Тема 2. Измерители результатов экономической деятельности. Индексы цен
1) ВВП и другие показатели дохода и продукта.
2) Основные макроэкономические тождества.
3) Номинальные и реальные показатели. Индексы цен.
4) Сложности подсчета показателей дохода и продукта.
Практические задания:
Используя данные, приведенные ниже, покажите, как рассчитать ВВП тремя различными способами. Чему равен ВВП?
Основная литература:
1. Макроэкономика: учебник/ под ред. С. Ф. Серегиной. – М.: Юрайт, 2013. - 521 с.
2. Вечканов Г. С. Макроэкономика: Учебник/ Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.
3. Агапова Т. А. Макроэкономика: учебник/ Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. - М.: Маркет ДС, 2009. - 416 с.
Дополнительная литература:
1. Моисеев С. Р. Макроэкономика: учебник/ С. Р. Моисеев. - М.: КНОРУС, 2012. - 320 с.
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник/ О. Бланшар; пер. с англ. под научн. ред. Л. Л. Любимова. – М.: ИД Гос. Ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 672 с.
3. Канов В. И. Макроэкономика - 2: учебное пособие/ В. И. Канов. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010. - 260 с.
4. http://economictheory.narod.ru/ - экономическая теория он-лайн.
5. Сборник задач по экономической теории: Микроэкономика и макроэкономика/ М. Н. Чепурин, Е. А. Киселева, С. В. Ермилова и др. - Киров: АСА, 2005. - 246 с.
ЗАНЯТИЕ 3.
Тема 3. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция.
1) Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей.
2) Формы безработицы и ее естественный уровень.
3) Закон Оукена.
4) Уровень инфляции.
5) Взаимосвязь инфляции и безработицы.
Практические задания:
1) Численность населения составляет 100 млн чел., 24млн. чел. – дети до 16 лет, а также люди, находящиеся в длительной изоляции (в психиатрических больницах, в исправительных учреждениях и т.д.); 30млн чел. Выбыли из состава рабочей силы; 4млн 600 тыс. чел. – безработные; 1 млн чел. – работники, занятые неполный рабочий день и ищущие работу.
Используя эти статистические данные, рассчитайте:
А) величину рабочей силы;
Б) уровень безработицы.
2) Естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический – 10%.
А) Определите величину относительного отставания фактического ВВП от потенциального при условии, что коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2.
Б) Если фактический объем выпуска в том же году составил 600 млрд долл., тот каковы потери ВВП, вызванные циклической безработицей?
3) Естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический – 10%.
А) Определите величину относительного отставания фактического ВВП от потенциального при условии, что коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2.
Б) Если фактический объем выпуска в том же году составил 600 млрд долл., тот каковы потери ВВП, вызванные циклической безработицей?
Основная литература:
1. Макроэкономика: учебник/ под ред. С. Ф. Серегиной. – М.: Юрайт, 2013. - 521 с.
2. Вечканов Г. С. Макроэкономика: Учебник/ Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.
3. Агапова Т. А. Макроэкономика: учебник/ Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. - М.: Маркет ДС, 2009. - 416 с.
Дополнительная литература:
1. Моисеев С. Р. Макроэкономика: учебник/ С. Р. Моисеев. - М.: КНОРУС, 2012. - 320 с.
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник/ О. Бланшар; пер. с англ. под научн. ред. Л. Л. Любимова. – М.: ИД Гос. Ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 672 с.
3. Канов В. И. Макроэкономика - 2: учебное пособие/ В. И. Канов. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010. - 260 с.
4. http://economictheory.narod.ru/ - экономическая теория он-лайн.
5. Сборник задач по экономической теории: Микроэкономика и макроэкономика/ М. Н. Чепурин, Е. А. Киселева, С. В. Ермилова и др. - Киров: АСА, 2005. - 246 с.
ЗАНЯТИЕ 4.
Тема 4. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения.
1) Совокупный спрос и факторы, его определяющие.
2) Совокупное предложение в коротком и долгом периоде.
3) Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS. Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию.
4) Шоки спроса и предложения.
Практические задания:
В результате внедрения новых технических средств в банковской системе увеличилась скорость обращения денег. Центральный банк принял меры по стабилизации объема выпуска и уровня цен в экономике, изменив предложение денег. Покажите, как можно отразить на графике исходный шок и стабилизационную политику Центрального банка.
Основная литература:
1. Макроэкономика: учебник/ под ред. С. Ф. Серегиной. – М.: Юрайт, 2013. – 521 с.
2. Вечканов Г. С. Макроэкономика: Учебник/ Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
3. Агапова Т. А. Макроэкономика: учебник/ Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. – М.: Маркет ДС, 2009. – 416 с.
Дополнительная литература:
1. Моисеев С. Р. Макроэкономика: учебник/ С. Р. Моисеев. – М.: КНОРУС, 2012. – 320 с.
2. Бланшар О. Макроэкономика: учебник/ О. Бланшар; пер. с англ. Под научн. Ред. Л. Л. Любимова. – М.: ИД Гос. Ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 672 с.
3. Канов В. И. Макроэкономика – 2: учебное пособие/ В. И. Канов. – Томск: Изд-во НТЛ, 2010. - 260 с.
4. http://economictheory.narod.ru/ - экономическая теория он-лайн.
5. Сборник задач по экономической теории: Микроэкономика и макроэкономика/ М. Н. Чепурин, Е. А. Киселева, С. В. Ермилова и др. - Киров: АСА, 2005. - 246 с.
ЗАНЯТИЕ 5.