Особенности правового режима собственности составных частей целостного имущественного комплекса

В процессе осуществления хозяйственной деятельности имущество субъекта приобретает определенную экономическую форму. К законодательству, уточняющему критерии деления имущественного комплекса на указанные группы, помимо ХК Украины (ст. 39 ХК), относят нормативно-правовые акты о бухгалтерском и налоговом учете, об аудиторской стандартах, некоторые положения финансового права, в частности финансовых услуг.

Одной из базовых категорий основных фондов целостного имущественного комплекса является недвижимое имущество (недвижимость), что относиться к основным фондам. Недвижимостью признаются.

а) земельные участки;

б) участки недр;

в) объекты, расположенные на земельных участках, перемеще­ние которых без их уничтожения и изменения их назначения невозможно;

г) леса, многолетние насаждения;

д) воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;

е) космические объекты;

ж) иные вещи, права на которые подлежат государственной регистрации.

Ст. 283 ГК Украины разъясняет понятие «недвижимое имуще­ство» как строения, сооружения и помещения без дополнительных деталей. Вдобавок, ст. 66 ХК Украины и ст. 191 ГК Украины к не­движимому имуществу относят целостный имущественный ком­плекс предприятия, т.е. «хозяйственные объекты с завершенным циклом производства продукции (работ, услуг)».

Особенность правового режима недвижимости состоит в том, что любые юридически значимые действия: возникновение, изменение (в виде обременении), переход и прекращение вещных прав на них, — подлежат обязательной регистрации в едином государственном рее­стре. Эта процедура:

—имеет публичный характер;

—предусматривает обязанность регистрирующего органа предоставлять информацию участникам процедуры и третьим ли­цам;

—предоставляет дополнительную возможность обжалования в судебном порядке как содержания сделки с недвижимостью, так и процедуры регистрации.

Регистрация состояния титула на недвижимость призвана сни­зить риски покупателя от недобросовестного приобретения вещей, имеющих существенную цену и требующих значительных затрат на освоение. Однако доступность информации в настоящее время осложнена в связи с тем, что информация о разных видах недвижи­мости и связанных с ними обязательств содержится в разных рее­страх и находится в ведении разных органов.

Приобретение субъектом хозяйствования существующих объ­ектов собственности осуществляется на основании сделок, как предусмотренных законом, так и не предусмотренных, но не противоречащих ему.

Для создания и изменения некоторых видов недвижимости тре­буются согласования со специально уполномоченными регулирующими органами на предмет соответствия установленным стандартам технической совместимости и безопасности для населения и окру­жающей среды. Обязательное согласование, в зависимости от объ­екта собственности, может сопровождать все стадии процесса соз­дания имущества либо требуется лишь на некоторых этапах.

Так, здания и сооружения промышленного и жилого назначения, теле- и радиовышки, радары и ретрансляторы, объекты, иные имею­щие радиоэлектронное излучение, энергогенерирующее оборудование и энергораспределительные сети, трубопроводы, земляные, мелиора­ционные и гидротехнические, водные сооружения и иные объекты капитального строительства требуют обязательного согласования:

а) при планировании (зонирование, проведение предварительных

экспертиз);

б) при разработке проектной и строительной документации (соответствие техническим заданиям, плановым нормам допу­стимости, совместимость с существующими объектами не­движимости и планами развития соответствующих террито­рий и т.п.);

в) при проведении строительных работ и пусковых испытаниях

(совместимость с работой прилегающих инфраструктур и от­раслевых систем, воздействие на окружающую среду);

г) при вводе в эксплуатацию (соответствие проектным нормативам и требованиям к безопасности).

Согласование создания объектов недвижимости проводят отрас­левые органы в соответствии с отраслевой спецификой. Например, строительство газо- и нефтепроводов, энергогенерирующего обо­рудования и энергораспределительных сетей согласовывается с Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Укра­ины (НКРЭ); строительство и телекоммуникационных сетей, радио-излучающего оборудования и приборов — Национальной комисси­ей по вопросам регулирования связи Украины и центром «Укрчас-тотнадзор».

Кроме того, ряд органов осуществляют согласование по всем видам капитального строительства вне зависимости от отраслевой принадлежности:

- органы Государственного комитета по строительству и архитектуре Украины - по вопросам, связанным с разработкой
строительной документации и ведением строительных работ
в Украине;

- органы Государственного комитета водных ресурсов и водно­го хозяйства Украины - по вопросам, связанным с планируемым и фактическим использованием объектов водного хо­зяйства Украины;

- государственная санитарно-эпидемиологическая служба Мин­
здрава Украины - по вопросам санитарной и эпидемиологи­
ческой безопасности объектов строительства для населения;

- охраны окружающей природной среди - органы Министерств экологической безопасности объектов.

По общему правилу право собственности на вновь созданное имущество возникает с момента завершения его создания. Исключением из этого правила являются случаи создания недвижимости, когда закон требует принятия в эксплуатацию объекта и/или государственную регистрацию объекта права собственности. Для осуществления таких процедур у обладателя имущества существует экономическая собственность, но правовое распоряжение составля­ющими ее правомочиями затруднено или запрещено1. ГК Украины (ст. 331) закрепляет возможность признания в судебном порядке объектом права собственности недостроенного объекта недвижимо­сти в случае, если невыполненная часть работ незначительна.

Сведения о праве собственности на построенное здание (иной объект недвижимости) должны быть внесены в соответствующий реестр на основании свидетельства о праве собственности, судебно­го решения или иного правоустанавливающего документа. Лишь после внесения в реестр прав собственности такой объект недвижи­мости может участвовать в хозяйственном обороте наравне с други­ми объектами права собственности.

Особое место в составе оборотных средств занимают ценные бу­маги, то есть документы установленной формы, подтверждающие имущественное (денежное) право и определяющие отношения между выпустившим их субъектом и собственником и предусма­тривающие исполнение обязательств в соответствии с условиями их выпуска, а также возможность передачи прав, вытекающих из этих документов, иным лицам (ч. 7 ст. 139, ст. 163 ХК Украины).

Специфика ценной бумаги как объекта права собственности в
хозяйственном обороте обусловлены тем, что сама по себе ценная
бумага как документ никакой ценности (кроме стоимости бумаги)
не представляет.

В зависимости от степени определенности обладателя все ценные бумаги могут быть: а) именными, т.е. передаваться лишь путем полного индоссамента за специальным исключением, и б) на предъ­явителя, находящиеся в свободном обращении.

По форме выпуска ценные бумаги могут быть документарными и бездокументарными.

По содержанию ценные бумаги делятся на: а) паевые, б) долго­вые и в) приватизационные.

Ценные бумаги, принадлежащие субъекту хозяйствования на праве собственности, по общему правилу должны учитываться им среди оборотных активов. Ценные бумаги в бездокументарной форме могут храниться только у лицензированных хранителей. Каждый из хранителей, в свою очередь, открывает собственные счета в депозитарии — субъекте хозяйствования, образованном не менее, чем 10 хранителями и ведущем исключительно депозитар­ную деятельность.

Кроме того, право собственности на акции акционерных обществ учитывается в реестре акционеров субъектом хозяйствования — ре­гистратором. Кандидатура регистратора и условия договора с ним утверждаются общим собранием акционеров. Отсутствие лица в реестре акционеров лишает его возможности пользоваться правами акционера.

Закон устанавливает специальные правила для оборота ценных бумаг в Украине. Оборот ценных бумаг может осуществляться через фондовую биржу или же во внебиржевом обороте — с участием лицензированных субъектов хозяйствования — профессиональных Участников рынка ценных бумаг. При этом расчеты в бездокумен­тарных ценных бумагах могут производиться исключительно хра­нителем или депозитарием.

 

Ценные бумаги, выпущенные в Украине, могут приобретаться иностранными субъектами хозяйствования, однако для перемещения таких бумаг через таможенную границу Украины необходимо получить специальное разрешение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины.

В состав оборотных фондов целостного имущественного комплек­са субъекта хозяйствования могут входить также корпоративные права. Правовое регулирование режима таких прав приближено к режиму товара. Однако следует учитывать, что переход вещного правомочия на корпоративные права наступает в момент государ­ственной регистрации изменений в учредительные документы субъекта хозяйствования, корпоративные права в котором приоб­ретаются.

Корпоративные права – права лица, доля которого определяется в уставном фонде хозяйственной организации, которые включают правомочность на участие этого лица в управлении хозяйственной организацией, получение доли прибыли (дивидендов) и активов в случае ликвидации организации.

Таким образом корпоративные права связаны с правом на уставнымкапиталом, который представляет собой совокупность вкладов (в денежном или ином выражении) участников (собственников) в имущество при созда­нии предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, оп­ределенных учредительными документами.

В акционерном обществе уставный капитал в момент учрежде­ния общества должен состоять из оговоренного числа обыкновенных акций, с одинаковой номинальной стоимостью, кратной десяти.

В обществе с ограниченной ответственностью доля вклада в ус­тавный капитал определяет пределы риска убытков, связанных с дея­тельностью общества.

Несомненно, что уставный капитал в период создания предпри­ятия соответствующей организационно-правовой формы представ­ляет реальный имущественный фонд. В период деятельности пред­приятия размер наличных имущественных фондов может не совпа­дать с соответствующей величиной уставного фонда, если иноенепредусмотрено законом.

Предприятия могут создавать также резервы на предстоящую оп­лату отпусков, выплату ежемесячного вознаграждения за выслугу лет, расходов на ремонт основных средств и другие цели. Правовой режим такого рода резервов заключается в том, что в случае их соз­дания предприятие вправе списывать затраты на себестоимость про­дукции, исходя из нормативов отчислений в такие фонды, утвер­ждаемых самим предприятием.

Особым объектом хозяйственного оборота являются денежные средства, которые могут находиться у субъектов хозяйствования только на праве собственности. По общему правилу деньги таких субъектов хранятся в банках, за исключением кассы, размер кото­рой ограничен законодательством и устанавливается банком, а фермерскими хозяйствами и частными предпринимателями — са­мостоятельно.

Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности в сум­ме затрат на приобретение и расходов по их доведению до состоя­ния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Они переносят свою первоначальную стоимость на продук­цию по нормам, определяемым предприятием, исходя из установ­ленного срока их использования. По тем активам, где невозможно определить такой срок, нормы износа устанавливаются в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности предприятия.

Более сложным правовым регулированием характеризуется пра­вовой режим прибыли предприятия.

Прибыль (доход) можно назвать особым имущественным фондом субъекта хозяйствования. Правовой режим прибыли включает в себя: понятие прибыли, порядок и методы исчисления прибыли, обя­зательства субъекта хозяйствования по уплате налогов с прибыли и механизм его осуществления, права субъекта хозяйствования по использованию прибыли.

Прибыль (доход) является основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. Согласно ч.1 ст. 142Хозяйственного кодекса Ук­раины прибыль (доход) субъекта хозяйствования определяется пу­тем уменьшения суммы валового дохода субъекта хозяйствования за определенный период на сумму валовых расходов и сумму аморти­зационных отчислений.

Для целей налогообложения прибыли субъектов хозяйствова­ния, а также организации бухгалтерского учета и отчетности, в за­конодательстве используется понятие «валовый доход»,под кото­рым понимают общую сумму дохода плательщика налога от всех видов деятельности, полученную в течение отчетного периода в денежной, материальной и нематериальной формах, как на террито­рии Украины, ее континентальном шельфе, исключительной (мор­ской) зоне, так и за ее пределами. Для большинства субъектов хо­зяйствования основную часть прибыли (дохода) составляет доход от реализации товаров (работ, услуг).

Под валовыми расходамипонимается сумма каких-либо расходов плательщика налога в денежной, материальной и нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (ра­бот, услуг), которые приобретаются (изготавливаются) для их даль­нейшего использования в собственной хозяйственной деятельности.

Под термином «амортизация основных фондов и нематериаль­ных активов» понимается постепенное отнесение расходов на их приобретение, изготовление или улучшение, на уменьшение скор­ректированной прибыли плательщика налога в пределах норм амор­тизационных отчислений. Суммы амортизационных отчислений определяются путем применения норм амортизации (величин потреб­ления основных фондов, установленных законодательством) к ба­лансовой стоимости каждой из групп основных фондов на начало отчетного периода.

Виды доходов, которые включаются в состав валового дохода, а также перечень расходов, которые включаются в состав валовых расходов, определяются Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. в редакции от 22.05.97 г.

Порядок использования прибыли (дохода)субъекта хозяйствова­ния определяет собственник или уполномоченный им орган в соответ­ствии с учредительными документами. Законодательством практи­чески не установлены нормативы распределения прибыли. Данные вопросы отнесены к компетенции самих субъектов хозяйствования. В хозяйственных обществах создаются фонды распределяемой при­были, которая выплачивается участникам, и нераспределяемой при­были, которая остается в распоряжении хозяйственного общества и направляется прежде всего в фонд развития производства.

Порядок использования прибыли государственных предприятий устанавливается в соответствии с Законом Украины «О собственнос­ти ». Согласно ст. 38 Закона прибыль, которая остается у государствен­ного предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в распоряжение трудового коллектива предприятия. Часть этой прибыли передается в собственность членов трудового коллектива. Сумма прибыли, принадлежащая члену тру­дового коллектива, составляет его вклад, на сумму которого ему мо­гут быть выданы акции. Вклад также может быть направлен на со­оружение или приобретение жилого дома или других объектов.

Государство может влиять на выбор субъектами хозяйствования направлений и объемов использования прибыли (дохода) через нормативы, налоги, налоговые льготы и хозяйственные санкции в соответствии с законом.

Наличие убытков у предприятия означает отсутствие прибыли и устранение ее как объекта налогообложения.

Правовое регулирование использования субъектами хозяйствова­ния природных ресурсов закреплено в главе 15 ХК Украины. Следу­ет отметить особый порядок, связанный с тем, что эти ресурсы отне­сены ст. 13 Конституции Украины к объектам права собственности Украинского народа. Природные ресурсы, используемые в хозяй­ственной деятельности, в зависимости от их формы, можно разделить на: а) воздушные, б) земельные, в) водные, г) горные (дополнительно выделяются нефть и газ), д) лесные, е) животные, ж) растительные. Последние три категории в особо ценных сочетаниях могут высту­пать как объекты природно-заповедного фонда. Каждой из катего­рий присущи особое правовое положение и специфическое участие в хозяйственной деятельности. По характеру воспроизводства при­родные ресурсы можно разделить на воспроизводимые (раститель­ные, животные, лесные) и невоспроизводимые (горные, воздушные, водные). По характеру использования в хозяйственной деятельно­сти природные ресурсы принято делить на потребляемые и непо­требляемые.

По отношению к природным ресурсам вместо традиционной
триады правомочий собственника применяется правомочие управления. Исключение составляют земельные ресурсы, которые могут находиться в собственности. В отношении потребляемых природных ресурсов часто используется термин «пользование». По содержанию пользование природными ресурсами подразделяется на общее и специальное. Общее пользование природными ресурсами является бесплатным и неограниченным, без закрепления природных ресур­сов за отдельными субъектами пользования.

Для осуществления специального пользования необходимо на­личие разрешений (лицензий, билетов, ордеров и т.п.), выданных уполномоченными государством органами. Пользование специаль­ными природными ресурсами осуществляется за плату, размер которой определяется нормативно-правовыми актами по каждому виду ресурсов.

Из ст.ст. 152-153 ХК Украины следует, что субъект хозяйство­вания с целью использования природных ресурсов обязан применять новые технологии в производственной деятельности, хотя в законе не закреплена ответственность за нарушение этой обязанности.

Природные ресурсы как объект собственности Украинского на­рода не являются объектом хозяйственных обязательств. В состав имущества субъекта хозяйствования может входить право пользова­ния (управления) природными ресурсами, за исключением прямо установленных законом случаев. Так, субъект хозяйствования, как правило, не вправе передавать вытекающие из лицензии права на использование природных ресурсов другим лицам, но обязан лично осуществлять специальное пользование природными ресурсами. За­кон может содержать и прямой запрет — «не могут быть объектами лизинга земельные участки, иные природные объекты» (ст. 292 ХК Украины).

Добытые (освоенные) природные ресурсы являются товаром, выступающим сырьем и материалами для производства продукции субъектом хозяйствования. Вопросы правового режима сырья и материалов в основном урегулированы положениями законодатель­ства о правах на движимое имущество. Специальные ограничения установлены для производства и оборота продукции из драгоценных металлов и камней, пищевой промышленности, сырья для атомных электростанций, «стратегических» материалов, используемых в высокотехнологичных и оборонных секторах промышленности (цветные и редкоземельные металлы, кварцевые кристаллы и т.п.), в медицине и фармации (наркотическое сырье и прекурсоры, высо-кочастнотные и низкочастотные передатчики, источники активно­го излучения и т.п.).

Сравнительно новым вопросом для хозяйственного законодатель­ства Украины является регулирование оборота отходов, под кото­рыми следует понимать какие-либо вещества, материалы и пред­меты, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности и не имеют дальнейшего использования по месту образования или обнаружения, а подлежат утилизации или удалению (Закон Укра­ины «Об отходах» от 05.03.98 г.). По общему правилу, право соб­ственности на отходы принадлежит субъектам хозяйствования, по местонахождению которых находятся отходы.

Наши рекомендации