Бюджетное ограничение государства
Модель поведения потребителя И. Фишера позволяет объяснить равенство Рикардо. Применим для построения бюджетного ограничения государства те же предпосылки, которые делаются в модели Фишера:
1. экономика функционирует только в двух периодах,
2. к концу второго периода бюджетный дефицит должен быть полностью покрыт,
3. ставка процента не меняется во времени.
Пусть Gi - объем государственных расходов в i-ом периоде, Ti -объем налогов в i-ом периоде, D - бюджетный дефицит в 1-ом периоде, i = 1,2, r - реальная ставка процента. Тогда
(6.1) |
(налоги во втором периоде должны обеспечить выплату долга за первый период и покрыть государственные расходы второго периода).
Отсюда
(6.2) |
или
(6.3) |
Условие (6.3) представляет собой бюджетное ограничение государства, то есть предполагается, что приведенная к текущему периоду стоимость государственных расходов должна быть равна приведенной стоимости налоговых поступлений.
Рассмотрим бюджетное ограничение потребителя, в котором учитываются налоговые выплаты. Оно принимает вид:
(6.4) |
Из (6.1) вытекает, что если государство снижает в 1-ом периоде налоги на ΔТ, то прирост налогов во втором периоде составит .
Бюджетное ограничение потребителя (6.4) в этом случае примет вид:
Таким образом, мы видим, что бюджетное ограничение потребителя в этом случае остается неизменным, а значит, не меняются и его потребительские решения (см. рис. 6.1).
Точка, при которой текущее потребление в точности равно текущему располагаемому доходу (т. А) переместилась вдоль бюджетного ограничения (т. А'), все остальное осталось неизменным, т.е. оптимальное решение - это в обоих случаях т. С ( .
Таким образом, снижение налогов не повлияло на текущее потребление, а, следовательно, и на совокупный спрос. Этот вывод идет вразрез с традиционным кейнсианским анализом.
Рис.6.1