Экономика России накануне и в условиях Первой мировой войны
С начала XX в. оформляются новые экономические тенденции, выразившиеся в монополизации хозяйственной жизни. В России перед Первой мировой войной насчитывалось до 150—200 монополистических объединений, 52% всех банковских капиталов сосредоточивалось в семи крупнейших банках страны, 54% всего промышленного пролетариата было занято на крупных предприятиях с количеством рабочих более 500 человек, а таких предприятий было всего 5% от общего количества существовавших в стране. Формировавшаяся монополистическая буржуазия стремилась использовать силу государства для наиболее полной реализации своих экономических интересов. В этот период началось активное сближение государства и монополий, что привело накануне мировой войны к появлению государственного монополизма, или государственно-монополистического капитализма. Вступление в Первую мировую войну предопределило направленность его дальнейшего развития и коренные изменения в хозяйственном механизме в целом.
Если к 1914 г. государственное регулирование приобрело определенность в отраслях, где влияние государства было традиционно велико (сахарное производство, железнодорожное строительство, транспортное машиностроение, военное судостроение), то в условиях натурализации хозяйства (сокращения сферы товарно- денежных отношений) неизбежным стало углубление государственного регулирования и расширение участия в нем монополистического капитала. Таким образом, государственное хозяйствование при сближении его с крупным бизнесом превратилось в прогрессирующую тенденцию дальнейшего экономического развития российского общества.
Первая мировая война для России имела далеко идущие экономические и социально-политические последствия. Война потребовала концентрации всех сил страны для победы. Военные расходы были чрезвычайно велики. Каждый день войны в 1914 г. обходился в среднем в 10 млн руб., в 1915 г. — примерно в 24 млн, в 1916 г. — приблизительно в 40 млн, а в 1917 г. — в 50-65 млн руб.
К 1917 г. на нужды фронта работало (производило вооружение) 2018 тыс. человек из 2443 тыс. рабочих промышленности, или 86%. Большинство гражданских предприятий стало производить военную продукцию и обслуживать нужды армии. Уже к концу 1914 г. на военную службу было призвано 6,5 млн человек, а через два года число мобилизованных достигло 16 млн человек. В ходе боев погибло и умерло от ран около 1,5 млн солдат, около 2 млн было ранено и почти 1 млн оказался в плену.
Вступление России в военные действия означало смену экономических приоритетов, что нашло выражение в изменении соотношения темпов развития отраслей и секторов хозяйства. Общий рост производства промышленной продукции обеспечивался за счет отраслей, работавших на оборону (1913 г. = 100%):
1914 г. – 106, 1915 г. – 191, 1916 г. – 267,8 и 1917 г. – 168,8 %.В прочих отраслях производство сокращалось (1913 г. = 100%):
1914 г. - 94; 1916 г.- 84, 1917 г. - 53,8%.
Главными проблемами, определившими характер экономической политики, стали транспорт, топливо, продовольствие, трудовые ресурсы, финансы.
По железным дорогам перевозилась большая часть грузов. С началом войны железнодорожное строительство, не прекращавшееся со второй половины XIX в., еще более расширилось. В 1916 г. было сдано в эксплуатацию 4193 км железнодорожных путей, а всего за годы войны — около 10 тыс. км
Большие работы проводились по завершению строительства Сибирской магистрали на европейской части страны. Было сооружено несколько железных дорог на Урале, в Средней Азии; вошли в строй линии Петербург — Мурманск, Вологда — Архангельск.
Тем не менее транспорт представлял собой узкое место в экономике страны. Осложняло работу железных дорог несколько обстоятельств.
Во-первых, западная часть страны с ее более густой железнодорожной сетью была оккупирована, изменились направленность и объемы грузопотоков. Дороги, загруженные военными перевозками, не справлялись с подвозом из Сибири и других окраинных районов продовольствия и сырья.
Во-вторых, в условиях войны резко обострилась проблема технического обеспечения подвижным составом. Из бывших в 1914 г. 20 057 российских локомотивов в 1915 г., несмотря на ввод 800 новых, в рабочем состоянии находилось только 16 500. Железной дороге не хватало по меньшей мере 2 тыс. паровозов и 80 тыс. вагонов. Россия почти полностью зависела от английских поставок паровозных двигателей, которые прекратились с началом войны. Ремонт же осложнялся нехваткой квалифицированных кадров, мобилизованных в действующую армию. Положение усугублялось недостатком топлива, взяточничеством на транспорте и бесхозяйственностью администрации железных дорог.
Работа транспорта оказалась неразрывно связана с топливной проблемой.
С декабря 1916 г. началось уменьшение добычи угля в Донбассе: за три месяца оно составило 17%. Но железные дороги не смогли обеспечить перевозку и добываемого угля. Так, общее выполнение нарядов на вывоз донецкого топлива составило во второй половине 1916 г. только 66,4% против 74,7% в первой половине того же года. В феврале 1917г. вывоз добытого угля составлял 53,7% (89,3 млн пудов при норме 166,3 млн пудов). Компенсировать нехватку угля в определенной степени могли «заменители» — торф (особенно в Центральном районе) и дрова. Но и здесь вставала проблема их транспортировки до железнодорожных магистралей либо до рек, но не хватало лошадей.
В конце 1916 г. из-за недостатка угля и нефти начали закрываться заводы. Многие предприятия работали не на полную мощность. В Петрограде из 73 предприятий, простаивавших в декабре 1916 г., 39 закрылись из-за отсутствия топлива и 11 — в связи с прекращением подачи электроэнергии, вызванным нехваткой топлива на электростанциях.
Напряженное положение создалось с продовольственным снабжением армии и промышленных центров.
С хлебом в стране сложилась парадоксальная ситуация: происходило неуклонное нарастание продовольственного кризиса при фактическом избытке ресурсов.
Резкое сокращение экспорта хлеба с началом военных действий и уменьшение потребления (оккупация ряда районов и сокращение населения) сформировали резерв примерно в 1 млрд пудов, что в немалой степени обнадеживало правительство. Избыток хлеба был и в Сибири, где за годы войны посевные площади возросли, и в черноземных губерниях Европейской России — более 0,5 млрд пудов. Одновременно в нечерноземных губерниях недоставало около 270 млн пудов.
Тем не менее продовольственное снабжение ухудшалось. И причина состояла не столько в транспорте, сколько в неблагоприятной рыночной конъюнктуре для поставщиков товарного хлеба, что вынуждало правительство идти по пути администрирования заготовок. В конце 1915 г. председателю Особого совещания по продовольствию было предоставлено право устанавливать в масштабах империи или ее отдельных районов предельные цены на продажу продовольственных продуктов и фуража. В декабре 1916 г. царское правительство ввело обязательные поставки хлеба в казну по твердой цене. Это ущемляло интересы поставщиков и приводило к срыву заготовок.
Необходимо учитывать также, что перед войной Россия ввозила из-за границы не только сельскохозяйственные машины, но и простые вещи наподобие осей, серпов, кос. В 1915 г. ее собственное производство этих товаров упало до 15,1%, а в 1917 г. — до 2,1%. Значительно сократилось и производство потребительских товаров. Вступление в войну Турции на стороне стран Тройственного союза привело к серьезнейшим последствиям — закрытию Босфора и Дарданелл и почти полной изоляции Российской империи от мирового рынка. Отныне импорт шел только через Архангельск и Владивосток. Россия оказалась в условиях экономической блокады.
Таким образом, нарушалась возможность сбалансированного товарообмена. Крестьянство начало скрывать, а иногда даже уничтожать хлеб. В результате уменьшались запасы хлеба, имевшиеся в распоряжении государственных органов. В первом квартале 1917 г. они сократились до критического минимума и на I марта составили 20 млн пудов при ежемесячной норме потребления свыше 90 млн пудов.
На фронтах к Февральской революции запасов продовольствия было на три—пять дней. Вместо 500 вагонов продовольствия, которые получал Петроград ежесуточно в октябре 1916 г., в январе 1917 г. суточное поступление уменьшилось до 269 вагонов, а в феврале стало меньше 200. Такое же резкое сокращение наблюдалось и в Москве.
В годы войны ухудшился трудовой баланс страны. Дефицит рабочих рук испытывали все воюющие страны. Франция, например, в обмен на кредиты предлагала России поставлять рабочих. Но в России положение в этой сфере было намного сложнее. Из деревни было изъято свыше половины мужского трудоспособного населения. Общая численность населения, занятого в сельском хозяйстве России (в пересчете на взрослых мужчин), в 1914 г. сократилась до 83,5% (1913 г. = 100%), в 1915 г. — до 78,7 и в 1917 г.- до 76,2%. Страна понесла огромные людские потери, потеряла убитыми и умершими от ран больше, чем какое-либо другое государство, принимавшее участие в войне. Процент потерь был еще выше в отношении трудоспособных возрастов.
На динамику трудовых ресурсов оказало непосредственное влияние ухудшение продовольственного снабжения городов. Нараставшая угроза голода приводила к усилению оттока городского населения, что вызвало необходимость привлечения неквалифицированной рабочей силы из деревни, а также женщин и массовое «мешочничество» — поездки в деревню за продуктами, которые обменивались на промышленные товары, следствием чего стало увеличение числа прогулов и существенное падение производительности труда.
Война не могла не отразиться на финансовой системе. Расходы постоянно росли (1914/15 г. — 27,2 %, в 1915/16 г. — 39, 6, а в 1916/17 г.- 49,3% совокупного дохода страны). Одновременно сокращалась доходные статьи бюджета (таможенный доход, доходы от железных дорог, лесного хозяйства и т.д.). Запрещение продажи казенного вина с началом войны, а затем полное запрещение виноторговли привели к ликвидации самой большой статьи доходов бюджета, составлявшей 25%, или до 74 всего бюджета страны. Повышение акцизов (на табак, спички, бумагу, нефтяные продукты), а также налогов (промыслового, на перевозку пассажиров, грузов и т.д.) не могло компенсировать эти потери.
В таких условиях правительство использовало традиционные методы покрытия военных расходов — денежную эмиссию, займы, введение новых и повышение действовавших налогов и косвенное обложение.
С начала войны прекратился размен бумажных денег на золото и наращивался выпуск кредитных билетов. Согласно уставу Государственный банк мог выпустить кредитных билетов на 300 млн руб. Во время войны это положение было изменено. Эмиссионное право Госбанка было увеличено до 1,5 млрд руб. Позже эта сумма постоянно росла и достигла 6,5 млрд руб. в 1916 г. За четыре года войны количество кредитных билетов в обращении увеличилось более чем в шесть раз. При этом сокращался золотой запас. До войны золото, находившееся в кладовых Государственного банка, почти полностью обеспечивало кредитные билеты. В России имелось золота на 1600 млн руб., за границей — примерно на 150 млн руб. при 1633 млн кредитных билетов в обращении. На 1 октября 1917 г. в России хранилось золота на сумму 1294 млн руб. при 17 275 млн кредитных билетов в обращении. В 1916—1917 гг. были выпущены разменные марки и казначейские знаки.
Сокращались и итоговые поступления. В первые три месяца 1917 г. поступления государственного поземельного налога упали на 32% по сравнению с 1916 г., налоги с городского недвижимого имущества — на 41%, квартирного— на 43, военного — на 29, промыслового — на 19, закладного — на 11, наследственных пошлин — на 16, страховых — на 27, выкупных платежей —на 65%..
Внутренние и внешние заимствования привели к многократному росту государственного долга. На начало 1914 г. государственный долг России равнялся приблизительно 4 млрд руб., на 1 августа 1916 г. - 30, а на 1 августа 1917 г. — уже 43 млрд руб.
Прогрессирующая инфляция (к февралю 1917 г. курс рубля на внутреннем рынке упал до 27 коп. при официальном курсе - 55 коп.) и дефицит предопределили рост цен на основные товары в 4—5 раз. Потребление рабочих в 1916 г. при росте номинальной заработной платы составляло менее 50% довоенного уровня.
Описанные процессы в экономической жизни страны в значительной степени усилили отмеченную выше тенденцию к расширению государственного регулирования экономической жизни.
При анализе проблем государственного регулирования в России важно учитывать следующие немаловажные обстоятельства:
• государство имело значительную долю национального богатства, что предопределяло основы экономической политики, ее направленность (попечительство и опека);
• правительство не могло не учитывать возрастающее влияние монополистического капитала;
• при этом оно имело возможность использовать внутренние противоречия бизнеса для сохранения основных принципов экономической политики и усиления роли государства в хозяйственной жизни страны;
• правительство находилось под постоянным давлением обще- ственно-структурообразующего помещичьего сословия, чьи интересы зачастую не совпадали с интересами капитала. А это существенно ограничивало возможности правительства в согласовании интересов государства и общественности.
Российская бюрократия была убеждена в возможности решения задач регулирования прежде всего методами укрепления административно-распорядительных прав власти по отношению ко всем субъектам хозяйственной системы без учета их интересов. Поэтому правительство в течение первого года мировой войны, опасаясь растущего влияния монополистического капитала и будучи уверенным в возможностях государственного аппарата, не шло на расширение сотрудничества. Одновременно правительство оказалось в противоречивом положении, поскольку вынуждено было согласовывать интересы торгово-промышленных кругов и помещиков.
Основными задачами военного регулирования экономики правительство считало обеспечение производства материальными ресурсами, а населения (и особенно армии) — продовольствием. Для этого в августе 1915 г. были образованы четыре особых совещания — по обороне, перевозкам, топливу и продовольственному делу. Они имели широкие полномочия и возглавлялись министрами (военным, путей сообщения, торговли и промышленности, земледелия). В качестве инструментов регулирования использовались государственные заказы, фиксированные и предельные цены, ограничение свободы торговли вплоть до введения государственной монополии, реквизиции продукции, разрешительная система при межрайонном обмене товарами и перевозке грузов по железным дорогам. Совещания были призваны разрабатывать планы снабжения армии и населения продовольствием, топливом и т.д., выдавать авансы предприятиям и содействовать в выполнении заказов. По мере ухудшения экономической ситуации правительство стремилось усиливать роль административных рычагов, активизировать непосредственное вмешательство в хозяйственную жизнь и прежде всего в сферу распределения.
17 февраля 1915 г. вышел закон, наделявший местные власти новыми правами — запрещать вывоз сельскохозяйственной продукции за пределы своей губернии, устанавливать предельные цены на хлеб и фураж, закупаемые армией, реквизировать продукты по пониженным ценам (на 15%). Это важный момент в становлении административного регулирования. В 1916 г. были введены твердые цены на все хлебные сделки, как правило заниженные, что привело к росту рыночных цен, особенно в сентябре 1916 г. и сокрытию производственных запасов. Эти меры создавали искусственный продовольственный дефицит в городах.
Промышленники России стремились усилить влияние на процессы регулирования. Уже в первые недели войны были созданы Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов. В 1915—1916 гг. создавались и множились различные комитеты и общества, росла их роль в жизни страны. Комитет Красного Креста, первоначально скромная организация, постепенно подчинил себе всю санитарную администрацию страны. Земский и городской союзы слились в Земгор, чтобы попытаться централизовать военные поставки, особенно со стороны небольших предприятий. В мае 1915 г. по инициативе А. Гучкова наиболее видные представители деловых и промышленных кругов создали Центральный военно-промышленный комитет, на который возлагалась задача организации производства для оборонных нужд и распределения заказов между крупными предприятиями. Благодаря усилиям комитета в 1916 г. снабжение армии несколько улучшилось по сравнению с 1915 г.
Государственная власть, явно теряя контроль за ситуацией, относилась ко всем этим инициативам весьма настороженно, видя в формах общественной организации представителей капитала опасные тенденции политического объединения чуждых самодержавному режиму сил. Но углубление кризиса в стране вынуждало правительство сближаться с бизнесом. После IX съезда представителей торговли и промышленности (май 1915) власти согласились на создание ряда общественных организаций, призванных координировать работу предпринимателей.
Вместо того чтобы поощрять эти патриотические настроения, Николай II проводил политику, заключавшуюся преимущественно в замене одних некомпетентных и непопулярных министров другими, ничуть не лучшими (за год сменилось пять министров внутренних дел, четыре министра сельского хозяйства и три военных министра). В обществе камарилью во главе с Распутиным обвиняли в подготовке сепаратного мира и потворстве вражескому нашествию на территорию страны. Становилось очевидным, что самодержавие потеряло способность управлять страной и вести войну.
Тем временем резко ухудшилось положение со снабжением продовольствием, топливом промышленных центров, что привело к росту забастовочного движения. Число бастующих стремительно росло: менее 35 тыс. во втором квартале 1914 г., 560 тыс. в 1915 г., 1100 тыс. в 1916 г. Условия жизни трудящихся катастрофически ухудшались. Из перенаселенных, несмотря на мобилизацию, деревень прибывало слишком много дешевых рабочих рук, что ограничивало рост оплаты труда. Правительство было вынуждено идти на экстренные внеэкономические меры.
С начала 1916 г. в некоторых городах вводились продовольственные карточки, устанавливались нормы выдачи муки и круп. 30 июня этого же года был принят закон о четырех «мясопустных днях» в неделю. В конце ноября правительство приняло предложение министра земледелия А.А. Риттиха о введении с января 1917 г. принудительной хлебной разверстки. Предусматривалась поставка 506,5 млн пудов в установленные сроки для армии и военной промышленности. О снабжении городов должны были позаботиться местные власти. К управлению хозяйством, хоть и в ограниченной форме, были впервые привлечены торгово-промышленные круги. Но все эти меры не ликвидировали хозяйственной разрухи. В оппозиции царизму оказались все классы и партии, за исключением крайне правых.
Экономическое состояние страны накануне Февральской революции даже представители царизма характеризовали как состояние «разрухи» и «развала». В этом отношении представляет интерес записка М.В. Родзянко, направленная царю в феврале 1917 г., незадолго до революции, в которой он писал, что «положение России сейчас катастрофическое и вместе с тем глубоко трагическое».
Приход к власти Временного правительства не мог изменить направления экономической политики. Общие задачи новой власти были сформулированы А. Ф. Керенским', продолжить защиту страны; воссоздать во всей стране действенный административный аппарат; провести необходимые коренные политические и социальные реформы; подготовить путь к преобразованию России из предельно централизованного государства в федеральное.
Все составы правительства сходились на необходимости государственного регулирования экономики и усиления контроля за деятельностью частных торговцев и предпринимателей. Каждый состав правительства заявлял о решимости остановить падение экономики, наладить хозяйственную деятельность в условиях продолжавшейся войны. Все обещали «крайнюю бережливость в расходовании народных денег», «установление твердых цен на предметы первой необходимости» и доставку их населению «по возможно пониженным ценам». Не только социалисты (эсеры и меньшевики), но и кадеты выступали за ограничение свободного рынка. Министр земледелия А.И. Шингарев говорил летом 1917 г.: «Суровая экономическая необходимость момента неизбежно будет толкать всякую власть — социалистическую или несоциалистическую безразлично — на этот путь монополизации». Потому одним из первых шагов Временного правительства стало введение хлебной монополии. 25 марта 1917 г. вышло постановление о передаче хлеба в распоряжение государства: «Все количество хлеба... за вычетом запаса... необходимого для продовольственных и хозяйственных нужд владельца, поступает... в распоряжение государства и может быть отчуждаемо лишь при посредстве государственных органов». Хлебовладелец имел право оставить семена для посева, зерно для прокорма скота и пропитания из расчета
1, 25 пуда на члена семьи и наемного работника в месяц, крупы по 10 золотников (золотник = 4,25 г) на душу в день. Разрешалось оставить сверх этого 10% потребного «на всякий случай». Весь остальной хлеб подлежал сдаче местным продовольственным органам по твердым ценам (владелец был обязан доставить хлеб на ссыпной пункт). Вслед за этим были установлены твердые цены на уголь, нефть, металл, лен, кожи, мясо, масло, махорку.
Но для решения общеэкономических задач (аграрный вопрос, финансовая система, и т.д.) у Временного правительства не было ни времени, ни возможностей.
Происходившие в стране процессы в 1917 г. уже не контролировались центральной властью.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Каково содержание Манифеста 19 февраля 1861 г.?
2. В чем суть Столыпинской аграрной реформы?
3. Каковы основные черты индустриального развития России?
4. Каковы были задачи Государственного банка?
5. В чем суть реформы, предложенной С.Ю. Витте?
6. Какие особенности развития российского капитализма вы знаете?
7. С какими экономическими проблемами столкнулась Россия в годы Первой мировой войны?
8. Какие пути предложило царское правительство для выхода из экономического кризиса в годы Первой мировой войны?
9. Какие задачи решали военно-промышленные комитеты?
10. Какие задачи ставило перед собой Временное правительство?
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Манифест 19 февраля 1861 г. временнообязанные крестьяне столыпинская
аграрная реформа переселенческая политика кооперативное движение
картель синдикат трест
денежная реформа государственное регулирование особые совещания
Центральный военно-промышленный комитет
Глава 8 СТАНОВЛЕНИЕ РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА |
Первая мировая война оказала существенное влияние на экономику ведущих капиталистических стран. Германия вышла из войны крайне ослабленной, ее попытки установить «новый» экономический, социальный и политический порядок потребовали от немецкого народа невосполнимых жертв — 11% населения. Германия потеряла половину национального богатства, практически все колонии, важнейшие промышленные районы, на которые приходилось 75% добычи руды и цинка, 20% угля, 20% выплавки чугуна. Положение усугублялось необходимостью выплаты репараций победившим странам, галопирующей инфляцией. Англия и Франция, хотя и являлись странами-победительница- ми, оказались в серьезной финансовой зависимости от США, утратили капиталы и рынки сбыта, понесли значительные людские потери. Англия лишилась значительной части военного и торгового флота, не сумела сохранить свои позиции на Востоке и в Латинской Америке. Приобретения этих стран выражались в денежных выплатах со стороны Германии, присвоении части бывших ее колониальных владений. Япония за годы войны укрепила экономику, поскольку ведущие отрасли промышленности — текстильная и тяжелая — испытывали подъем. Однако она потеряла рынки в Юго-Восточной Азии. США вышли из войны, упрочив свои позиции как лидера мирового хозяйства. Они были главным поставщиком вооружения и боеприпасов, продовольствия, сырья, промышленных товаров воюющим странам. Американский экспорт за период 1914—1919 гг. возрос более чем в три раза — с 2,4 до 7,9 млрд долл. Война была «большим бизнесом» для предпринимателей. Их прибыль за эти годы достигла почти 35 млрд долл. Благодаря массированному экспорту США сосредоточили в своих руках половину мирового золотого запаса, став главным экпортером капиталов, превратившись из страны-должника в страну-кредитора. |