В) Выигрыш производителей
Выигрыш производителей = разности между выручкой по рыночной цене и той суммой, которую они выручили по минимально возможной цене.
На графике – это площадь между кривой предложения, линией рыночной цены и вертикальной осью.
В Беларуси до начала торговли выигрыш производителей = b+c, после начала торговли, Белорусские производители уступают свои позиции иностранным конкурентам, сокращают производство при меньшей цене, совокупный выигрыш = c, следовательно чистые потери производителей = b.
В Украине до начала торговли выигрыш производителей = m+n, после начала торговли, повышение цены в стране-экспортере и расширение объема производства, совокупный выигрыш = k+l+i+n+m. Чистый выигрыш = k+l+i.
Г) Распределение выигрыша между странами.
Сравним выигрыши и потери производителей и потребителей в каждой стране.
В Беларуси – импортере, чистый эффект для страны = d+e, т.к. потребители выигрывают больше, чем теряют производители (b+d+e-b=d+e)
В Украине – экспортере, чистый эффект = i, т.к. выигрыш производителей = k+l+i больше, чем потери потребителей = k+l. (k+l+i-k+l=i)
Распределение выигрыша между странами зависит только от того, на сколько в этих странах изменились цены.
x,y – это изменение цены относительно мировой в %.
Больше выигрывает та страна, в которой цены изменились в большей степени.
Условия торговли.
Условия торговли – это показатель, с помощью которого определяется выгодность торговли.
Виды показатели условий торговли:
1) Товарные или чистые бартерные условия торговли.
Это соотношение индекса экспортных и импортных цен.
Импорт +5%, Экспорт +2%.
Растущий показатель (больше 1) означает улучшение условий торговли, повышение благосостояния страны, т.к. за каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобретать все больше импортных товаров.
Падающий показатель (меньше 1) означает ухудшение условий торговли, снижение благосостояния, т.к. чтобы обеспечить тот же объем импорта нужно наращивать объем экспорта.
2) Доходные условия торговли
Это индекс, показывающий потенциал страны импортировать товары за счет выручки, получаемой от экспорта в целом. Рассчитывается как товарные условия торговли, умноженные на количественный индекс экспорта.
.
3) Факторные условия торговли.
Это индекс, показывающий, какое количество импорта может быть получено за единицу роста производительности в экспортных отраслях.
Рассчитывается, как товарные условия торговли, умноженные на индекс производительности экспортных отраслей.
Факторы, влияющие на условия торговли:
1) Колебания спроса на отдельные товары в соответствии с колебаниями цен.
2) Степень монополизации рынков отдельных товаров.
3) Типы экономического роста
С точки зрения воздействия экономического роста на мировую торговлю различают:
а) Экспортно-расширяющий рост
Это расширение производства товара, который страна экспортирует. Ведет к ухудшению условий торговли страны в пользу торговых партнеров.
Стимулирование инвестиций в производство товара, поставляемого на экспорт, может привести к разоряющему росту.
Это ситуация, при которой ухудшение условий торговли перекрывает положительный эффект, получаемый от экономического роста.
б) Импортно-замещающий рост.
Это расширение производства того товара, который страна импортирует. Ведет к улучшению условий торговли по отношению к её торговым партнерам.
в) Нейтральный рост торговли.
Увеличение физического объема международной торговли без изменений условий торговли между странами.