Перечень вопросов к зачету по дисциплине 1 страница

Москва • 2009

УДК 338.2(470+571)(075.8)

ББК 65.9(2Рос)-983я73-1 Э40

Авторы:

В.А. Богомолов, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев, Е.А. Павлов, М.А. Елъчанинов

Рецензенты:

кафедра экономической теории экономического факультета РГОТУПС(профессор Т.М. Степанян);доктор экономических наук, профессор В. В. Каширин

Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [В.А. Богомолов и др.]; под ред. В.А. Богомолова.-2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 295 с.

I. Богомолов, Виктор Александрович.

ISBN 978-5-238-01562-0

Агентство CIP РГБ

Учебное пособие дает комплексное представление о сущности экономической безопасности современного государства, в том числе о ее основных показателях, критериях и пороговых значениях, разработанных ведущими экономистами.

Особое внимание уделяется теоретическим и методологическим основам экономической безопасности Российской Федерации по таким основным разделам, как государственное регулирование экономики, состояние дел в реальном секторе экономики, инвестиции и инновации, социальная политика и уровень жизни, финансы и государственный долг, внешняя экономика, экономическое регулирование в области экологической безопасности и др.

Для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления, преподавателей экономических вузов, а также работников органов государственного муниципального управления.

ББК 65.9(2Рос)-983я73-1

ISBN 978-5-238-01562-0

© издательство юнити-дана, 2006, 2009

Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в иитериет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2009

ВВедение

В современных условиях экономическая безопасность страны приобретает первостепенное значение, так как она дает ориентиры для принятия основных социально-экономических решений. Трансформация любой экономической системы — а Россия в 1990-х годах вступила на путь рыночных реформ — всегда чревата возникновением кризиса, поэтому неизбежна постановка вопроса об экономической безопасности страны.

Сам термин «экономическая безопасность» появился сравнительно недавно. До Второй мировой войны больше говорили об «обороне», «обороноспособности». В 1947 г. в США был принят Закон «О национальной безопасности» и образован Совет национальной безопасности при президенте США. Совету поручались вопросы, касающиеся не только внешней, оборонной, но и экономической политики.

В СССР термин «экономическая безопасность» в системе экономических категорий не рассматривался: подразумевалось, что планирование — это сознательная деятельность людей, а не стихийная игра рыночных сил, поэтому исключаются такие явления, как, например, инфляция. Начало исследований проблемы было положено в 1993 г. с разработкой Концепции экономической безопасности Российской Федерации. В ходе исследований решались важные вопросы: как уберечь личность, общество и государство от саморазрушения и внутренних кризисов, какова должна быть конструкция российской экономической системы, как разрешить путем эволюционных преобразований реально существующие противоречия.

С этим периодом связано также появление проблем встроенности России в мировую экономическую систему и глобализации политических и экономических процессов в современном мире. Но исследования этих проблем были скорее академическими, чем прикладными (расчетно-аналитическими). На практике внимание им стало уделяться с середины 1990-х годов. Так, в 1995 г. впервые в Совете Федерации были проведены специальные слушания по во­просам экономической безопасности, а указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 была утверждена «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)»1. В ней обращалось внимание не только на конструкцию экономической безопасности, но и на критерии, параметры, характеризующие национальные интересы в области экономики. В разделе 2 этого документа сказано: «Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями... обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз».

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Однако по поводу определения состояния экономики, отвечающего требованиям экономической безопасности, на сегодняшний день не существует единого мнения. Одни считают этот подход чрезмерно детализированным, другие акцентируют внимание на интересах государства, оставляя в тени интересы личности и общества2.

В преддверии августовского кризиса 1998 г. были сделаны первые шаги в понимании складывающейся экономической ситуации, однако отсутствие реальных механизмов не позволило преодолеть усиливающуюся неустойчивость фондового рынка и дальнейший рост совокупного государственного долга. В результате к концу 1998 г. Россия потеряла целые сегменты финансового хозяйства.

В связи с этим необходимо обратить внимание на два важных аспекта.

Во-первых, в рыночных условиях экономическая безопасность как категория современной экономической теории имеет свой предмет и специфические методы исследования. Но, несмотря на самостоятельность, она тесно связана с такими традиционными понятиями, как экономический рост и устойчивость социально-экономической системы. Действительно, экономика страны не может быть устойчивой без экономического роста, без динамичного развития, соответствующего развитию экономик других стран. Если экономика не развивается, если нет устойчивого роста, то нет и адекватной реакции на внутренние и внешние угрозы, т.е. готовность выживания экономики в сложных ситуациях имеет неопределенный характер.

Для России экономическая безопасность и экономическое развитие приобретают особое значение еще и потому, что ее экономическая система не закрыта, а изменяется по всем составляющим. Экономическая безопасность и экономическое развитие требуют различия статического и динамического подходов. Статическому подходу и статической теории противопоставляется динамическая теория, которая является преимущественно теорией развития, а не функционирования (Н.Д. Кондратьев1, Й. Шумпетер, Р. Харрод). Некоторые исследователи считают, например, что в основу динамического подхода положен фактор времени, его продолжительность, ибо в зависимости от этого оказывается и характер и глубина изменений, происходящих в системе2.

На наш взгляд, экономическая безопасность должна рассматриваться исходя из динамической теории, где фактор времени влияет на ее изменяющиеся параметры.

Во-вторых, экономическая безопасность является компонентом антикризисного управления экономикой. Экономические кризисы разной глубины и продолжительности — это следствие любой многоукладной (смешанной) экономики.

(1 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-техничес­кие аспекты. Основополагающие государственные документы. М., 1998. Ч. 1.

2 Богданов И.Я. Экономическая безопасность России. Теория и практика. М., 2001.)

Кризисы могут выражаться в растущем разрыве между спросом и предложением, обесценении денег, росте стоимости жизни, безработице, т.е. в ухудшении макроэкономических показателей.

Почти все крупные экономисты уделяли проблеме кризисов достаточно много внимания. Профессор Оксфордского университета Р. Харрод, последователь Дж. Кейнса, писал: «...раньше или позже мы должны столкнуться с проблемой стагнации, на что экономистам... придется обратить главное внимание»3.

В. Леонтьев считает время важным параметром при анализе экономических сдвигов. «Анализируя экономические сдвиги, мы изучаем последовательскую зависимость среди состояний экономической системы. Если бы качество и количество некоторого товара год от года было неизменным, то все-таки между двумя представителями этого товара, в других отношениях идентичных, но произведенных в разное время, может и должно быть зарегистрировано существующее различие. Необходимо различать автомобиль, произведенный в 1960 г., и аналогичный автомобиль 1961 г., ведь при анализе экономических сдвигов время само по себе является важным параметром»4.

Трансформация хозяйственно-экономической системы разрушает до основания методы и способы прежней деятельности хозяйствующих субъектов. Системы оценок требуют пересмотра, по существу меняются сами правила игры, определяющие данные элементы «Радикальное реструктурирование экономической системы предназначено изменить все, что с ней связано. Это означает, что вся система ожиданий будущего будет изменена. Поставки, которые обеспечивались центральным государственным планированием, теперь должны зависеть от поведения рынков, в отношении чего пока опыта нет. Гарантированные рынки перестают существовать»1.

Экономисты-теоретики объясняли причины кризисов, но не менее сложна разработка грамотной и эффективной антикризисной экономической политики. Ядром такой политики может быть разработка точных индикаторов экономической безопасности. Стратегические причины кризисов могут повторяться, что позволяет теоретически обобщить это явление.

В разное время в разных странах антикризисная политика в своем конечном выражении была уникальным явлением. Предельные индикаторы экономической безопасности имеют достаточно большую эластичность. Например, даже для одной страны, но в разное время предел внешнего долга может быть разным.

(1 Кондратьев И.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.

1 От кризиса к модернизации. Теория и опыт переходных экономик / Под ред. Л. Бузгалина, А. Колганова, П. Шульца. М., 1998. С. 15.

1 Харрод Р. К теории экономической динамики: Пер. с англ. М., 1959.

4 Леонтьев В. Экономическое эссе. Теории, исследования, факты и политика.М., 1960. С. 45.)

Масштабы изменений в современной экономике России создали качественно новую ситуацию, которую можно назвать чрезвычайной.

С 1999 г. появились признаки некоторого оживления и начала расширенного воспроизводства, и очевидные факторы этого оживления известны. Однако при существующей структуре прироста источники и факторы роста имеют конъюнктурный характер, поэтому преждевременно говорить об этом как о долговременной тенденции. Можно констатировать, что экономика страны характеризуется некоторым ростом, но без развития, а ведь известно, что «практическая реализация любой модели экономического роста не-возможна без активной позиции государства»2. Действительно, роль государства в развитии экономики, а тем более в решении проблем экономической безопасности, неоднозначна.

В свете сказанного можно сделать следующий вывод. Научное определение понятия «экономическая безопасность» и исследование ее значения для успешного социально-экономического разви­тия государства позволяют выявить факторы сдерживания развития экономики и разработать эффективную стратегию экономической безопасности, которая должна охватывать все направления государ­ственной политики в производственной, финансовой, социальной, военно-политической, внешнеэкономической, экологической и других сферах жизни общества. О важности проблемы экономиче­ской безопасности говорит то, что многие российские ученые так или иначе затрагивали ее в своих экономических исследованиях. Так, широкую известность получили работы Л. Абалкина, А. Архипова, В. Загашвили, Д. Львова, А. Пороховского, В. Сенчагова и др.

Задачи эффективного развития России и ее регионов ставят не­пременным условием формирование эффективного механизма в борьбе за экономическую безопасность. Для определения положительной направленности процессов борьбы с теневой экономикой требуются механизмы и инфраструктура контроля и воздействия правоохранительных органов, а также меры и инструменты федерального и регионального управленческого воздействия на экономическое развитие.

1 Эрроу К. Экономическая трансформация: темпы и масштабы. Реформа глазами американских и российских ученых. М., 2000. С. 79.

2 Экономический рост и вектор развития современной России / Под ред. К.А. Хубиева. М.: ТЕИС, 2004. С. 13-14.

Лекция №1

Глава1. Сущность экономической безопасности.

1.1. Экономическая безопасность как категория экономической науки

Особенно современной мировой экономики. Политическая карта мира во второй половине XX в. сильно изменилась: появилось много но независимых государств. Это последствия, во-первых, развала мировой колониальной системы (если в 1945 г. в колониях проживало 675 млн. человек, то в 1981 г. — около 7 млн.), во-вторых, образования новых государств вследствие гражданских войн (в основном это касается Африки и Юго-Восточной Азии), в-третьих, распада Советского Союза. Значительные изменения про­изошли в мировой экономике, что проявилось, в частности, в про­цессах интеграции и международного разделения труда, в неустой­чивом развитии финансово-экономической системы Запада, в про­ведении высокоразвитыми странами неоколониальной политики.

Неоколониализм — это прежде всего система неравноправных экономических отношений, в основе которых лежит экономическая экспансия в виде косвенного контроля (в форме инвестиций, кредитов и субсидий), нередко сочетаемая с методами политического давления. Иначе говоря, на смену военной экспансии приходит экономическая.

Хотя Конституция РФ признает идеологическое многообразие и запрещает установление какой-либо идеологии в качестве государ­ственной или обязательной (ст. 13), официальный курс реформ осуществляется в духе определенной идеологии. «Если политика перестройки вначале ориентировалась на всестороннее совершенст­вование социализма, то новейшие реформы 90-х годов идут под знаменем уже иной идеологии, неолиберальной, причем в ее ради­кальном варианте. В российском преломлении ее суть — в рестав­рации частной собственности на средства производства и утверждении рыночно-капиталистических принципов хозяйствова­ния, в отказе от марксизма и его ленинского направления как из­начально утопического учения»1.

1 Черковец В. Я. Политическая экономия. Принципы. Проблемы. Политика. М.: ТЕИС, 2007. С. 161-162.

Странам, попавшим в экономическую зависимость, могут быть продиктованы и политические условия путем введения против них торгового эмбарго. В полной мере последствия эмбарго пережили, например, Ирак, Иран, Ливия, Куба, КНДР.

Рыночные отношения направлены на получение прибыли, а тем са­мым на обеспечение как экономической, так и национальной безопасно­сти — одной из главных функций государства. Используя политику протекционизма, государство защищает национальных производителей. Но здесь возникает проблема: как данная политика согласуется с международными принципами свободной торговли?

Страны, проводящие экспортную экспансию, кроме поставки дешевого сырья и рабочей силы решают внутренние социальные проблемы. Подсчитано, что 1 млрд. долл. экспорта обеспечивает 22 тыс. рабочих мест1.

Сегодня для России очень важно найти оптимальное соотношение между открытостью экономики и защитой национальных инте­ресов, чтобы обеспечить экономическую безопасность.

В широком смысле экономическая безопасность содержит две составляющие:

1) интересы и цели в рамках границ страны, т.е. поддержание государственного суверенитета;

2) место России в мировом разделении труда, мировой торговле, международных финансовых и банковских сегментах.

По мнению американских специалистов, экономическая

безопасность должна отвечать по крайней мере двум условиям:

• сохранению экономической самостоятельности страны, ее способности в собственных интересах принимать решения, касающиеся развития хозяйства;

• возможности сохранить уже достигнутый уровень жизни населения и способствовать его дальнейшему повышению2.

По сути, экономическая безопасность — это прежде всего защищенность национальных интересов государства.

1 См.: Пороховский А.Л. Вектор экономического развития. М.: ТЕИС, 2002. С. 118. 2. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России. Теория и практика. М., 2001. С. 21.

Политическая экономия. Экономическая теория «Экономикс».Смысловая нагрузка тех или иных понятий в разных языках иногда имеет совершенно разное значение. Слово «экономия» представляет собой соединение греческих слов «хозяйство» и «закон». В изначальной трактовке экономия — это искусство ведения домашнего хозяйства.

В 1615 г. Антуан де Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. Экономика хозяйства в целом, ее структура, темпы развития изучались междисциплинарными и отраслевыми науками. В англоязычной литературе различают понятия «экономика» и «экономике». Первое — это экономика в ее непосредственном, натуральном проявлении. Второе — это экономическая теория или экономическая наука.

По существу, на смену разработке общих принципов политической экономии приходят исследования различных проблем экономической политики, качественный анализ заменяется количественным. Под политической экономией на Западе в современных условиях начинают понимать не экономическую теорию, а экономическую политику. Такая подмена понятий представляется не совсем верной.

С идеей создания курса экономической политики выступил А. Ф. Кон. По его мнению, объектом изучения этих наук — политической экономии и экономической политики — являются законы совершенно разного типа. С одной стороны, стихийные законы, подобные законам естественных наук, с другой стороны, законы нормативного характера, которые непосредственно подчиняются воле людей1.

Разные теоретические школы экономики: меркантилисты, физиократы, классики политической экономии, маржиналисты, неоклассики, институционалисты, марксисты и т.д., — по-разному определяли предмет теоретической экономии.

В определении экономической политики разногласий практически нет. Однако к вопросу о том, на чем основывается экономическая политика, существуют разные подходы.

В плановой системе экономическая политика разрабатывалась на основе познания и использования экономических законов.

В учебном курсе экономике описывается в основном то, от чего зависит экономическая политика, но не дается ответ на вопрос о том, что лежит в ее основе.

Существуют различные точки зрения на эту проблему. Одни авторы считают, что в обществе не существует никаких объективных законов. К. Поппер в работе «Открытое общество и его враги» пишет: «Теорию или гипотезу можно представить как кристаллизацию определенной точки зрения». И далее: «С нашей точки зрения не может быть никаких исторических законов»2.

Этот подход основывается на том, что общество развивается хаотически и его развитие зависит от случайностей.

Другие авторы, опирающиеся в основном на теологические взгляды, объясняют развитие общества божественным промыслом.

Третьи авторы считают, что обобществление производства приводит к отмене действий экономических законов и остается только экономическая политика.

Например, Н. И. Бухарин писал: «При социалистическом строе политическая экономия потеряет свой смысл: останется лишь «экономическая география» — наука идеографического типа и нормативная экономика «экономическая политика», ибо отношения между людьми будут простыми и ясными, устранится всякая их вещная, фетишизированная формулировка, а на их место закономерностей стихийной жизни станет закономерность сознательных действий колектива»1. Как известно, теоретическую критику этой точки зрения дал В. И. Ленин.

Эта теория всплыла в бывшем СССР в конце 1970-х годов. Она вызывала горячие дискуссии между политэкономами и представителями школы ЦЭМИ(Центрального экономико-математического института). Академиком Н.П. Федоренко была опубликована монография «Вопросы оптимального функционирования экономики». Но форме действие экономических законов не отрицалось, по сути основной акцент был перенесен на экономическую политику.

1 Записки коммунистического университета им. Я.М. Свердлова. Т. 2. М., 1924. С. 33.

2 Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 3. М., 1992. С. 301, 305.

Четвертые считают, что в ходе развития экономики можно выделить две чистые формы:

• централизованно управляемая экономика;

• рыночное хозяйство (система полной конкуренции).

На практике существует большое количество всевозможных сочетаний и то или иное сочетание определяет экономическую политику. Если одна система отношений заменяется другой, то на смену одной системе законов приходит другая.

В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнс писал: «...идеи экономистов и политических мыслителей — И когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности, только они правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».

Сущность экономической безопасности. Российские специалисты активно стали заниматься этой проблематикой с 1990-х годов. В. Паньков писал об экономической безопасности: «Это такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государства»1.

В. Рубанов определял экономическую безопасность как способность национальной экономики обеспечивать благосостояние нации и стабильность внутреннего рынка независимо от действия внешних факторов2.

По мнению В.Л. Тамбовцева, под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы3.

В. А. Савин считал, что экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России.

1 Бухарин Н.И. Политическая экономия рантье: теория ценностей и прибыли австрийской школы. М.: Орбита, 1988. С. 47.

Объектом защиты могут быть народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности4. По Л.И. Абалкину, экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и в котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику5.

Большинство авторов экономическую безопасность характеризуют как устойчивость экономической системы к воздействию внешних и внутренних факторов, а устойчивость требует ее развития. Если экономика не развивается, то возможность выживания резко сокращается. Устойчивость и развитие требуют динамического подхода к проблеме экономической безопасности. Это прежде всего связано с тем, что индикаторы экономической безопасности со временем могут и должны меняться.

Существующие трактовки экономической безопасности могут быть объединены в несколько групп. Авторы первой групп ы (Л. Абалкин и др.) формулируют понятие «экономическая безопасность» как совокупность условий, защищающих хозяйство страны от внешних и внутренних угроз.

1 Панъков В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний ас­пект // Внешнеэкономические связи. 1992. Вып. 8. С. 5—18.

2 Рубанов В. Безопасность — лозунги, теория и политическая практика. РЭЖ. 1991. № 17. С. 31-41.

3 Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1995. № 3. С. 3.

4 Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Меж­дународный бизнес России. 1995. № 9. С. 14.

5 Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал. 1997. № 5. С. 3.

Авторы второй группы (В. Сенчагов, Г. Гутман и др.) связывают экономиче­скую безопасность с таким состоянием экономики страны, которое позволяет защищать ее жизненно важные интересы. Авторы третьей группы (А. Городецкий, А. Архипов и др.) под экономической безопасностью подразумевают способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональном и международном уровнях.

Если проанализировать все эти точки зрения, то можно сделать вывод, что экономическая безопасность — составная и неотъемлемая часть национальной безопасности страны.

Более точным кажется подход, определяющий сущность экономической безопасности как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

Предметом экономической безопасности является изучение, с одной стороны, объективных защитных свойств экономической системы, механизма ее противостояния влиянию опасных сил и факторов, а с другой — охранных функций государства и создаваемых им с этой целью специальных институтов.

По своему смыслу экономическая безопасность рассматривается исходя из статического подхода. Этой системе свойственно движение, т.е. функционирование, при котором система воспроизводится в своем неизменном виде. Однако в России происходят значительные и многообразные социально-экономические трансформации, поэтому экономическую безопасность надо рассматривать исходя из динамического подхода. Изменяется воспроизводственная модель экономики по аналогу слаборазвитых стран — главный компонент в системе экономической безопасности. Россия выйдет из глубокого системного кризиса, но останется страной с «догоняющей» моделью экономики.

Экономическая система государства в целом являетсяобъектом экономической безопасности; субъект экономической безопасности — это органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Критерии и пороговые значения экономической безопасности

Границы безопасности экономического развития. Состояние экономической безопасности оценивается объективной системой параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. За пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках, становится объектом экспансии транснациональных корпораций, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства страны, коррупции.

Для разработки государственной политики (например, антикризисных мер) требуется, кроме качественного описания экономики, также количественное определение границ безопасного развития. Критерий экономической безопасности позволяет оценить состояние экономики.

В системе показателей экономической безопасности выделяют:

• уровень и качество жизни;

• темпы инфляции;

• норму безработицы;

• экономический рост;

• дефицит бюджета;

• размер государственного долга;

• состояние золотовалютных резервов;

• деятельность теневой экономики;

• состояние экологии.

Ослабление экономической безопасности в стране допустимо лишь до какого-то предела. Важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговое значение. Общепринято считать, что пороговые значения — это предельные значения, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Важно, что проводимая институтами власти политика экономической безопасности должна быть направлена на поддержание всего комплекса показателей и пороговые значения одного показателя не должны достигаться в ущерб другим. Например, можно значительно увеличить прирост ВВП за счет экспорта нефти. Отсутствие роста добычи нефти может сказаться на внутренне ориентированном рынке, что неизбежно приведет к росту себестоимости товаров и услуг и как следствие — к росту цен.

Государству необходимо в каждом конкретном случае соотносить экономическую эффективность и безопасность, но то, что выгодно в краткосрочном периоде, в стратегическом аспекте может оказаться совсем не выгодным.

Платежеспособная ловушка. Объективно любая экономическая система не застрахована от таких негативных явлений, как внешние и внутренние угрозы, которые связаны между собой. Слаборазвитый, неконкурентоспособный внутренний рынок ведет к росту импорта и как следствие — к внешней задолженности. К числу внешних угроз относятся:

Наши рекомендации