Введение. Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения (специальность 030900.62 «Юриспруденция»)

Уголовное право

Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения (специальность 030900.62 «Юриспруденция»)

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Воронеж

Авторы:

Кошкин А.В., к.ю.н., доцент кафедры уголовного права Центрального филиала Российской академии правосудия;

Кудрявцев А.Г., к.ю.н., доцент кафедры уголовного права Центрального филиала Российской академии правосудия;

Маслов А.Е., к.ю.н., доцент, профессор кафедры уголовного права Центрального филиала Российской академии правосудия;

Пешков В.В., старший преподаватель кафедры уголовного права Центрального филиала Российской академии правосудия;

Федорин В.Е., к.ю.н., доцент кафедры уголовного права Центрального филиала Российской академии правосудия.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры уголовного права Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № от 201 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия протокол № от .201 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..…4

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….….…13

Тематические планы…………………………………………………………..…15

Программа курса……………….…………………………..……………………24

Планы семинарских (практических)занятий………………………………..…64

Планы практических занятий………………………………………………….136

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов..……………………………………….…170

Примерная тематика контрольных заданий……………….……...………….193

Примерная тематика курсовых работ…………………………………………203

Литература………………………………………….…………………………..209

Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………….247

Приложения…………………………………………………………………….259

Введение

Учебно-методический комплекс дисциплины «Уголовное право» подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») и определяет содержание и структуру дисциплины.

Изучение курса уголовного права базируется на знаниях средней школы, положениях Конституции Российской Федерации, на изучении иных отраслей отечественного законодательства, а также на ратифицированных Россией международно-правовых соглашениях о предупреждении преступности и обращении с правонарушителями. Курс тесно связан как со смежными юридическими дисциплинами: криминологией, криминалистикой, ОРД, уголовно-исполнительным и уголовно-процессуальным правом, так и с другими отраслями права – административным, гражданским, финансовым, налоговым и т.д.

Учебная дисциплина «Уголовное право» играет существенную роль в подготовке специалистов, владеющих углубленными познаниями в области особых производств уголовного процесса.

Целью курса является формирование системы теоретических знаний и практических навыков, позволяющих студенту, изучившему данный курс, успешно работать в области уголовного судопроизводства.

Указанные обстоятельства и определили требования к содержанию этой учебной дисциплины и ее задачи.

В соответствии с этим, основными задачами курса уголовного права являются:

1) овладение студентами глубокими и системными знаниями теории уголовного права, раскрытие на этой основе содержания Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) и его возможностей в борьбе с преступностью;

2) формирование у студентов с помощью практических занятий, деловых игр и других форм активного обучения устойчивых навыков и умений применения норм УК РФ при квалификации преступлений;

3) изучение предусмотренных международными соглашениями норм, обеспечивающих уголовно-правовую борьбу с преступностью;

4) формирование у студентов высокого уровня правосознания, умения эффективно бороться со всеми видами преступности в режиме строгого соблюдения действующих отечественных и международных норм права.

Требования к уровню подготовки:

Студент должен иметь представление:

- об основных положениях науки уголовного права;

- об основных положениях уголовного права зарубежных стран;

- об истории развития уголовного законодательства;

- о политике государства в области уголовного права;

Студент должен знать:

- действующее уголовное законодательство, тенденции его развития и практику применения;

- понятие и признаки преступления, состава преступления;

- цели наказания, правила назначения наказания и условия освобождения от уголовной ответственности;

- признаки конкретных составов преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ.

уметь:

- разграничивать смежные составы преступлений, анализировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность субъектов уголовно-правовых отношений;

- применять нормы уголовного права к конкретным жизненным ситуациям, обладать навыками сравнительно-правового анализа уголовно-правовых норм;

- правильно квалифицировать преступное деяние, учитывая институты Общей части УК РФ.

Цели и задачи дисциплины определяются требованиями к уровню подготовки бакалавра, который по итогам изучения спецкурса должен обладать определенными знаниями и навыками.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- быть способным добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- быть способным логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- быть способным понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

- быть способным участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1).

в правоприменительной деятельности:

- быть способным осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- быть способным обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- быть способным принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- быть способным применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- быть способным юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

в правоохранительной деятельности:

- быть готовым к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- быть способным уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- быть способным выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- быть способным осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- быть способным выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- быть способным правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

в экспертно-консультационной деятельности:

- быть готовым принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- быть способным толковать различные правовые акты уголовно-правового характера (ПК-15);

- быть способным давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

в педагогической деятельности:

- быть способным преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- быть способным управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- быть способным эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Студент должен владеть:

- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики.

Структурно курс уголовного права состоит из двух частей: Общей и Особенной. Кроме того, каждая часть подразделяется на темы: Общая часть содержит 19 тем, Особенная – 21.

Наши рекомендации