Организация сбыта
Особое место в сфере сбыта продукции, особенно горных предприятий, занимают товарно-сырьевые биржи.
Товарно-сырьевые биржи - это региональные организации, создающие их участникам условия для приобретения и продажи товаров через биржевых посредников.
Биржа представляет собой самоуправляемую организацию, учредителями которой могут быть поставщики и потребители определенной продукции независимо от форм собственности и месторасположения. Число учредителей и постоянных ее членов, как правило, ограничено. Каждая биржа имеет свое наименование, направление деятельности и конкретный перечень продукции.
Биржа представляет собой организованный оптовый рынок, торговля на котором осуществляется в форме гласных публичных торгов. Основными задачами биржи являются:
а) организация приобретения и продажи на основе биржевого торга продукции, реализуемой предприятиями самостоятельно;
б) выявление реального спроса и предложения на продукцию, реализуемую на бирже;
в) организация товарообменных операций;
г) предоставление участникам торгов и другим заинтересованным организациям и частным лицам коммерческой информации.
Биржевую деятельность осуществляют брокеры, являющиеся членами биржи, непосредственно от своего имени и за свой счет, от своего имени за счет клиента, от имени клиента за свой счет.
Члены товарно-сырьевой биржи, не являющиеся брокерами, участвуют в биржевой торговле через брокеров. Непосредственно -только при торговле физически наличествующим товаром.
За право посещения биржи постоянные посетители вносят годовую плату, а разовые посетители - разовую плату. Биржа имеет свой устав и орган управления.
Покупатель, приобретающий на бирже контракты на поставку либо на приобретение продукции, выплачивает бирже определенный процент.
Особенности организации работы биржи угля связано с тем, что угледобывающих предприятий много, и каждое из них добывает уголь различного качества. Потребителями угля являются предприятия и личные хозяйства, расположенные практически на территории всей страны. В каждом территориальном субъекте Российской Федерации складывается свой рынок сбыта углей различных марок со своими объемами и уровнями цен.
Среднее расстояние транспортировки угля от поставщика до потребителя в стране превышает 1,2 тыс. км. При транспортировке угля, добываемого в Кузбассе, предельное расстояние транспортировки достигает 4-5 тыс. км.
В этих условиях перед низкорентабельными угледобывающими предприятиями проблема организации экономически оптимального сбыта угля приобретает жизненно важное значение.
Примером организации сбыта угля самой компанией является акционерное общество, расположенное в Кузбассе и добывающее угли для энергетического использования.
Реализация угля, добываемого предприятиями этой компании, и составляющие 10% от этих поставок осуществляется специализированной сбытовой организацией на региональных рынках сбыта, в основном в условиях свободной конкуренции. Компания поставляет уголь на территории 48 субъектов РФ. Расстояние поставок колеблется от нескольких сот километров до 4000-5000 км. Общий объём поставок составляет 20 млн.т.
Примерное количество потребителей порядка 700. Решение такой сложной задачи требует от компании создания специализированных подразделений, занимающихся маркетингом, организацией поставок, поддержание контактов с потребителями и т.п. Очевидно, что организация сбыта угля требует значительных затрат
Таким образом, создание региональной торговли углем через биржу существенно сократит издержки сбыта и позволит снизить цены на уголь в первую очередь крупным компаниям..