Навык 4. установка на выигрыш/выигрыш. принципы межличностного руководства

«Мы нашли для Золотого правила нравственности место в нашей памяти; теперь давайте найдем для него место в нашей жизни».

Эдвин Маркхэм.

Однажды меня пригласили проконсультировать компанию, чей президент был сильно озабочен отсутствием у его подчиненных желания работать.

— Корень зла, Стивен, — сокрушался президент, — в их непомерном эгоизме. Они не хотят проявлять инициативу. Иначе мы бы выпускали намного больше продукции. Вы можете создать программу человеческих отношений, которая помогла бы нам решить проблему?

— В чем вы видите проблему: в людях или неправильных отношениях?

— Смотрите сами, — ответил он.

Я посмотрел. И, действительно, обнаружил вопиющий эгоизм, нежелание сотрудничать, внутреннее сопротивление распоряжениям администрации, склоку. Увидел иссякший счет в Банке Эмоций, чрезвычайно низкий уровень доверия. Но я не сдавался.

— Давайте смотреть в корень. Почему ваши служащие не хотят идти навстречу друг другу? Какова премия за отказ от сотрудничества?

— Никакой, — президент был весьма удивлен.— Вознаграждение полагается как раз за сотрудничество.

— Неужели?

На стене за его спиной висел обычно прикрытый шторкой плакат с изображением беговых лошадей, приготовившихся к старту. На каждой лошадиной морде была наклейка с лицом одного из менеджеров. А в конце беговой дорожки — рекламный щит: Бермудские острова, лазурное небо, кудрявые облака и влюбленная парочка на пляже с белым песком. Сказка!

Раз в неделю президент собирал менеджеров у себя в кабинете и призывал к сотрудничеству:

— Давайте дружно работать ради общей цели! Мы же заработаем уйму денег! — Потом он отдергивал шторку и демонстрировал «произведение искусства».— Ну, кто хочет заслужить поездку на Бермуды?

Это было все равно что призывать один цветок расти и цвести, а поливать другой. Или сказать: «Пока моральный климат не изменится, увольнения будут продолжаться». И он еще добивался сотрудничества! Хотел, чтобы его подчиненные дружно работали в унисон, делили общие взгляды, прилагали усилия. Но по существу — настраивал их друг против друга. Успех одного менеджера означал неуспех остальных.

Как это часто бывает в бизнесе, семье и вообще в человеческих отношениях, проблема упиралась в недоброкачественную парадигму. Президент пытался собрать урожай дружбы и взаимопомощи с бранного поля соперничества. А когда это не получилось, захотел получить методику, программу, панацею — средство заставить подчиненных дружить и кооперироваться.

Но нельзя изменить плоды, не меняя корней. Работать над «программой» отношений между сотрудниками в данном случае было бы рубить «веточки». Вместо этого мы сосредоточили усилия на принципиально новом способе заинтересовать сотрудников и усовершенствовать компанию в целом путем создания совершенно иной системы информации и вознаграждения, которая действительно поощряла бы сотрудничество.

Неважно, кто вы: президент компании или швейцар, — в тот самый момент, когда вы сделали шаг от независимости к взаимозависимости, вы сделали шаг на пути к реализации роли лидера. От вас зависит благополучие других людей. А навык эффективного межличностного руководства сводится к установке на Выигрыш/Выигрыш.

ШЕСТЬ МОДЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Выигрыш/Выигрыш (В/В) — не метод, не тактический прием. Это — общая философия человеческого взаимодействия. А вот остальные пять моделей:

Выигрыш/Проигрыш — В/П;

Проигрыш/Выигрыш — П/В;

Проигрыш/Проигрыш — П/П;

Выигрыш — В;

Выигрыш/Выигрыш или Сделка Отменяется — В/В или СО.

Выигрыш/Выигрыш

Выигрыш/Выигрыш — это образ мыслей и чувств, при котором индивид настойчиво добивается общего блага — во всех человеческих взаимодействиях. В/В означает, что договоры и решения одинаково выгодны для всех заинтересованных лиц. При установке на В/В обе стороны довольны решением и увлечены планом работ. Выигрыш/Выигрыш — это взгляд на жизнь не как на арену борьбы, а как на область сотрудничества. Большинство людей склонны мыслить в категориях дихотомии, то есть противопоставления: сильный — слабый, добрый — жестокий, победа или поражение. Но такой способ мышления изначально ущербен. В его основе лежат власть, сила, социальное положение — что угодно, только не принципы. Тогда как установка на В/В основана на убеждении, что «всем хватит», успех одного может быть достигнут не за счет другого.

Выигрыш/Выигрыш — это вера в Третье Решение. Не «по-моему», но и не «по-твоему». Существует третий — гораздо более достойный — выход из положения.

Выигрыш/Проигрыш

Одна из альтернатив установке на Выигрыш/Выигрыш — установка на Выигрыш/Проигрыш, парадигма «бегов» с перспективой отдыха на Бермудах. Смысл таков: «если я выиграл, ты проиграл».

Если говорить о стиле руководства, Выигрыш/Проигрыш означает: «будет по-моему, а не по-твоему». Люди с менталитетом Выигрыш/Проигрыш используют любые преимущества: власть, общественное положение, связи, собственность и силу характера — чтобы поставить на своем, продемонстрировать свое превосходство.

Большинство людей впитывает эту установку чуть ли не с молоком матери. Самое первое и самое важное влияние на нас оказывает семья. Если родители сравнивают одного ребенка с другим и от результатов этого сравнения зависит объем понимания, терпения и ласки, у детей неизбежно развивается менталитет Выигрыш/Проигрыш. Всякий раз, когда проявление любви ставят в зависимость от выполнения тех или иных условий, тем самым дают понять: сами по себе вы ничего не стоите. Ваши достоинства — не внутри, а вне вас; цена вашей личности определяется в ходе соревнования.

Что в этом случае происходит с юным сознанием и нежным, страшно ранимым сердцем маленького существа, отчаянно зависящего от любви и моральной поддержки взрослых? Ребенок усваивает менталитет Выигрыш/Проигрыш.

«Если я стану вести себя лучше брата, родители будут больше меня любить».

«Меня любят меньше, чем мою младшую сестру. Наверное, я хуже нее».

Следующий этап такого «программирования» — отношения с детским коллективом. Ребенок прежде всего нуждается в признании и одобрении со стороны родителей, а уж затем — в признании и одобрении других детей: братьев, сестер, товарищей. А мы знаем, какими жестокими бывают дети. Зачастую они принимают или не принимают новичка в компанию в зависимости от того, насколько он соответствует их «нормам», — и тем самым закрепляют установку на Выигрыш/Проигрыш.

Дальше идет школа. «Нормальная дистрибутивная кривая» показывает: вы получаете отметку А, потому что другой получает

Б. Ценность каждого познается в сравнении. Внутренние свойства личности ничего не значат: признание дается в награду за внешние достижения.

— Как приятно встретить вас на собрании АУР (Ассоциация Учителей и Родителей.)! Вы можете по праву гордиться вашей дочерью Кэролайн. Она вошла в первые десять процентов!

— Я очень рад.

— Зато с Джонни дела обстоят не лучшим образом. Его угораздило попасть в последние двадцать пять процентов.

— В самом деле? Какой ужас! Что же нам делать?

«За кадром» этого разговора остается тот факт, что, возможно, Джонни жмет на все восемь цилиндров, в то время как Кэролайн обходится четырьмя из восьми. Но людей судят не с точки зрения их врожденного потенциала, его наиболее полного использования. Их сравнивают с другими. Отметки — знаки общественной ценности: они открывают перед вами двери или же захлопывают их перед самым носом. Состязательность, а не сотрудничество, лежит в основе современной педагогики. Сотрудничество для многих ассоциируется с сообщничеством, то есть жульничеством.

Еще один «программист» — спорт, особенно для юношей в студенческие годы, когда у них развивается убеждение, что жизнь — это «большая игра», где количество плюсов и минусов всегда одинаково и, стало быть, общая сумма неизменно равняется нулю. Выигрыш одного означает проигрыш другого. Победа неотделима от поражения.

Следующий источник менталитета Выигрыш/Проигрыш — закон. Мы живем в сутяжническом обществе. Попав в беду, большинство думает о том, как бы предъявить кому-нибудь иск, «выиграть» за чей-то счет. Но мозг в состоянии обороны (или нападения) не способен ни к творчеству, ни к полноценному сотрудничеству.

Конечно, без законов не обойтись, без них общество развалится. Правосудие способствует выживанию, но не сплочению людей. В лучшем случае оно ведет к компромиссу. В основе правосудия лежит концепция соперничества. Последние попытки побудить юристов и юридических институтов сконцентрировать усилия на «мирных переговорах», методика Выигрыш/Выигрыш и существование частных судов вряд ли станут окончательным решением проблемы, однако свидетельствуют о ее осознании.

Разумеется, в ситуациях, требующих состязательности, или в атмосфере недоверия установка Выигрыш/Проигрыш может прийтись ко двору. И все-таки жизнь — не стадион. Мы не обязаны то и дело вступать в «борьбу» с супругом, детьми, сослуживцами, соседями и друзьями. «Кто победитель в вашем браке?»— не правда ли, звучит нелепо? Если не удается выиграть обоим, оба в проигрыше.

Мы живем во взаимозависимом мире. Жизненно важные результаты достигаются благодаря сотрудничеству. А менталитет Выигрыш/Проигрыш сводит его на нет.

Проигрыш/Выигрыш

Есть и такие, кто запрограммирован на Проигрыш/Выигрыш.

«Я проиграл — ты выиграл».

«Валяйте, делайте со мной, что хотите!»

«Вытрите о меня ноги еще разок. Все так делают».

«Я — неудачник и всегда был неудачником».

«Я человек мирный и готов на все, лишь бы избежать конфликта».

Проигрыш/Выигрыш — даже хуже, чем Выигрыш/Проигрыш, потому что при такой жизненной установке не существует четких критериев; картина мира смазана. Люди с таким менталитетом услужливы, готовы потакать чужим прихотям. Они надеются обезопасить себя благодаря популярности, стремятся быть «принятыми в компанию». Им не хватает мужества выражать свои истинные чувства или убеждения; их пугает чужое могущество.

На деловых переговорах установка Проигрыш/Выигрыш предстает как капитуляция: уступить или вообще бросить это дело. Став — в силу обстоятельств — руководителем, человек с этим комплексом снисходителен, склонен ко всепрощению. Он — «славный парень», даже если «славным парням не везет».

Люди с менталитетом Выигрыш/Проигрыш обожают иметь дело с теми, кто настроен на Проигрыш/Выигрыш, так как паразитируют на них. Они рады чужим недостаткам и черпают силу в чужих слабостях.

Проблема, однако, состоит в том, что люди с комплексом Проигрыш/Выигрыш таят в себе множество эмоций. Тщательно подавляемые чувства не умирают — они как бы похоронены заживо и рано или поздно вырвутся наружу — в уродливых формах. Психосоматические заболевания (главным образом респираторные), нервные и болезни обмена веществ нередко являются проявлениями накопившегося раздражения, глубокой неудовлетворенности и утраты иллюзий. Раздутые до невероятных размеров гнев или ярость, болезненная реакция на малейшую провокацию и скрытый цинизм — все это следствия подавляемых эмоций.

Те, кто постоянно подавляет, а не преобразует чувства в более высокие, обнаруживают, что это отрицательно сказывается на их самоуважении и — рано или поздно — на качестве отношений с окружающими.

Обе эти жизненные позиции — В/П и П/В — слабые, не способные обеспечить личную безопасность. На коротком отрезке времени люди с установкой на В/П могут достичь высоких результатов, потому что к их услугам — сила и таланты тех, кто от них зависит. Тогда как их антиподы с менталитетом П/В с самого начала слабы и неорганизованны.

Многие администраторы, менеджеры и родители напоминают маятник. Амплитуда их колебаний достаточно широка — от чрезмерной строгости (В/П) до снисходительности (П/В). Когда им становится невмоготу переносить отсутствие порядка, четкого направления, строгих критериев и дисциплины, они шарахаются в сторону В/П; однако затем чувство вины перевешивает решимость и возвращает их к П/В — чтобы через некоторое время, под влиянием гнева и недовольства результатами, маятник снова склонился в пользу В/П.

Проигрыш/Проигрыш

Если двое с установкой на Выигрыш/Проигрыш сходятся вместе — то есть, когда возникает необходимость взаимодействия двух решительных, упрямых, эгоцентричных личностей, — результат обычно Проигрыш/Проигрыш. Проигрывают оба. Оба в равной степени поддаются мстительному чувству и стремятся взять реванш. Им невдомек, что убийство равнозначно самоубийству, а месть — обоюдоострый клинок.

Я был свидетелем развода, когда суд обязал мужа продать все имущество и отдать половину вырученных средств бывшей жене. Он продал автомобиль стоимостью десять тысяч долларов за пятьдесят долларов и отдал ей двадцать пять. Когда бывшая супруга заявила протест, судебный исполнитель произвел проверку и обнаружил, что муж точно так же поступил со всей недвижимостью.

Некоторые до такой степени зацикливаются на образе врага, так одержимы поведением другого человека, что для них не существует ничего, кроме желания «наказать» его — пусть даже они и сами пострадают. Проигрыш/Проигрыш — философия непрекращающегося конфликта, вечной войны.

А еще Проигрыш/Проигрыш — философия высокозависимых людей без внутреннего чувства цели и направления. Они несчастны сами и считают, что и все должны быть несчастными. Если никто не выиграет — проиграть не так уж и страшно.

Выигрыш

Еще один способ мышления — установка на Выигрыш. Люди с таким менталитетом не стремятся к тому, чтобы в результате их «победы» кто-то выиграл или проиграл: это для них не важно. Главное — самому получить то, что хочется.

В обстановке отсутствия соперничества установка на Выигрыш — пожалуй, самая распространенная в повседневной жизни. Человек заботится только об удовлетворении своих интересов — а другие пусть сами позаботятся о себе.

Какой вариант лучше?

Из пяти рассмотренных вариантов — В/В, В/П, П/В, П/П и В — который наиболее эффективен? Ответ будет — смотря по обстоятельствам. Если вы побеждаете в футбольном матче, команда соперников неизбежно терпит поражение. Если работаете в региональной конторе, расположенной далеко от другой региональной конторы и между вами нет функциональной зависимости, возможно, вам захочется устроить соревнование — ради оживления бизнеса. Тем не менее, вы вряд ли возымеете желание устроить «бега на Бермуды» внутри своей компании или в ситуации, когда вам не обойтись без сотрудничества с другими производственными коллективами.

Если вы дорожите отношениями с каким-нибудь человеком, а предмет вашего спора не так уж и важен, возможно, вы пойдете на П/В, чтобы дать ему самоутвердиться. «То, чего я хочу, для меня менее важно, чем наше взаимное расположение. Пусть на этот раз будет по-твоему». Или вы можете уступить, рассчитав, что победа потребует слишком много времени и сил, а они нужны вам для более важной победы. Овчинка не стоит выделки.

Бывают обстоятельства, когда вам важен сам результат — и совершенно все равно, как это отразится на отношениях с окружающими. Например, если жизнь вашего ребенка в опасности, вам безразлично все остальное. Спасти его — вот что важно!

Так что выбор зависит от обстоятельств. Главное — правильно оценить ситуацию и не применять подход В/П или любой другой по каждому случаю.

Но, поскольку большинство ситуаций является частью взаимозависимой действительности, наиболее конструктивный и жизнеспособный вариант — конечно же, Выигрыш/Выигрыш.

Менталитет Выигрыш/Проигрыш неконструктивен, потому что, хотя я, вроде бы, одержал над вами верх, ваши чувства ко мне серьезно пострадали. К примеру, если я — поставщик вашей компании и на переговорах протаскиваю выгодный для себя контракт, в данный конкретный момент я в выигрыше. Но обратитесь ли вы ко мне в следующий раз? Кратковременная победа обернется для меня долговременным поражением. Таким образом модель В/П в долгосрочной перспективе чревата П/П.

Если я руководствуюсь принципом П/В, вы как будто получите то, чего добиваетесь на данном этапе. Но как это отразится на нашем дальнейшем сотрудничестве? После того, как вы оказали на меня давление, я уже не горю желанием доставить вам удовольствие. Мои раны саднят при каждой встрече. При первой же возможности я переметнусь к вашему конкуренту, и мы оба проиграем. В сущности, П/В нежизнеспособно в любых обстоятельствах.

И если, полностью сосредоточившись на В, я не приму в расчет ваши интересы, это также подорвет основу продуктивного сотрудничества.

В долгосрочной перспективе проигрыш любого из нас означает проигрыш обоих. Вот почему В/В — единственная реальная альтернатива в условиях взаимозависимой действительности.

Однажды мне довелось консультировать президента широкой сети предприятий розничной продажи. Он сказал:

— Стивен, идея Выигрыш/Выигрыш весьма привлекательна, но нереалистична. В мире бизнеса действуют законы джунглей. Все время кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Если не соблюдать правила игры, ничего не получится.

— Отлично, — ответил я.— Попробуйте применить к покупателю принцип Выигрыш/Проигрыш. Это реально?

— Ну… Нет.

— Почему?

— Я попросту потеряю покупателей.

— Хорошо. Следуйте схеме Проигрыш/Выигрыш: отдавайте товар без коммерческой наценки. Это реально?

— Нет. Без прибыли нет торговли.

Мы разобрали оставшиеся варианты, и оказалось, что, действительно, Выигрыш/Выигрыш — самый реалистичный подход.

— Положим, с клиентами это так, — признал мой собеседник.— Но не с поставщиками.

— По отношению к поставщику вы сами являетесь клиентом. Почему здесь не должен действовать тот же принцип?

— Недавно мы возобновили переговоры об условиях аренды торговых помещений, — сказал он.— Мы проявили подход Выигрыш/Выигрыш — были открыты, разумны и доброжелательны. Заметив слабину, они тут же обобрали нас подчистую.

— Что заставило вас проявить подход Проигрыш/Выигрыш?

— Вы не поняли. Мы как раз руководствовались принципом Выигрыш/Выигрыш.

— Вы, кажется, сказали, что вас ограбили подчистую?

— Точно.

— Другими словами, вы проиграли?

— Да,

— А они выиграли?

— Совершенно верно.

— Ну, и как же это называется?

Когда он понял, что то, что он принимал за В/В, на самом деле явилось П/В, он был в шоке. Мы рассмотрели долговременный результат этой ситуации: сдерживаемые эмоции, поруганные ценности, гнев, обида — и пришли к выводу, что в конечном счете проиграли обе стороны.

Как мог бы действовать этот человек, если бы он на самом деле руководствовался принципом Выигрыш/Выигрыш? Он бы продлил переговоры, внимательно выслушал доводы арендодателя, а затем честно и откровенно изложил свою точку зрения. И оставался бы верен духу В/В до тех пор, пока договаривающиеся стороны не пришли бы к Третьему Решению, которое объединило бы обоих — о чем они прежде и не мечтали.

Наши рекомендации