Развитие молодежной политики
Текущее состояние и основные проблемы.
Оценивая социальную сферу, можно сделать следующие выводы: в 2014 году, были приняты к реализации муниципальная программа «Формирование культуры здорового образа жизни молодежи Волгограда» и ведомственные программы «Работа с детьми и молодежью по месту жительства на базе подростково-молодежных клубов и центров» и «Развитие и поддержка деятельности талантливой и одаренной молодежи в городском округе город-герой Волгоград» на 2014 – 2015 годы. Увеличилось количество детей и молодежи, получивших информацию по основным направлениям молодежной политики, так и доля детей и молодежи, вовлеченных в ее реализацию (в 2014 году на 10% больше, чем в 2013 году). Анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей приведен на рисунке 14.
Сильные стороны • Функционирует разветвленная система специализированных учреждений, укомплектованных профессионально подготовленными кадрами. • Городские оздоровительные центры для детей и молодежи, расположенные в рекреационных зонах города, имеют выигрышное положение на рынке соответствующих услуг. | Слабые стороны • Высокая степень износа помещений, оборудования, слабое материально-техническое обеспечение. • Слабая организация досуга молодежи (доля преступлений несовершеннолетних в общем количестве преступлений более 3%). |
Возможности • Модернизация материально-технической базы учреждений по работе с молодежью. • Создание и развитие системы поддержки и сопровождения талантливой молодежи. | Угрозы • Несоответствие условий оказания услуг запросам современной молодежи. • Значительной проблемой остается работа с молодежью в отдаленных районах города: в поселках Соляной, Южный, ГЭС, Водстрой, Горный, Водный, Песчанка, Г. Королевой, Гумрак, на ст. Садовая, в хуторе Песчаный на острове Сарпинский. |
Рис.14. SWOT-анализ сферы молодежной политики
Стратегическое видение будущего.
Молодежная политика будет сфокусирована, прежде всего, на недопущении реализации негативных тенденций посредством осуществления комплекса мероприятий, направленных на преодоление интереса молодых людей к объединению в группы антисоциальной направленности, снижение экстремизма и насилия в молодежной среде, предотвращение криминализации и наркоманизации, содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в период летних каникул. Охват молодежи Волгограда (от 14 до 30 лет) всеми видами и формами направлений государственной молодежной политики в 2018 – 83%, в 2025 – 88%, в 2030 – 94% молодежной аудитории. Произойдет существенное повышение доли молодежи, вовлеченной в мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни на 40% в 2018 году, на 55% в 2025 году. Количество общественных скейт-парков в Волгограде составит в 2018 году – 5 ед., в 2025 году – 8 ед. При муниципальной поддержке произойдет активное развитие молодежной субкультуры, в том числе уличных видов спорта и альтернативных направлений искусства.
Цель: создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие творческого и лидерского потенциала молодежи в интересах инновационного развития города и региона.
Целевые индикаторы достижения стратегической цели приведены ниже в таблице 8.
Таблица 8
Целевые индикаторы
№п/п | Показатели | Ед. изм. | ||||
1. | Численность детей и молодежи, вовлеченных в социально-экономические, научно-технические, общественно-политические, творческие и др.мероприятия | тыс. чел. | 139,5 | 158,7 | 169,4 | 180,6 |
2. | Численность детей и молодежи, охваченных системой информирования по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе | тыс. чел. | 131,1 | 183,4 | 194,4 | |
3. | Численность населения городского округа Волгоград в возрасте 14-29 лет, занятость которого организована в муниципальных учреждениях сферы молодежной политики | тыс. чел. | 14,8 | 17,2 | 18,6 | |
4. | Удельный вес молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, охваченной всеми формами и видами направлений государственной молодежной политики | % | 64,6 | 83,7 | 88,8 | 94,3 |
Задачи:
вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;
гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей, развитие системы поддержки инициативной и талантливой молодежи;
формирование эффективного механизма и мер социальной поддержки молодежи и молодых семей, укрепление института молодой семьи;
развитие системы социальных служб для оказания различного рода услуг молодежи и молодым семьям с целью социальной адаптации и реабилитации молодые граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков и молодежи.
Инструменты реализации:
реализация программ «Развитие молодежной политики, организация и проведение мероприятий с детьми и молодежью на территории Волгограда», «Организация отдыха детей в каникулярное время»,
субсидирование части затрат субъектам предпринимательства на развитие детских оздоровительных лагерей, находящихся в частной собственности;
создание инвестиционной площадки по созданию муниципально-частного партнерства для работы по развитию материально-технической базы арендуемых детских оздоровительных лагерей;
строительство многофункциональных молодежных центров в каждом районе городского округа (спортивный зал, конференц-зал, комнаты для занятий, творческие мастерские, молодежный бизнес-инкубатор и т.п.), строительство областного Дома молодежи на территории Волгограда.
Ожидаемые результаты:
повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);
сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума, сокращение уровня безработицы в молодежной среде;
снижение уровня правонарушений среди молодежи;
повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи, повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;
увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней.