Тема 11. Монополистическая конкуренция и теория олигополии
1. Какие факторы способствуют контролю фирмы над ценой, когда существует несовершенная конкуренция?
2. Что такое товарная группа? Объясните, почему необходимо сделать произвольные допущения при определении товарной группы?
3. Чем больше степень конкуренции на рынке с монополистической конкуренцией, тем более эластичным оказывается, в тенденции, спрос. По мере того, как конкуренция возрастает, какое это окажет воздействие на уровень избыточной мощности фирм в долгосрочном равновесии?
4. Объясните, почему цена долгосрочного равновесия и выпуск монопольно конкурентной фирмы изменятся, если другие фирмы войдут в отрасль или покинут ее. Используйте диаграмму, чтобы пояснить ответ.
5. Каким образом реклама на рынках с монополистической конкуренцией может снизить издержки, связанные с избыточной мощностью? В каком смысле затраты по содержанию избыточных производственных мощностей являются следствием разнообразия товаров на рынке?
6. Объясните, почему фирмы в условиях монополистической конкуренции часто предпочитают неценовую конкуренцию ценовой?
7. Объясните, почему монополистическая конкуренция представляет собой монополию до того момента, когда у потребителя появляется желание купить продукты, являющиеся близкими заменителями, и становится конкурентной за пределами этой области?
8. Сравните антиконкурентную и проконкурентную точки зрения на рекламу. Какая, вы считаете, является более правильной?
9. Часто можно слышать утверждение, что так называемые предприятия «мелкого бизнеса» - это и есть субъекты рынка монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Насколько корректно это утверждение?
10. Как вы думаете, какой структурой обладает рынок высшего образования? Какие факторы, по-вашему, влияют на структуру рынка высшего образования? Насколько важна экономия на масштабе? Насколько важны входные и выходные барьеры? А что вы скажете о роли случайных факторов?
11. Критически оцените и объясните утверждения:
a) «В отраслях с монополистической конкуренцией экономические прибыли в долговременном периоде исчезают в результате конкуренции. Следовательно, нет веского основания для критики поведения и эффективности таких отраслей».
b) «В долговременном периоде монополистическая конкуренция приводит к монополистической цене, а не к монополистическим прибылям».
12. При совершенной конкуренции выпуск пиленой древесины в некотором регионе составил 12000 м³ в месяц. При условии, что АС = МС при всех уровнях выпуска, при каких обстоятельствах оба продавца закончат тем, что будут получать нулевую прибыль и продавать по 6000 м³ древесины в месяц?
13. Предположим, что в маленьком городе есть два продавца бензина. Фирма А оценивает, что она может увеличить прибыль на $2000 в месяц, если снизит цены на бензин на 5% при условии, что ее соперник сохранит свою цену. С другой стороны, если ее конкурент ответит понижением цены, то она потеряет $1000 в месяц. Если фирма сохраняет свою цену, то ее прибыль не меняется, пока конкурент также удерживает прежнюю цену. Если же конкурент понизит цену, то она потеряет $1500 в месяц. При условии, что фирма В, конкурент, делает точно такие же вычисления, составьте матрицу результатов и укажите стратегию максимина для каждой фирмы.
14. Почему у олигополистических фирм есть стимулы для сговора? Каковы требования к успешному картелю? Почему эти требования редко удовлетворяются на практике?
15. Допустим на рынке оперируют две фирмы (Х и Y), каждая из которых может производить «низкий» и «высокий» объем продукции. Приведенная ниже матрица демонстрирует возможные результаты (прибыль) тех или иных решений, принимаемых фирмами. Предположим вы принимаете решения за фирму Х.
Стратегия фирмы Y | |||||
Низкий выпуск | Высокий выпуск | ||||
X | Y | X | Y | ||
Стратегия фирмы Х | Низкий выпуск | ||||
Высокий выпуск |
a) если фирма Y выбирает «низкий» объем выпуска, то при каком уровне выпуска ваша прибыль максимальна?
b) если фирма Х выбирает «высокий» объем выпуска, то при каком уровне выпуска фирмы Y ее прибыль максимальна?
c) если фирма Y выбирает «высокий» объем выпуска, то при каком уровне выпуска ваша прибыль максимальна?
d) в каком случае вы решите производить «низкий» объем продукции?
e) допустим вы соглашение с вашим конкурентом о том, что обе фирмы будут выпускать «низкий» объем продукции. Какие действия вы можете предпринять, чтобы быть уверенными в том, что фирма Y не нарушит соглашение?
f) каким образом вы могли бы убедить фирму Y в том, что вы не намерены нарушать соглашение?