Субьективные и объективные факторы в менеджменте. Принципы менеджмента.
Управление необходимо, значит оно является объективным элементом всякой деятельности. Но объективность управления ведет автоматически к успеху, не означает гарантированную эффективность.
Управление осуществляют люди, и поэтому оно объективно несет в себе и личностные, т.е. субъективные представления людей объективных процессах действительности. Иначе это положение можно сформулировать так: любое представляет собой сочетание субъективных и объективных факторов воздействия.
Объективные факторы проявляются в потребности управления для осуществления любой деятельности, а также в основных функциях, отражающих содержание воздействия, да и вообще в тех свойствах управления, которые характеризуют его как специфический вид деятельности человека. Назовем лишь главные из них: целенаправленность, согласование действий (результат), разделение и специализация управленческой деятельности, профессионализация, информационность, временная и пространственная протяженность, полномочия (полнота возможностей), воздействие, функционирование по контуру прямой и обратной связи, развитие, человеческий фактор. Объективными факторами являются те из них, которые невозможно исключить из управленческой деятельности, но можно использовать в достижении успеха или в обеспечении эффективности управления и это использование определяется знанием и/или опытом.
Помимо объективных факторов всегда существуют и субъективные. Они отражают особенности личности менеджера, которому принадлежит решающая роль в принятии решения. Главные из субъективных факторов: психологические черты личности, качество и особенности опыта человека, уровень и качество знаний, личностные взаимоотношения в группе, мотивация в деловых ситуациях, ценностная ориентация личности, система индивидуальных интересов, эмоциональная структура личности, интеллектуальный потенциал и особенности интеллекта, личная организованность (организационная культура).
На основе объективных закономерностей формулируются принципы управления – основные правила, которые способствуют оценке ситуаций. Все принципы менеджмента можно сгруппировать в 2 группы: общие и частные. К общим принципам управления относятся: принцип применимости, принцип системности, принцип многофункциональности, принцип интеграции, принцип ориентации, принцип ответственности.
Основными частными принципами являются:
1.Принцип сочетания централизации и децентрализации…
2.Принцип научной обоснованности управления – научное предвидение, планирование во времени социально-экономического преобразования организации.
3.Принцип плавности – заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.
4.Принцип сочетания прав, обязанности и ответственности – каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.
5.Принцип частной автономии и свободы – все инициативы исходят из действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства.
6.Принцип иерархичности и обратной связи – создание многоступенчатой структуры управления, при которой первичные звенья управляются своими же органами, находятся под контролем органов руководства следующего уровня.
7.Принцип мотивации – чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрении и наказании, рассматривает ее с учетом непредвиденных обстоятельств, тем эффективнее будет программа мотивации.
8.Принцип государственной законности системы менеджмента – организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного законодательства.
9.Принцип органической целостности объекта и субъекта управления – управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления.
10.Принцип устойчивости и мобильности системы управления – предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменен.