Вопрос 41 Тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и бытовые услуги
Формирование тарифов на ЖКУ регулируется Положением о порядке формирования цен на ЖКУ с учетом отраслевых особенностей. МинЖКУ, Минэкономики, Минфинансов. Калькулирование себестоимости осуществляется на основе Методических рекомендаций и отраслевых особенностей состава затрат в ЖКХ.
Расчет тарифов осуществляется на 1 м3 воды, 1м3 стока в гор. канализацию, услуги отопления и горячего водоснабжения – за 1 Гкал тепловой энергии, сбора и обезвреживания бытовых отходов за 1 м3, пользования лифтами – на 1 человека в месяц, по техническому обслуживанию жилого дома на 1м2 жилого помещения.
Население оплачивает коммунальные услуги исходя из фактического потребления этих услуг в натуральном выражении по показателям счетчика, а если такие приборы не установлены, то по единым республиканским тарифам, определяемым Совминистров РБ.
Тарифы на коммунальные услуги не покрывают всех затрат ЖКХ, субсидируются государством. В соответствии с Положением о порядке формирования планово-расчетных цен в ЖКХ планово-расчетная цена включает плановую с/с, налоги и неналоговые платежи, субсидии из бюджета на расходы, не относимые на с/с, плановые суммы расходов, необходимых для расширенного воспроизводства организаций ЖКХ, приходящейся на единицу услуги.
Особенности состава затрат определяются методическими рекомендациями по учету затрат и калькулированию с/с услуг на предприятиях ЖКХ.
В настоящее время осуществляется реформа ЖКХ и реализуется Концепция развития ЖКХ на период до 2015 г., основными направлениями которой являются:
Ø Снижение с/с при одновременном повышении затрат на ЖКУ платежами граждан
Ø Перевод ЖКХ в режим безубыточной работы при обеспечении адресной поддержки;
Ø Доведение уровня возмещения затрат населением к 2010г.- до 80%, к 2015 г.- до 100%
Тарифы на бытовые услуги. Особенностью является то, что бытовые услуги потребляются непосредственно населением, цены на них должны учитывать факторы установления розничных цен на потребительские товары (новизну, престижность и др.).
Местные органы власти могут устанавливать предельные цены и тарифы на те виды бытовых услуг, которые включены правительством в перечень социально значимых. Эти цены формируются в соответствии с общими принципами ц/о на бытовые услуги и предусматривают рентабельность не выше 30 % с/с обработки.
Ц/о на услуги носит преимущественно затратный подход. В соответствии с ним цена строится с таким расчетом, чтобы возместить предприятиям издержки, связанные с выполнением заказов граждан, обеспечить получение необходимой прибыли и уплату налогов и неналоговых платежей, а также с учетом качества услуги и конъюнктуры рынка.
Цены на бытовые услуги устанавливаются, как правило, по стоимости обработки, т.е. без учета в с/с затрат на основные материалы, запасные части, фурнитуру. Эти затраты определяются отдельно по ценам приобретения с добавлением фактических затрат по их приобретению (транспортных и др.). Цена заказа (Ц3) равна:
Ц3 = Мосн + Цу,
где Мосн — стоимость основных материалов, запасных частей, фурнитуры, р.; Цу — цена услуги, р.
Расход основных и вспомогательных материалов включаются в с/с по нормам.
В свою очередь, цена услуги предприятия БО будет складываться из трех компонентов:
Цу = Собр + П + Н,
где Собр — с/с обработки, р.; П — прибыль, р.; Н — косвенные налоги , р.
Там, где в с/с некоторых услуг удельный вес стоимости основных материалов не столь значителен или создаются трудности в их отдельном учете по заказам (услуги химчистки, прачечных, фотографий, парикмахерских), Цу рассчитывается с включением в нее стоимости основных материалов.
Прибыль в ценах на БУ обычно определяется на основе норм рентабельности, рассчитываемых к с/с обработки (т.е. к с/с за вычетом стоимости осн. материалов). В случаях, когда исчисляется полная с/с услуги, применяют НR к полной с/с.
Учитывая социальную значимость ряда БУ и необходимость обеспечения относительно низкого уровня цен, государство предусматривает льготное налогообложение службы быта.
Цены на БУ также дифференцируются в зависимости от:
категорий (разрядов) предприятий, обеспечивающих различный уровень качества выполнения заказов и культуры обслуживания (швейные ателье, парикмахерские и т.д.);
степени срочности исполнения (включая оказание услуг в присутствии заказчика);
сезонных изменений спроса населения на бытовые услуги в отдельные периоды года;
степени приближения услуг к заказчику (ремонт на дому, выездное обслуживание и др.);
социальной значимости услуг (услуги для детей, уход за больными, престарелыми).
Налогом на услуги облагаются услуги парикмахерских, соляриев, косметических услуг.
Вопрос 42 Ценообразование в общественном питании (ОП)
Система ОП представляет собой совокупность предприятий и ИП, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления продуктов общепита.
Предприятием ОП -предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
Предприятия общественного питания различаются по типам и классности. При определении типа предприятия учитываются следующие факторы:
Ø ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;
Ø техническую оснащенность (материальную базу, техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т.д.);
Ø методы обслуживания;
Ø квалификацию персонала;
Ø качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т.д.);
Ø номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.
Правилами оказания услуг ОП определены 5 типов предприятий общественного питания:
ресторан – предприятие с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, а также вино-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;
бар- предприятие с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;
кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. К кафе относятся также и специализированные заведения: кафе-кондитерские, кафе-мороженое, кафе-молочные, как имеющие, так и не имеющие кухни;
столовая — общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие, производ. и реализующее блюда в соотв. с разнообразным по дням недели меню;
закусочная — предприятие с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей. К закусочным относятся и специализированные: шашлычные, сосисочные, пельменные, блинные, рюмочные и др.
Для ресторанов и баров устанавливается специальная классность. Класс предприятияобщественного питания — совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.
В настоящее время все предприятия ОП в зависимости от типа, месторасположения, степени материально-технической оснащенности, объема предоставляемых потребителю услуг подразделяются на пять категорий: «люкс», «высшая», «первая», «вторая» и «третья».
К предприятиям наценочной категории «люкс» относятся рестораны и бары, отличающиеся от предприятий других наценочных категорий уникальным характером объемно-планировочного решения сооружения и повышенной комфортностью.
К предприятиям «высшей» категории принадлежат рестораны, кафе, бары, отличающиеся также высоким уровнем обслуживания и значительным объемом услуг.
К предприятиям «первой» наценочной категории относятся рестораны, кафе, бары, буфеты с меньшим, чем на предприятиях высшей категории, объемом услуг.
Во «вторую» категорию входят кафе, бары, столовые, буфеты, работающие по методу самообслуживания;
в «третью» — расположенные на территории производственных предприятий, учреждений, учебных заведений и обслуживающие их контингент.
Модели цен. Товарооборот общественного питания подразделяется на товарооборот по продукции собственного производства и оборот по покупным материалам, а также на розничный и оптовый товарооборот.
Предусмотрены два метода формирования цен на продукцию общественного питания:
Ø на основе применения наценок (исходя из стоимости набора сырья в розничных ценах и наценок не выше установленных облисполкомами, Минским горисполкомом);
Ø на основе калькулирования себестоимости и норматива рентабельности (по согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом).
Второй метод применяется редко. При калькулировании продажных цен на основе себестоимости сырье включается в калькуляцию по ценам приобретения.
При применении первого метода в качестве источников валового дохода организаций ОП выступают торговая надбавка и наценка, которые предназначены для покрытия расходов, уплаты косвенных налогов и формирования прибыли.
Объектом налогообложения налога на услуги являются операции по оказанию услуг ресторанов (баров, кафе).
Затраты данных предприятий представляют собой сумму издержек производства, обращения и организации потребления.
Издержки производства в ОП в отличие от других отраслей определяются без стоимости сырья, используемого для изготовления продукции. В их состав включаются лишь собственные затраты, связанные с производством продукции: з/плата работников, затраты на транспортировку и хранение сырья и полуфабрикатов, расходы на топливо и электроэнергию, амортизация ОПФ и др.
Издержки обращения представляют собой затраты на реализацию продукции и покупных товаров: оплата труда продавцов, расходы на транспортировку покупных товаров, амортизация стоимости торгового оборудования, магазинов, киосков и т.д.
К издержкам по организации потребления относятся расходы на з/плату официантов, гардеробщиков, уборщиц обеденных залов, на содержание и износ помещений и оборудования обеденных залов, столовой посуды и др.
Однако в практике планирования и учета трудно разграничить все эти издержки, поэтому на предприятиях ОП рассчитываются совокупные издержки.
По различным видам оборота модели цен различаются:
1. На продукцию собственного производства (кроме продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми,других учебных заведений, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения) цена рассчитывается по формуле
РЦ= Цп без НДС + ТН;
ПЦ с НДС= РЦ + Нц + НДС.
где Цп без ндс - отпускная цена сырья без НДС; ТН - торговая надбавка (в % к Цп без ндс ); РЦ — розничная цена; Нц — наценка торговых объектов общ. питания; ПЦ с ндс - продажная цена с НДС.
2. На продукцию собственного производства, произведенную студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения, цена рассчитывается по формуле
РЦ= Цп с НДС + ТН; ПЦ=РЦ + Нц.
Оборот по реализации на территории РБ продукции, произведенной названными торговыми объектами ОП, освобождается от налогообложения. (Инструкция, отраж. особенности формирования цен в столовых учреждений, обеспеч. получение общего среднего образования. При организации питания на школьных площадях организациями ОП уровень торговых надбавок включается в установленных размерах в соответствии с законодательством, но не выше 15 % к отпускным ценам организаций-изготовителей.
Особенностью формирования розничных цен на продукцию собственного производства в школьных столовых, организуемых местными исполкомами, является их расчет на основе стоимости набора сырья по ценам приобретения и наценки не более 30 % от стоимости набора сырья: ПЦ=ОЦ с НДС +Н.В случае, если столовая организации образования полностью содержится за счет бюджетных средств (бесплатное питание в зоне, пострадавшей от аварии на ЧАЭС), наценка на производимую продукцию не применяется.
3. На покупные товары, продаваемые в розлив, цены рассчитываются так же, как и на продукцию собственного производства. В качестве источников доходов выступают торговая надбавка и наценка организаций общественного питания.
4.На остальные покупные товары (кроме продаваемых в розлив)цены рассчитываются с использованием следующей формулы:
РЦ=ОЦ без НДС + ТН ; РЦ с НДС =РЦ + НДС.
Таким образом, на продукцию собственного производства и покупные товары, продаваемые в розлив, в общественном питании в цену включаются торговая надбавка (по водке - торговая скидка) и наценка ОП. Остальные покупные товары продаются без наценки.