Сбалансированная и несбалансированная инфляция. открытая и подавленная инфляция

С точки зрения соотношения роста цен в различных товарных группах (ценовых пропорций) инфляция подразделяется на сбаланси­рованную и несбалансированную.

Сбалансированная инфляция предлагает повышение цен на различные товары одинаковыми темпами. Она не столь опасна для большинства предприятий, даже если является галопирующей: просто в опре­деленный момент все они синхронно поднимают свои цены. При этом проигрывают лишь те, кто замыкает цепочку кооперационных связей, т.е. производители конечных товаров, особенно сложных, дорого­стоящих, спрос на которые высокоэластичен. Отказываясь при­обретать данную заметно подорожавшую продукцию в прежнем объеме,­ покупатели ставят ее производителей в тяжелое финансовое положение. Оно ухудшается и в связи с удорожанием кредитов, препятствующим использованию заемных средств в антикризисных целях.

Несбалансированная инфляция предусматривает кардинальное изменение ценовых пропорций. Это настоящая беда для большинства производителей. Выигрывают в конкурентной борьбе отнюдь не самые­ эффективно функционирующие фирмы, а те, которые оказываются ближе к монополизированным отраслям и через ценовой механизм перераспределяют в свою пользу часть монопольной сверхприбыли. Сопровождаясь чудовищным неравенством норм прибыли, несбалансированная инфляция делает неизбежным отток производственных ресурсов из конкурентных отраслей (сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности) в отрасли, которые характеризуются высокой степенью монополизации (добывающая промышленность, торговля, банковское дело и т.п.). Впрочем, в ее огне по «принципу домино» по­очеред­но «сгорают» многие предприятия начиная с функциониру­ющих опять-таки в конечных отраслях, а затем и те, кто в технологических цепочках располагается все ближе и ближе к монополистам сырьевого и топливно-энергетического комплексов. Даже последние, в конце концов, испытывают на себе негативное воздействие подобной инфляции: постепенно лишаясь (из-за банкротства потребителей) рынка сбыта своей резко дорожающей продукции, они в поисках выхода из сложившейся ситуации закономерно устремляются с нею за пределы страны.

Симптомы инфляции отчетливо проявляются в хозяйствах рыноч­ного типа. Однако не имеют иммунитета против нее и те социальные организмы, в которых механизмы рынка разрушены административно-командной системой, теми отношениями, которые в рамках нее формируются. И хотя в первые годы Советской власти в теории господствовало представление о наличии у плановой экономики иммунитета против инфляции, практика быстро доказала его иллюзорность. Правда инфляция возникает здесь не в открытой, а в преимущественно скрытой (подавленной) форме. При открытой инфляции в обществе не ощущается сколько-нибудь заметного регулирования цен со стороны государства, они складываются в основном самостоятельно­ под воздействием спроса и предложения и при этом неуклонно растут. Тем не менее механизм рынка остается в работоспособном состоянии и вырабатываемые им ценовые сигналы нацеливают предпринимателей на скорейшее наращивание инвестиций, объема производства и заня­тости в не удовлетворяющих платежеспособный спрос отраслях, что рано или поздно приводит к понижению цен. Подавленная инфляция проявляется в виде всеобъемлющего дефицита товаров и услуг, ухудшения их качества при неизменной цене, «вымывании» дешевых товаров из ассортимента, наличии значительного отложенного спроса в форме вынужденных сбережений, свидетельствующего о снижении уровня жизни населения по сравнению с потенциально возможным. Такой вид хронического макроэкономического неравновесия возникает в случае, если правительство уделяет больше внимания не причинам, а следствиям инфляционной несбалансированности товарных рынков и вместо нейтрализации глубинных факторов инфляции дела­ет акцент на подавление внешних форм ее проявления — замораживание цен или установление верхнего предела их роста в каждый данный период. В результате характерный для рыночной экономики метод учета динамики цен утрачивает свою силу, и статистическому ведомству приходится искать другие измерители скорости развертывания инфляционных процессов (например, время простаивания в очередях).

В условиях подавленной инфляции из-за фиксации административных цен ниже их равновесного уровня совокупный спрос намного превышает совокупное предложение. Это существенно притупляет стимулы к инвестициям, необходимым для увеличения количества и повышения качества дефицитных товаров и услуг, так как заниженные цены на них не окупают связанных с производством капитальных затрат. Поскольку в этих условиях зависимость цены от спроса не вы­глядит очевидной, трудно бывает определить, в каких именно товарах более всего нуждается население, какими критериями необходимо руководствоваться фирмам, используя в своих интересах ограниченные произ­водственные ресурсы. И так как отсутствует механизм рыночной само­настройки воспроизводства и производители не получают ценовых сигналов для перемещения капиталов по отраслям и регионам национальной экономики, то потребителям остается уповать лишь на мудрость планирующих органов, наделяя их сверхъестественными способностями предвидеть движение потребностей населения. В результате ранее возникшие структурные дисбалансы воспроизводятся на новой основе, а сохранение неэффективных производств делает возникший товарный дефицит хроническим, трудно устранимым. В обществе формируются неодолимые дефицитные ожидания, регулярно вызывающие мощные приливы ажиотажного спроса на товары, которые, по оценке потребителей, вскоре могут вообще исчезнуть с прилавков магазинов, а значит, целесообразно закупать их впрок по каким угодно ценам. В этих­ условиях государству приходится насильственно внедрять элемен­ты ограничительного распределения товаров по карточкам, тало­нам, устанавливать нормы их отпуска «в одни руки», что неминуемо влечет за собой развитие «черного рынка», на котором дефицитную продукцию все же можно купить, хотя и по ценам запредельно высоким. Не случайно Я. Корнаи рассматривал товарный дефицит в качестве скрытого налога, сокращающего реальную заработную плату в плановой экономике. «Черный рынок» стихийно складывается не только в потребительском секторе, но и в секторе инвестиционных товаров, где «ценой»­ последних становится взятка чиновнику, ведающему централизованным распределением нужных всем производителям станков, оборудования, топлива, строительных материалов и т.п. В условиях скрытой инфляции функции денег в значительной степени парализу­ют­ся: обладание этими вроде бы абсолютно ликвидными активами вовсе не гарантирует людям удовлетворение их жизненных потребностей. В обществе формируется своего рода «инфляционный навес», который становится мощным фактором резкого взвинчивания товарных цен сразу после их либерализации.

Наши рекомендации