момент создания монополии - EX ANTE (можно отнести предпринимательскую бдительность). После установления монополии-EX POST. Exante присуще краткосрочной монополии, а далее классическим формам-expost. (т.е. экс анте это что-то вроде начала задумки предпринимателя которую может воплотить в принципе каждый, а экс посте это уже после завоевания рынка). Планирование и первоначальное вложение это Exante, но если бизнес не пошел то в expost они не переходят.
Краткосроч. Мон. Обеспечивает единственному производителю иммунитет от подражания конкурентами в течение определенного срока после того, как те открыли секрет его коммерческого успеха. Фактор времени приобретает для конкуренции исключительно большое значение, т.к. рано или поздно конкуренция пробивает себе дорогу, и данная монополия разрушается. Фирмы-первопроходцы на начальных этапах развития бизнеса формально являются монополистами. Фактически барьеров, которые могут превратить отрасль в монополистическую, не создают. На первых порах данные фирмы, получают экономическую прибыль, но она явл премией за предпринимательскую бдительность, стимулом предпринимательской деятельности, «мотором» активного поиска нужных потребителю, но еще никем не выпускаемых товаров. Пример: Фирма первая в городе начинает предлагать услугу по доставке продуктов питания на дом. Другие не видят в этом перспектив и не занимаются этим, т.е наша фирма формально – монополист, т.к. она одна на рынке, однако барьеров для входа в отрасль она не создает. Главным её преимуществом является возможность завышения цен, когда конкуренты осознают прибыльность этого дела они хлынут на рынок и наша фирма утратит свое преимущество.
Патентная монополия – частный случай краткосрочной монополии. Это временное монопольное право на использование изобретения, которое выдается владельцу патента с целью поощрения исследований и изобретательства.
Первый рисунок фирмы лидера выпустившей уникальное изобретение, на второй подражателя. У первой издержки выше (АТС) т.к. они вкл в себя затраты на создание и выпуск продукции, а у второй только на выпуск. А так как у первой издержки выше то и цена выше, и если патент не охраняется то, потребители покупают продукт у второй и первая несет убыток, а если законом предусмотрена защита патента то первая фирма становится патентным монополистом, а вторая пока что не может выйти на рынок. Не обязательно, но на всякий случай: На первом графике Ап – это прибыль патентного монополиста. ТчL оптимальный объем (по правилу МС=МR, а потом перпендикуляр на Dи на ось Р что бы цену определить) тчFи Рf – это объем и цена фирмы подражателя.
В отсутствии патентной монополии изобретательство, как правило, убыточно и, следовательно, коммерчески неоправданно. Затраты на него делают одни, а плодами пользуются другими. А наличие патентной монополии создает экономические условия для технического прогресса.