Модели жизненного цикла организации
Концепция жизненного цикла находится в сфере интересов ученых из разных областей теории менеджмента и теории организации. За последние несколько десятилетий было проведено множество исследований и разработан ряд моделей жизненного цикла. Графически жизненный цикл, как правило, изображается на координатной сетке, на которой абсцисса – это время, а ордината – это финансовые показатели (прибыль, продаж) или потенциал организациионного развития. Жизнь организации в основе практически всех моделей фрагментирована на пять этапов:
1) создание,
2) рост,
3) зрелость,
4) спад,
5) исчезновение.
Для того чтобы использовать данную концепцию на практике, принципиально разобраться в вопросе, почему было разработано множество моделей жизненного цикла организации, при том, что их авторы часто повторяют друг друга.
Многообразие моделей заключается в разности определяемых этапов жизненного цикла.
1. Исследователи выделяют разное количество этапов жизненного цикла организации[82] [83] [84] [85].
Концепция жизненных циклов организации соответствует присутствующей в живой природе пентаде этапов «рождение-рост-развитие-затухание-смерть». Компетентный руководитель различает особенно каждой стадии и применяет соответствующей ей управленческий инструментарий.
2. Исследователи делают акцент на различных процессах в рамках организации.
Проблема организационной эффективности на разных этапах жизненного цикла обсуждается в работах Р. Куинна и К. Камерона[86]; политические аспекты развития организации - в работах М. Залда и М. Бергера[87].
Ряд авторов делает акцент на эволюции организационной структуры компании. Б. Скотт описывает три типа организаций, которые следуют в исторической последовательности:
· неформальная («шоу одного человека», Б.Скотт),
· формализованная бюрократия,
· промышленный конгломерат.[88]
А в работах Д. Каца и Р. Кана модель развития организаций строится на тщательной разработке организационной структуры, в соответствии с этим они предлагают три основных стадии развития - стадия простых систем, устойчивая стадия организации и стадия разработки структур, которые характеризуются взаимодействием с внешней средой. Главные предпосылки успеха организации идентифицируются не внутри, а вне ее, которые характеризуются взаимодействием с внешней средой[89].
Ученые, Л. Грейнер [90]и А. Доунс[91], акцентируют внимание на факторах роста компании.
И. Адизес[92], Ф.Лиден[93] подробно исследуют типичные проблемы компаний на каждой стадии. По мнению Ф. Лидена на четырех стадиях своего развития организации имеют характерные функциональные проблемы - проблема адаптации к окружающей среде, приобретение ресурсов, достижение целей и поддержка образцов поведения. Согласно модели И. Адизеса, на каждой стадии компания сталкивается с нормальными (типичными) для ее уровня развития проблемами, и аномальными, которые могут «погубить» компанию и на которых необходимо сосредоточиться.
На вопросе ценностей организации и развитии персонала на разных этапах жизненного сосредоточился У. Торберт[94]. Свою модель развития организации он тесно связал с развитием чувства общности персонала.
3. В рамках исследований рассматриваются различные объекты.
Так, объектами исследований могут выступать, например, государственные организации, предпринимательские фирмы, новые предприятия, устоявшиеся компании, компании из высокотехнологичных отраслей, организации в сфере образования и др.
В связи с этим, на средний срок жизни организации и его цикличность влияет множество факторов, в их числе:
- Размер фирмы, горизонтальная и вертикальная интегрированность. Если на примере компании малого бизнеса проследить этапы жизненного цикла достаточно просто, то у бизнес-гигантов из-за большого количества структурных подразделений жизненный цикл компании выступает как совокупность циклов его подразделений.
- Отрасль. Динамика развития отрасли как внешний фактор развития компании будет непосредственно влиять на цикл компании. В быстро развивающихся отраслях компании при прочих равных условиях будут максимально быстро достигать устойчивых этапов и, наоборот, кризис отрасли может ускорить падение компании.
Один из мировых лидеров в инвестиционном бизнесе Lehman Brothers в 2008 году, в период мирового финансового кризиса, прекратил свое существование. Крах банка, имеющего ряд внутренних проблем (махинации с отчетностью), ускорила неблагоприятная конъюнктура рынка. [95]
Примечательно, что сейчас концепция жизненного цикла наиболее часто исследуется на примере хай-тек компаний. Эта отрасль активно развивается, что способствует появлению новых компаний их активному росту. Распространены примеры диверсификации, когда компании выходят за рамки своей основной отрасли для возможности продолжить свое существование.
Du Pont начинала свою деятельность с производства взрывчатых веществ типа тола, а продолжила переработкой синтетических волокон, преобразовавшись со временем в широко диверсифицированную компанию, занятую в самых разных областях человеческой деятельности, начиная от химической промышленности, заканчивая банковским делом.[96]
- Происхождение и структура собственности. Жизненный цикл государственных или приватизированных компаний может, например, иметь свои особенности. Методы управления первыми не всегда определяются рыночными условиями. Однако несмотря на это, некоторые подразделения государственных компаний могут быть рассмотрены с точки зрения концепции жизненного цикла. Мы можем найти подтверждения данной логики в российской практике. В результате приватизации 90-х в России появились компании с дисперсной структурой акционерного капитала. Такая структура, с учетом логики жизненных циклов, могла появиться только на этапе расцвета компании. С позиции плановой экономики большинство из них были зрелыми, состоявшимися предприятиями, а с рыночных позиций, они таковыми не являлись. Данное противоречие нашло отражение в проблемах, с которыми сталкивались компании.
Так, несмотря на то, что исследуемые объекты не однородны, данная концепция применима не только для частных компаний. Ранние зарубежные модели жизненного цикла в качестве объекта исследования выбирали государственные структуры и общественные организации (так, в модели А. Доунса объектом исследования выступали правительственные комитеты)[97]. Данный факт важен, например, в рамках российских реалий, так как доля компаний с государственным участием превышает 70% . Длительность каждого этапа и его проявление могут отличаться, как мы уже рассмотрели, в зависимости от отрасли, происхождения, размера организации. Важно, что жизненный цикл организации может зависеть не только от внутренних факторов, но и от внешних. Стремительный взлет отрасли, как уже неоднократно наблюдалось, является стимулом роста и стремительного развития принадлежащих ей компаний.
Рассмотрев логику построения концепций жизненного цикла, следует обратить внимание на конкретные модели. Комбинация различных подходов возможна и даже необходима. Однако простое обобщение всех моделей в одну, нивелирует результаты всех предшествующих исследований. Предлагается рассмотреть модели, разработанные Л. Грейнером[98] и И. Адизесом.[99] Во-первых, эти модели получили большую практическую применимость. Во-вторых эти модели не противоречат друг другу, а дополняют, и вполне могут быть рассмотрены в комплексе. Различия между моделями жизненного цикла Л.Грейнера и И.Адизеса, следует рассматривать как возможность интеграции для более полного описания процесса развития организации.