Государственный заказ как инструмент регулирования
По форме государственный заказ – это договор, |какой| заключаемый между государством, от имени|от лица| которого|какого| выступает определенное министерство (ведомство) или администрация региона, с предприятием (организацией) на производство (предоставление) определенного вида и объема продукции или услуг.
По своей сути государственный заказ – это способ прямого государственного регулирования хозяйственных связей между государством-заказчиком и предприятием-исполнителем, способ реализации общественных и государственных потребностей, форма сотрудничества государства и предприятия (организации).
Государственный заказ является средством стимулирования наращивания производства дефицитной| продукции, развития приоритетных отраслей народного хозяйства, внедрения новых технологий, решения социальных проблем, государственной поддержки важнейших научных исследований, при котором|каком| государство обеспечивает финансовыми ресурсами и предоставляет льготы исполнителям.
Цель государственного заказа:
· обеспечение реализации целевых государственных программ;
· обеспечение развития приоритетных отраслей народного хозяйства и внедрения новых технологий;
· обеспечение| решения социальных проблем;
· обеспечение| наращивания производства дефицитной| продукции;
· обеспечение потребностей в создании и пополнении государственного материального резерва;
· обеспечение|| поддержки важных научных исследований.
Перечисленные цели позволяют понять, какая продукция или услуги могут получить статус государственного заказа.
Особенностями государственного заказа является то, что, во-первых|в первых|, его исполнителям государство гарантирует реализацию изготовленной продукции. В условиях жестокой рыночной конкуренции это является важным фактором успешной хозяйственной деятельности.
Во-вторых, исполнитель государственного контракта централизованно обеспечивается материальными ресурсами, производство и потребление которых|каких| контролируется государством.
В-третьих, государство может предоставить исполнителям государственного заказа определенные экономические|экономичные| льготы – по|с| налогообложению и кредитованию.
Государственный заказ размещаются на конкурсных принципах, и заключается с|издаются,кажутся| теми предприятиями, которые|какие| обеспечивают лучшие условия их выполнения и лучшие результаты.
Исполнителями государственного заказа могут быть предприятия всех организационно-правовых форм предпринимательства и собственности.
Государственный заказ в настоящее время имеет место в следующих отраслях народного хозяйства:
в промышленности – на производство отдельных видов промышленной продукции;
в сельском хозяйстве – на производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции (продовольствия).
Формирование государственного заказа осуществляется в соответствии с правилами, которые|какие| впервые были определены еще в 1993 году Постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке введения|заключения| государственных контрактов и формирования государственного заказа».
Процесс формирования государственного заказа осуществляется в следующей последовательности.
Прежде всего, Кабинет Министров Украины по предоставлению Министерства экономики утверждает перечень|перечисление| продукции, которая|какая| в следующем году|на следующий год| должна производиться|выделываться,вырабатываться| по государственному заказу.
Министерство экономики при участии|с участием| других государственных органов исполнительной власти определяет потребности в производстве продукции (предоставлении услуг) по государственному заказу, которые|какие| должны быть согласованы с возможностями отраслей, удовлетворяющих| эти потребности.
После этого определяется круг|окружность| предприятий (организаций), на которых|каких| может быть размещен| государственный заказ, и после этого на конкурсных принципах осуществляется его размещение.
Размещение государственного заказа документально подтверждается заключением договора, в котором|каком| определяются условия выполнения государственного заказа и обязанности сторон|.