Введение. Программа является рабочей учебной программой по дисциплине «Уголовное право (Особенная часть) для студентов всех форм обучения ФГБОУ ВПО «Саратовская
Программа является рабочей учебной программой по дисциплине «Уголовное право (Особенная часть) для студентов всех форм обучения ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» и отражает специфику и профиль подготовки компетентных специалистов. Она определяет структуру и содержание курса, общий объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник. В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, предусматриваемому учебными графиками.
В целях закрепления полученных студентами знаний, умений и оценки степени усвоения пройденного материала курс завершается сдачей экзамена, как на очной, так и на заочной форме обучения.
На лекциях рассматриваются основные теоретические положения курса, основополагающие, наиболее актуальные и практически значимые вопросы темы. Весь лекционный материал должен быть представлен с мультимедийным сопровождением.
К лекционным занятиям следует относиться с максимальным вниманием, поскольку традиционно лекция по теме является наиболее оперативным и доходчивым источником информации по той или иной проблеме. Это становится особенно очевидным, если учесть периодически принимаемые изменения в законодательстве и обусловленное этим «старение» учебной и научной литературы, ее недоступность для студентов. В настоящее время в УК РФ внесены изменения и дополнения. Поэтому конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п., представляется совершенно необходимым. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.
Активная работа на лекции, внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к зачету и экзамену.
На семинарах рассматриваются теоретические и практические вопросы. На семинарских занятиях на ряду с теоретическими рассматриваются и практические вопросы. Большинство занятий носит интегративный характер, сочетает в себе черты семинара и практического занятия. Целью таких занятий не только проверить, закрепить и углубить знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, но развить способность к творческому мышлению в ходе обсуждения вопросов на занятии, приобрести умение и навыки применения современных средств и методов.
При подготовке к каждому занятию студент должен ознакомиться с планом, изучить конспект лекций и рекомендуемую литературу, по контрольным вопросам самостоятельно проверить свои знания, полностью выполнить домашнее задание, данное преподавателем на предыдущем занятии.
При необходимости студент может получить консультацию у преподавателя. В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе дисциплины.
По каждой теме дается перечень основной и дополнительной литературы, которая имеется в основном фонде библиотеки СГЮА. Вместе с тем, студенту рекомендуется пользоваться периодической печатью.
В планах занятий приведена примерная тематика докладов и рефератов, которые согласовывается с преподавателем, ведущим занятия в группе. Время доклада на занятии 8-10 минут. В докладе рекомендуется использовать наглядное пособие (схемы, фото, видеофильмы, снимки и т. п.). Отдельным студентам может быть поручено рецензирование рефератов и оппонирование на семинаре, каждому студенту целесообразно принимать активное участие в дискуссии. Для проверки закрепления студентами полученных знаний к каждому занятию приведены контрольные вопросы. Проверка знаний может быть осуществлена как путем опроса безмашинного способа, так и с применением компьютеров. На заключительном этапе занятий возможно проведение конкурсов, олимпиад и т. п.
Самостоятельная работа предполагает индивидуальное изучение студентами теоретического материала по конкретной теме и подготовку к семинарским и практическим занятиям, а также к промежуточной аттестации.
Залогом успешного освоения материалов курса является: активное научно-исследовательская работа студента, постоянное ознакомление с практической деятельностью правоохранительных органов во внеучебное время и добросовестная самостоятельная работа.
Инновационные методы: чтение лекций и проведение семинарских занятий с демонстрацией слайдов, показом учебных видеофильмов; проведение практических занятий с использованием интерактивной доски (демонстрация слайдов, показ учебных видеофильмов и др.), современного программного обеспечения, научно-технических средств, материалов судебной и следственной практики и др.).
Кроме того, возможно проведение открытых семинарских занятий с посещением судебных и следственных органов, при расследовании и рассмотрении уголовных дел.
Средства обеспечения освоения дисциплины (материально-техническое обеспечение дисциплины): мультимедийное сопровождение лекций (мультимедийный проектор); презентации; учебные видеофильмы; иллюстративные таблицы; схемы, электронные презентации.
Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий:
Во вводной (первой) лекции необходимо 10-15 минут уделить освещению организационных моментов: в общих чертах изложить цели и задачи курса, его структуру, практическую значимость, сроки изучения, установленные формы занятий и контроля знаний студентов, ответить на возникшие вопросы студентов;
В начале каждой лекции необходимо активизировать память студентов тезисно перечислив вопросы, рассмотренные на предыдущей лекции, а так же озвучить вопросы, входящие в план предстоящего лекционного материала по теме.
В ходе чтения лекций по курсу следует логично и последовательно излагать материал, в соответствии с утвержденным учебно-методическим планом и содержанием разделов курса. При изложении лекционного материала рекомендуется активно использовать предметно-наглядное сопровождение с применением интерактивных мультимедийных технологий (в форме презентаций и т.п.) или без таковых.
Интерактивные мультимедийные технологии рекомендуется применять в каждой лекции.
Материал с применением таких технологий должен быть наглядным, доступным, понятным, дополняющим и поясняющим теоретические положения освещаемой темы;
Освещая вопросы темы, следует акцентировать внимание студентов на практической значимости излагаемой проблемы, сопровождать теоретический материал примерами из практики.
Давая в ходе лекции теоретические положения по темам курса, следует логично и последовательно излагать материал, периодически выясняя у студентов о существовании проблемных моментов в усвоении материала; при выявлении таких проблем следует их устранить альтернативной и более доступной интерпретацией изложенного материала;
В конце каждой лекции необходимо подвести итог по освещенным положениям, а так же ответить на возникшие у студентов вопросы по изложенным материалам темы.
При проведении семинарских занятий:
– на вводном (первом) семинаре следует осветить организационные вопросы предстоящих занятий: их общее количество, виды работ на предстоящих занятиях и
правила оценки знаний студентов;
– в ходе проведения семинарского занятия следует придерживаться вопросов тем, установленных учебно-методическим планом и содержанием разделов курса;
– в начале каждого семинара следует огласить вопросы, предстоящие обсуждению на занятии, а так же довести до сведения студентов формы предстоящей работы на занятии (просмотр видеофильма, презентация по теме и т.п.)
– перед рассмотрением вопросов рекомендуется тезисно побеседовать со студентами по материалам лекций по данной теме, ответив, в случае необходимости, на возникшие вопросы, а так же обозначить связь положений, изложенных на лекции с вопросами предстоящими обсуждению на предстоящем занятии;
– в ходе проведения семинара следует призывать студентов к активной работе на занятиях в различных формах (устные ответы, выступление с докладами, ответ с использованием презентаций и т.п.), а также к участию в дискуссиях по обсуждаемым вопросам тем семинарских занятий;
– при рассмотрении теоретических положений на занятии необходимо также обеспечить (по возможности) наглядно-предметными материалами по теме (приговорами, определениями и постановления судов, следственных органов, постановления пленума Верховного суда и т.п.);
– в случае существования возможности обеспечения наглядно-предметными материалами по теме следует активно их использовать в учебном процессе;
– при рассмотрении вопросов по темам следует активно использовать учебные фильмы при рассмотрении тем семинарских занятий, предусмотренные учебно-методическим комплексом по курсу;
– в конце каждого семинара необходимо ответить на возникшие вопросы у студентов по теоретическим и практическим аспектам проведенного занятия, а так же подвести его итоги, огласив оценки знаний проявленных студентами и отметив показавших наиболее активную работу на занятии.
При изучении дисциплины «Уголовное право (Особенная часть)» приобретение теоретических знаний студентами должно осуществляться в неразрывной связи с изучением судебной и следственной практики.
Достижение необходимой степени усвоения учебного материала по дисциплине «Уголовное право (Особенная часть) возможно путем сочетания методов дискуссии, деловой игры, анализа проблемной ситуации с традиционными формами обучения (опроса, обсуждения и защита курсовых работ, подготовленных по актуальным проблемам теоретической и практической направленности, и пр.).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цель– подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Категория слушателей студенты
Срок обучения: 4 года.
Форма обучения: очная.
Семестр: 5,6.
Режим занятий лекции- 32 час., семинары – 86 часов, сам. раб.- 44 час.
№№ | Наименование темы | Лекции | Сем. зан. | Самост. раб |
1. | Понятие и система Особенной части уголовного права РФ | |||
Научные основы квалификации преступлений | ||||
Преступления против личности: а) преступления против жизни и здоровья | ||||
б) преступления против свободы, чести и достоинства личности | ||||
в) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности | ||||
г) преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина | ||||
д) преступления против семьи и несовершеннолетних | ||||
Преступления в сфере экономики: а) преступления против собственности | ||||
б) преступления в сфере экономической деятельности | ||||
в) преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях | ||||
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка: а) преступления против общественной безопасности | ||||
б) преступления против здоровья населения и общественной нравственности | ||||
в) экологические преступления | ||||
г) преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта | ||||
д) преступления в сфере компьютерной информации | ||||
Преступления против государственной власти: а) преступления против основ конституционного строя и безопасности государства | ||||
б) преступления против государственной власти, интересов гос. службы и службы в органах местного самоуправления | ||||
в) преступления против правосудия | ||||
г) преступления против порядка управления | ||||
Преступления против военной службы | ||||
Преступления против мира и безопасности человечества | - | - | ||
Основные положения Особенной части уголовного права зарубежных государств | - | - | ||
Форма контроля: зачет, экзамен. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цель– подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Категория слушателей студенты
Срок обучения: 3,5 лет.
Форма обучения: заочная
Семестр: 3, 4.
Режим занятий лекции- 8 час., семинары – 22 час; сам. раб.- 132час.
№№ | Наименование темы | Лекции | Сем.зан. | Самост. раб |
1. | Понятие и система Особенной части уголовного права РФ | - | ||
Научные основы квалификации преступлений | - | |||
Преступления против личности: а) преступления против жизни и здоровья | ||||
б) преступления против свободы, чести и достоинства личности | ||||
в) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности | ||||
г) преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина | - | |||
д) преступления против семьи и несовершеннолетних | - | |||
Преступления в сфере экономики: а) преступления против собственности | ||||
б) преступления в сфере экономической деятельности | - | |||
в) преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях | - | |||
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка: а) преступления против общественной безопасности | ||||
б) преступления против здоровья населения и общественной нравственности | ||||
в) экологические преступления | - | |||
г) преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта | - | |||
д) преступления в сфере компьютерной информации | - | |||
Преступления против государственной власти: а) преступления против основ конституционного строя и безопасности государства | ||||
б) преступления против государственной власти, интересов гос. службы и службы в органах местного самоуправления | ||||
в) преступления против правосудия | ||||
г) преступления против порядка управления | ||||
Преступления против военной службы | - | |||
Преступления против мира и безопасности человечества | - | - | ||
Основные положения Особенной части уголовного права зарубежных государств | - | - | ||
Форма контроля: зачет, экзамен. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цель– подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Категория слушателей студенты
Срок обучения:3 года
Форма обучения: заочная
Семестр: 3,4
Режим занятий: лекции - 8 час., семинары – 28час.; сам. раб. – 126 часа.
№№ | Наименование темы | Лекции | Сем.зан. | Самост. раб |
1. | Понятие и система Особенной части уголовного права РФ | - | ||
Научные основы квалификации преступлений | - | |||
Преступления против личности: а) преступления против жизни и здоровья | ||||
б) преступления против свободы, чести и достоинства личности | ||||
в) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности | ||||
г) преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина | - | |||
д) преступления против семьи и несовершеннолетних | - | |||
Преступления в сфере экономики: а) преступления против собственности | ||||
б) преступления в сфере экономической деятельности | - | |||
в) преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях | - | |||
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка: а) преступления против общественной безопасности | - | |||
б) преступления против здоровья населения и общественной нравственности | ||||
в) экологические преступления | - | - | ||
г) преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта | - | |||
д) преступления в сфере компьютерной информации | - | - | ||
Преступления против государственной власти: а) преступления против основ конституционного строя и безопасности государства | ||||
б) преступления против государственной власти, интересов гос. службы и службы в органах местного самоуправления | ||||
в) преступления против правосудия | - | |||
г) преступления против порядка управления | - | |||
Преступления против военной службы | - | - | ||
Преступления против мира и безопасности человечества | - | - | ||
Основные положения Особенной части уголовного права зарубежных государств | - | - | ||
Форма контроля: зачет, экзамен. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Цель– подготовка студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Категория слушателей студенты
Срок обучения:5 лет
Форма обучения: заочная
Семестр: 5, 6
Режим занятий: лекции- 8 час., семинары – 22 час.; сам. раб. – 132 час.
№№ | Наименование темы | Лекции | Сем.зан. | Самост. раб |
1. | Понятие и система Особенной части уголовного права РФ | - | ||
Научные основы квалификации преступлений | - | |||
Преступления против личности: а) преступления против жизни и здоровья | ||||
б) преступления против свободы личности | ||||
в) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности | ||||
г) преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина | - | |||
д) преступления против семьи и несовершеннолетних | - | |||
Преступления в сфере экономики: а) преступления против собственности | ||||
б) преступления в сфере экономической деятельности | - | |||
в) преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях | - | |||
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка: а) преступления против общественной безопасности | ||||
б) преступления против здоровья населения и общественной нравственности | ||||
в) экологические преступления | - | - | ||
г) преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта | - | - | ||
д) преступления в сфере компьютерной информации | - | - | ||
Преступления против государственной власти: а) преступления против основ конституционного строя и безопасности государства | ||||
б) преступления против государственной власти, интересов гос. службы и службы в органах местного самоуправления | ||||
в) преступления против правосудия | - | - | ||
г) преступления против порядка управления | - | - | ||
Преступления против военной службы | - | - | ||
Преступления против мира и безопасности человечества | - | - | ||
Основные положения Особенной части уголовного права зарубежных государств | - | - | ||
Форма контроля: зачет, экзамен. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем часов, выделяемых на отдельные виды занятий, может варьироваться в зависимости от формы и сроков обучения (отражены в учебно-тематических планах).