Внутренняя и внешняя социальная ответственность
К внутренней социальной ответственностиэксперты относят деловую практику в отношении собственного персонала, всего, что касается развития человеческих ресурсов на предприятии или фирме.
К внутренней социальной ответственности можно отнести следующие виды деятельности компаний:
1. Безопасность труда.
2. Стабильная выплата заработной платы.
3. Поддержание социально значимой заработной платы, которая позволяет содержать семью, давать детям образование и, кроме этого, обеспечивает стабильный потребительский спрос. (Отдельные эксперты подчеркивают необходимость платить «белую заработную плату», так как это позволит обеспечить своим сотрудникам достойную старость).
4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников.
5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации.
6. Помощь в критических ситуациях (серьёзное заболевание, требующее дорогостоящего лечения и приводящее к длительному отсутствию работника на месте, смерть или несчастный случай с родственниками и пр.).
Следует отметить, что некоторые эксперты отмечают важность именно этого направления, указывая на то, что «отделы кадров в крупных компаниях давно переименованы в отделы по развитию человеческих ресурсов и вложения в сотрудников компании приносит наибольшую финансовую отдачу для фирмы».
Необходимо подчеркнуть, что, по мнению значительной части экспертов, данное направлениесоциальной ответственности бизнеса вызывает наименьшее количество споровв научной среде и является достаточно устоявшимся понятием.
Внешняя составляющая социальной ответственности бизнеса, по мнению экспертов, вызывает наибольшее количество споров в отношении того, что относить к данной сфере.
Некоторые эксперты придерживаются такой точки зрения, что данная деятельность компаний, как правило, не регулируется действующим законодательством, а действует на основе существующих традиций в стране.
«Например, в США считается неприличным, если человек заработал, условно говоря, 1 миллион и не потратил 100000 из этих денег на благотворительность».
К данному виду социальной ответственности можно отнести:
1. Спонсорство и корпоративную благотворительность(все эксперты отмечают, что благотворительность является одной из составляющих социальной ответственности бизнеса).
«Хочу подчеркнуть, что социальная ответственность бизнеса — это не благотворительность, это ответственность за будущие поколения (здравоохранение, жильё, образование)».
По мнению экспертов и менеджеров, принявших участие в исследовании, данное направление наиболее характерно для большинства компаний России.
Все менеджеры отмечали, что их компании так или иначе ведут благотворительную деятельность, причём на постоянной основе.
«В нашу компанию регулярно приходят письма с просьбой о какой-либо помощи. Мы регулярно рассматриваем их и наиболее нуждающимся, с нашей точки зрения, оказываем помощь».
«Кроме этого наша компания осуществляет ряд благотворительных программ, причём некоторые из них буду продолжаться до 2008-2010 гг., например, поддержка Русского музея. На эту программу предполагается выделить порядка 10 миллионов долларов в течение всего срока действия программы. По инициативе лично Е.Г. Новицкого поддерживается детский дом. На постоянной основе».
2. Экология, которая включает в себя всё то, что превосходит установленныев государствеэкологические стандарты, выполнение которых, в идеале, является обязательным.
«Например, предприятие может выполнять установленные экологические нормативы, строить очистные сооружения, в то время как в цехах или на территории завода будет разлито масло или просто грязь на территории. Это касается, прежде всего, российских предприятий».
«Если предприятие хвалится своими социальными и благотворительными программами, но у него старые очистные сооружения, или оно не модернизирует их, предпочитая уплачивать штрафы за загрязнение окружающей среды, то оно не может считаться социально-ответственным».
3. Взаимодействие с местным сообществом, властными структурами. Развитие местного сообщества.
Некоторые эксперты, которые выделили данную категорию, подчёркивают, что налаживание взаимоотношений с муниципальными органами власти, открытость во взаимоотношениях с ними, реализация каких-либо совместных программ, или участие в муниципальных социальных программах помогает компании оставаться устойчивой, снижает административное давление на неё.
«Вначале мы «облагораживали» территорию, которая располагалась в местах присутствия наших магазинов. Сейчас мы также оказываем помощь в развитии сельских библиотек, причём не обязательно там, где существуют наши магазины, или где мы присутствуем. Кроме этого, мы активно сотрудничаем со Всемирным фондом дикой природы».
4. Также важным считается готовность компании участвовать в кризисных ситуациях.
«Например, оказание помощи пострадавшим в результате стихийного бедствия — предоставление тёплых вещей, возможности связи с родственниками, предоставление транспортных средств, оказание материальной помощи через перечисление денежных средств в специальный фонд и др.».
5. Выпуск качественной продукции — ответственность перед потребителями товаров и услуг. Данное направление выделили практически все опрошенные эксперты.
Представляет интерес мнение экспертов о необходимости законодательного регулирования социальной ответственности и необходимости стандартов отчётности в этой области.
Только некоторые экспертывысказались категорически противзаконодательного регулирования и стандартов социальной отчётности: «Как можно оценить благотворительность?», «Законы не нужны, нужна мораль».
Большинствоже полагает, что стандарты социальной отчётности необходимы так же, как и законодательное регулирование данной деятельности.
Следует подчеркнуть, что в развитии социальной ответственности предприятий, значительная часть экспертов большую роль отводит самому бизнесуи различным некоммерческим организациям, чем государству, то есть общественным, негосударственным стандартам или рейтингам социальной ответственности.
«Жёсткое законодательное регулирование социальной ответственности бизнеса существует только во Франции. Во всех остальных европейских странах эта роль отведена бизнес-сообществу».
«Государство должно регулировать базовые вещи. Социальная ответственность бизнеса — это всё, что выше этих базовых норм».
«Отчётность — это общий язык между бизнесом и государством, когда государство, давая рекомендации, устанавливает рамки, в которых действуют компании».