Важные и необходимые этапы продвижения
Несмотря на все указанные российские «особенности», в нашей стране год от года повышается количество выводимых на рынок новых товаров. Их продвижение состоит из нескольких важных маркетинговых этапов:
1. Разработка маркетинговой стратегии. Задача на этом этапе — проанализировать рыночную ситуацию, определить перспективные группы потребителей. Решаются эти задачи с помощью следующих собранных фактов:
o рыночная структура, плюсы и минусы продукции конкурентов;
o восприятие марки;
o установки, мотивации, желания и потребности целевых покупателей;
o социально-демографические факты;
Данная информация собирается с помощью фокус-групп, разнообразных опросов, интервью. В итоге выявляются «проблемные зоны» запланированной стратегии, обозначаются перспективные ниши. В завершении этого этапа разрабатывается одна или несколько маркетинговых стратегий для вывода на рынок нового товара.
2. Определение концепции товара. На этом этапе применяются обширные дискуссии, интервью с потребителями, производителем, экспертами, происходит также тестирование продукта. На данном этапе выявляются и детально рассматриваются достоинства/недостатки товара и самой компании-производителя, возможности рынка.
3. Планирование программы продвижения. Здесь создается график работ по рекламному продвижению новинок. При этом учитывается все: различная реклама, первые продажи, стимулирование, обратная связь. Правильно составленный подробный план позволяет не только вовремя провести все запланированные мероприятия, но и оценить их эффективность.
При определении способов продвижения важно учитывать тип рынка и особенности целевой аудитории. На первом ознакомительном этапе продвижения обычно используют массовую информационную рекламу. Она обеспечит узнаваемость товара. Второй этап — время увещевательной, более подробной рекламы. Третий этап — напоминающая реклама, призванная поддержать интерес потребителей.
Основными рекламными средствами, которые применяются при выводе новинок на рынок, являются:
· печатная продукция: каталоги, листовки, брошюры;
· рекламные статьи и обзоры в прессе;
· теле- и радиореклама: ролики, объявления и обзоры;
· почтовая рекламная рассылка;
· наружная реклама: вывески, щиты, витрины, транспортная реклама.
Обычно при первичном продвижении товара на рынок используется несколько средств рекламы. Кроме того, применяются инструменты потребительского стимулирования. К ним относят:
· бесплатные образцы и дегустации;
· журнальные и газетные купоны, которые могут распространяться агентами или через прессу;
· подарки, которые прилагаются к товару;
· напоминающие сувениры (ручки, календари, брелки);
· лотереи, конкурсы, мастер-классы, проводимые для потребителей и представителей прессы;
Все эти методы обладают разной эффективностью, в зависимости от целевой группы и рынка, на который продвигается новый продукт. Важно проводить тестирование инструментов рекламы, чтобы понимать, какие дают наибольший отклик.
ü Стратегические решения в товарной политике промышленных компаний-инноваторов.
Товар – ключевой элемент маркетинговой деятельности.
Товарная политика – это маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением системы мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию характеристик товара, которые удовлетворяют ту или иную потребность и делают его постоянно ценным для потребителя.
Элементы товарной политики: непосредственно сам товар, товарная номенклатура, товарный ассортимент, торговая марка, товарный знак, бренд, упаковка, маркировка, сервис.
Наиболее важные элементы товарной политики: ассортиментная и инновационная политика предприятия, система управления качеством, система корпоративной идентификации, сервисная политика, политика в области обеспечения конкурентоспособности.
Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и может включать три стратегических направления по улучшению привлекательности товарного микса на рынке:
o инновация товара;
o вариация товара;
o элиминация товара.
Стратегия инновации товара определяет программу разработки, внедрения в производство и вывода на рынок новых товаров.
Инновация по форме осуществления подразделяется на:
o дифференциация товара – это способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность товара для покупателя с точки зрения уровня его качества, наличия особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания;
o диверсификация товара – это расширение сферы деятельности предприятия и производство большего числа разнообразных товаров и услуг (расширение ассортимента производимых товаров, видов предоставляемых услуг, изменение географической сферы деятельности и др.). Диверсификация может быть:
o горизонтальная,
o вертикальная,
o концентрическая.
Стратегия вариации товара - предполагает создание абсолютно новых товаров, которые меняют поведение покупателей.
Модификация товара – наиболее часто используемая форма активизации товарной политики. Это одна из стратегий увеличения продолжительности этапа зрелости товара в его жизненном цикле. Модификация находящегося на рынке товара направлена на расширение сферы применения товара и привлечение новых покупателей путем изменения отдельных его свойств и показателей качества.
Стратегия элиминации товара - это процесс, предусматривающий принятие следующих альтернативных решений:
o изъятие существующих продуктов из производственной программы предприятия;
o прекращение производства товара;
o вывод товара с рынка как потерявшего конкурентоспособность и спрос на рынке.
ü Сбытовые стратегии как составляющие общей политики поведения промышленной компании на рынке.
Сбытовые стратегии и методы розничной торговли, принципы организации работы в торговом предприятии определяют оперативные средства, тактику, способы продажи и оказывают воздействие на поведение покупателей. Эти методы и стратегии, определяемые как маркетинговые, нацелены на то, чтобы оптимизировать акт покупки.
Различают типы продаж и стратегии, определяемые как маркетинговые. При этом выделяют следующие: рациональный (результат логической процедуры принятия решения о покупке) или иррациональный (результат случайного процесса или импульса).
Покупки подразделяют на четыре группы.
1. Покупки, основанные на чисто рациональном подходе, они составляют около 25 % от общего числа покупок. Предусматривают четкий отбор, соответствуют точной потребности в количестве и качестве товара, его упаковке и расфасовке. При таких покупках потребители осознанно ищут нужный им товар. В нем они более всего ценят изначальные, функциональные свойства (например, сок для детей до одного года). Принятие решения о покупке происходит в соответствии с рациональной процедурой: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Эта группа покупок в значительной мере может быть управляема с использованием маркетинговых мероприятий.
2. Покупки, основанные на иррациональном подходе (импульсные покупки), также составляют около 25 % всех приобретений. Они, как правило, не соответствуют точной потребности в количестве и качестве товара. Более того, они могут основываться на несуществующей или внушенной потребности. Поиск товара при таких покупках чаще всего бессознательный. Влияние маркетинговых мероприятий на такие покупки ограничено.
3. Покупки рациональные, но не определяемые заранее по марке, количеству, типу упаковки и т. д. (около четверти от общего числа покупок).
4. Покупки иррациональные, но, так или иначе, ранее планируемые, решения, которые принимаются спонтанно (еще 25 % от общего числа).
В случае ориентира при продаже на рациональные покупки продавец должен сконцентрировать усилия на организации показа товаров, продуманной выкладке, придерживаться достаточно стабильного ассортимента, чтобы покупатели твердо знали, что есть в этом магазине. Упаковка товаров должна рационально воздействовать на покупателя, быть прочной, надежной и, может быть, даже неброской.
При ориентации магазина или другого торгового предприятия на иррациональные покупки ставка делается на оригинальность, броскость упаковки товаров, достаточно широкий, но нестабильный ассортимент. Здесь большое значение имеет место расположения торгового предприятия - на привокзальной площади или около автобусной остановки и т. д.
Весьма важен эффективный мерчандайзинг. Расположение товара эффективно на уровне глаз покупателей, а самое неудачное - на уровне пола.
Не существует единого универсального метода продажи, но есть комплекс определенных мер, способных облегчить продажу.
Приоритетной является только цель - продать товар, добиться совершения сделки, получить заказ на поставку товара.
В акте купли-продажи выделяются пять элементов:
• прием клиента и установление контакта;
• выявление потребности покупателя и его выслушивание;
• аргументация и представление товара;
• ответы на возможные возражения;
• заключение сделки.
ü Каналы распределения.
Общая характеристика каналов распределения дает представление о формирующейся при этом политике распределения и принимаемых для ее реализации управленческих решений. Структура и участники распределительного комплекса промышленной компании отражены на рис. 2.4.2.
Современные промышленные компании могут иметь как первую модель политики распределения, так и вторую. Средние и малые предприятия, как правило, идут по пути реализации второй модели. Они представляют собой предприятия, которые согласны отказаться от многих функций сбыта и расходов, а соответственно, и от определенной доли контроля над каналами сбыта и контактов с потребителями.
В контрактных отношениях между производителями и участниками сбыта упор делается на ценовую политику, условия продажи, территориальные права, структуру услуг и т. п.
Рис. 2.4.2. Модели распределительного комплекса маркетинга промышленной компании: структура, уровни, участники
Наиболее перспективным каналом товародвижения, в частности для корпоративных структур, остается оптовая торговля. Она выполняет множество разных функций, связанных с процессом сортировки, последующей перепродажи товаров розничным торговым организациям и мелкооптовым фирмам, т. е. основным потребителем для оптовиков являются промышленные, коммерческие и государственные организации, а не конкретные физические лица-потребители.
Однако крупные компании, в частности корпоративные структуры, имеют развитые каналы распределения, которые формируются в рамках одного из вариантов (А, Б, В) (рис. 2.4.3).
Рис. 2.4.3. Функциональная классификация каналов распределения современной промышленной компании[1]
Известны три общих подхода к организации сбыта продукции промышленными компаниями:
I подход: реализация продукции производителями;
II подход: коммерческими фирмами;
III подход: агентами и брокерами.
В моделях реализации товаров промышленных компаний первого и второго типа производители сохраняют право собственности на произведенную и реализованную продукцию (первый подход) или приобретают их (второй подход).
В то же время агенты и брокеры (третий подход) не берут права собственности на товары, получая комиссионное вознаграждение или платежи за свои услуги. Агентов обычно используют на постоянной основе, а брокеров временно - по мере необходимости.
ü Коммуникативная политика промышленной компании.