Экономика России накануне и в условиях Первой мировой войны

С начала XX в. оформляются новые экономические тенденции, выразившиеся в монополизации хозяйственной жизни. В России перед Первой мировой войной насчитывалось до 150—200 моно­полистических объединений, 52% всех банковских капиталов сосредоточивалось в семи крупнейших банках страны, 54% всего промышленного пролетариата было занято на крупных предпри­ятиях с количеством рабочих более 500 человек, а таких предпри­ятий было всего 5% от общего количества существовавших в стра­не. Формировавшаяся монополистическая буржуазия стремилась использовать силу государства для наиболее полной реализации своих экономических интересов. В этот период началось актив­ное сближение государства и монополий, что привело накануне мировой войны к появлению государственного монополизма, или государственно-монополистического капитализма. Вступление в Первую мировую войну предопределило направленность его даль­нейшего развития и коренные изменения в хозяйственном меха­низме в целом.

Если к 1914 г. государственное регулирование приобрело опре­деленность в отраслях, где влияние государства было традицион­но велико (сахарное производство, железнодорожное строитель­ство, транспортное машиностроение, военное судостроение), то в условиях натурализации хозяйства (сокращения сферы товарно- денежных отношений) неизбежным стало углубление государ­ственного регулирования и расширение участия в нем монополи­стического капитала. Таким образом, государственное хозяйство­вание при сближении его с крупным бизнесом превратилось в прогрессирующую тенденцию дальнейшего экономического раз­вития российского общества.

Первая мировая война для России имела далеко идущие эко­номические и социально-политические последствия. Война потребовала концентрации всех сил страны для победы. Военные расходы были чрезвычайно велики. Каждый день войны в 1914 г. обходился в среднем в 10 млн руб., в 1915 г. — пример­но в 24 млн, в 1916 г. — приблизительно в 40 млн, а в 1917 г. — в 50-65 млн руб.

К 1917 г. на нужды фронта работало (производило вооружение) 2018 тыс. человек из 2443 тыс. рабочих промышленности, или 86%. Большинство гражданских предприятий стало производить воен­ную продукцию и обслуживать нужды армии. Уже к концу 1914 г. на военную службу было призвано 6,5 млн человек, а через два года число мобилизованных достигло 16 млн человек. В ходе боев погибло и умерло от ран около 1,5 млн солдат, около 2 млн было ранено и почти 1 млн оказался в плену.

Вступление России в военные действия означало смену экономических приоритетов, что нашло выражение в изменении соотношения темпов развития отраслей и секторов хозяйства. Об­щий рост производства промышленной продукции обеспечивал­ся за счет отраслей, работавших на оборону (1913 г. = 100%):

1914 г. – 106, 1915 г. – 191, 1916 г. – 267,8 и 1917 г. – 168,8 %.В прочих отраслях производство сокращалось (1913 г. = 100%):

1914 г. - 94; 1916 г.- 84, 1917 г. - 53,8%.

Главными проблемами, определившими характер экономичес­кой политики, стали транспорт, топливо, продовольствие, тру­довые ресурсы, финансы.

По железным дорогам перевозилась большая часть грузов. С на­чалом войны железнодорожное строительство, не прекращавшееся со второй половины XIX в., еще более расширилось. В 1916 г. было сдано в эксплуатацию 4193 км железнодорожных путей, а всего за годы войны — около 10 тыс. км

Большие работы проводились по завершению строительства Сибирской магистрали на европейской части страны. Было соору­жено несколько железных дорог на Урале, в Средней Азии; вошли в строй линии Петербург — Мурманск, Вологда — Архангельск.

Тем не менее транспорт представлял собой узкое место в эко­номике страны. Осложняло работу железных дорог несколько об­стоятельств.

Во-первых, западная часть страны с ее более густой железно­дорожной сетью была оккупирована, изменились направленность и объемы грузопотоков. Дороги, загруженные военными перевоз­ками, не справлялись с подвозом из Сибири и других окраинных районов продовольствия и сырья.

Во-вторых, в условиях войны резко обострилась проблема тех­нического обеспечения подвижным составом. Из бывших в 1914 г. 20 057 российских локомотивов в 1915 г., несмотря на ввод 800 но­вых, в рабочем состоянии находилось только 16 500. Железной дороге не хватало по меньшей мере 2 тыс. паровозов и 80 тыс. ва­гонов. Россия почти полностью зависела от английских поставок паровозных двигателей, которые прекратились с началом войны. Ремонт же осложнялся нехваткой квалифицированных кадров, мобилизованных в действующую армию. Положение усугублялось недостатком топлива, взяточничеством на транспорте и бесхозяй­ственностью администрации железных дорог.

Работа транспорта оказалась неразрывно связана с топливной проблемой.

С декабря 1916 г. началось уменьшение добычи угля в Дон­бассе: за три месяца оно составило 17%. Но железные дороги не смогли обеспечить перевозку и добываемого угля. Так, общее вы­полнение нарядов на вывоз донецкого топлива составило во вто­рой половине 1916 г. только 66,4% против 74,7% в первой поло­вине того же года. В феврале 1917г. вывоз добытого угля состав­лял 53,7% (89,3 млн пудов при норме 166,3 млн пудов). Компенсировать нехватку угля в определенной степени могли «за­менители» — торф (особенно в Центральном районе) и дрова. Но и здесь вставала проблема их транспортировки до железнодорож­ных магистралей либо до рек, но не хватало лошадей.

В конце 1916 г. из-за недостатка угля и нефти начали закры­ваться заводы. Многие предприятия работали не на полную мощ­ность. В Петрограде из 73 предприятий, простаивавших в декаб­ре 1916 г., 39 закрылись из-за отсутствия топлива и 11 — в связи с прекращением подачи электроэнергии, вызванным нехваткой топ­лива на электростанциях.

Напряженное положение создалось с продовольственным снаб­жением армии и промышленных центров.

С хлебом в стране сложилась парадоксальная ситуация: проис­ходило неуклонное нарастание продовольственного кризиса при фактическом избытке ресурсов.

Резкое сокращение экспорта хлеба с началом военных действий и уменьшение потребления (оккупация ряда районов и сокраще­ние населения) сформировали резерв примерно в 1 млрд пудов, что в немалой степени обнадеживало правительство. Избыток хле­ба был и в Сибири, где за годы войны посевные площади возрос­ли, и в черноземных губерниях Европейской России — более 0,5 млрд пудов. Одновременно в нечерноземных губерниях недо­ставало около 270 млн пудов.

Тем не менее продовольственное снабжение ухудшалось. И причина состояла не столько в транспорте, сколько в неблаго­приятной рыночной конъюнктуре для поставщиков товарного хле­ба, что вынуждало правительство идти по пути администрирова­ния заготовок. В конце 1915 г. председателю Особого совещания по продовольствию было предоставлено право устанавливать в масштабах империи или ее отдельных районов предельные цены на продажу продовольственных продуктов и фуража. В декабре 1916 г. царское правительство ввело обязательные поставки хлеба в казну по твердой цене. Это ущемляло интересы поставщиков и приводило к срыву заготовок.

Необходимо учитывать также, что перед войной Россия вво­зила из-за границы не только сельскохозяйственные машины, но и простые вещи наподобие осей, серпов, кос. В 1915 г. ее собствен­ное производство этих товаров упало до 15,1%, а в 1917 г. — до 2,1%. Значительно сократилось и производство потребительских товаров. Вступление в войну Турции на стороне стран Тройствен­ного союза привело к серьезнейшим последствиям — закрытию Босфора и Дарданелл и почти полной изоляции Российской им­перии от мирового рынка. Отныне импорт шел только через Ар­хангельск и Владивосток. Россия оказалась в условиях экономи­ческой блокады.

Таким образом, нарушалась возможность сбалансированного товарообмена. Крестьянство начало скрывать, а иногда даже унич­тожать хлеб. В результате уменьшались запасы хлеба, имевшиеся в распоряжении государственных органов. В первом квартале 1917 г. они сократились до критического минимума и на I марта составили 20 млн пудов при ежемесячной норме потребления свы­ше 90 млн пудов.

На фронтах к Февральской революции запасов продовольствия было на три—пять дней. Вместо 500 вагонов продовольствия, ко­торые получал Петроград ежесуточно в октябре 1916 г., в январе 1917 г. суточное поступление уменьшилось до 269 вагонов, а в феврале стало меньше 200. Такое же резкое сокращение наблюда­лось и в Москве.

В годы войны ухудшился трудовой баланс страны. Дефицит рабочих рук испытывали все воюющие страны. Франция, напри­мер, в обмен на кредиты предлагала России поставлять рабочих. Но в России положение в этой сфере было намного сложнее. Из деревни было изъято свыше половины мужского трудоспособно­го населения. Общая численность населения, занятого в сельском хозяйстве России (в пересчете на взрослых мужчин), в 1914 г. со­кратилась до 83,5% (1913 г. = 100%), в 1915 г. — до 78,7 и в 1917 г.- до 76,2%. Страна понесла огромные людские потери, потеряла убитыми и умершими от ран больше, чем какое-либо другое го­сударство, принимавшее участие в войне. Процент потерь был еще выше в отношении трудоспособных возрастов.

На динамику трудовых ресурсов оказало непосредственное вли­яние ухудшение продовольственного снабжения городов. Нарас­тавшая угроза голода приводила к усилению оттока городского населения, что вызвало необходимость привлечения неквалифи­цированной рабочей силы из деревни, а также женщин и массо­вое «мешочничество» — поездки в деревню за продуктами, кото­рые обменивались на промышленные товары, следствием чего стало увеличение числа прогулов и существенное падение произ­водительности труда.

Война не могла не отразиться на финансовой системе. Расхо­ды постоянно росли (1914/15 г. — 27,2 %, в 1915/16 г. — 39, 6, а в 1916/17 г.- 49,3% совокупного дохода страны). Одновременно сокращалась доходные статьи бюджета (таможенный доход, дохо­ды от железных дорог, лесного хозяйства и т.д.). Запрещение про­дажи казенного вина с началом войны, а затем полное запреще­ние виноторговли привели к ликвидации самой большой статьи доходов бюджета, составлявшей 25%, или до 74 всего бюджета страны. Повышение акцизов (на табак, спички, бумагу, нефтяные продукты), а также налогов (промыслового, на перевозку пасса­жиров, грузов и т.д.) не могло компенсировать эти потери.

В таких условиях правительство использовало традиционные методы покрытия военных расходов — денежную эмиссию, зай­мы, введение новых и повышение действовавших налогов и кос­венное обложение.

С начала войны прекратился размен бумажных денег на золо­то и наращивался выпуск кредитных билетов. Согласно уставу Государственный банк мог выпустить кредитных билетов на 300 млн руб. Во время войны это положение было изменено. Эмис­сионное право Госбанка было увеличено до 1,5 млрд руб. Позже эта сумма постоянно росла и достигла 6,5 млрд руб. в 1916 г. За четыре года войны количество кредитных билетов в обращении увеличилось более чем в шесть раз. При этом сокращался золо­той запас. До войны золото, находившееся в кладовых Государ­ственного банка, почти полностью обеспечивало кредитные би­леты. В России имелось золота на 1600 млн руб., за границей — примерно на 150 млн руб. при 1633 млн кредитных билетов в об­ращении. На 1 октября 1917 г. в России хранилось золота на сум­му 1294 млн руб. при 17 275 млн кредитных билетов в обраще­нии. В 1916—1917 гг. были выпущены разменные марки и казна­чейские знаки.

Сокращались и итоговые поступления. В первые три месяца 1917 г. поступления государственного поземельного налога упа­ли на 32% по сравнению с 1916 г., налоги с городского недвижи­мого имущества — на 41%, квартирного— на 43, военного — на 29, промыслового — на 19, закладного — на 11, наследственных по­шлин — на 16, страховых — на 27, выкупных платежей —на 65%..

Внутренние и внешние заимствования привели к многократ­ному росту государственного долга. На начало 1914 г. государ­ственный долг России равнялся приблизительно 4 млрд руб., на 1 августа 1916 г. - 30, а на 1 августа 1917 г. — уже 43 млрд руб.

Прогрессирующая инфляция (к февралю 1917 г. курс рубля на внутреннем рынке упал до 27 коп. при официальном курсе - 55 коп.) и дефицит предопределили рост цен на основные товары в 4—5 раз. Потребление рабочих в 1916 г. при росте номинальной заработной платы составляло менее 50% довоенного уровня.

Описанные процессы в экономической жизни страны в значи­тельной степени усилили отмеченную выше тенденцию к расши­рению государственного регулирования экономической жизни.

При анализе проблем государственного регулирования в Рос­сии важно учитывать следующие немаловажные обстоятельства:

• государство имело значительную долю национального богат­ства, что предопределяло основы экономической политики, ее направленность (попечительство и опека);

• правительство не могло не учитывать возрастающее влияние монополистического капитала;

• при этом оно имело возможность использовать внутренние противоречия бизнеса для сохранения основных принципов экономической политики и усиления роли государства в хозяй­ственной жизни страны;

• правительство находилось под постоянным давлением обще- ственно-структурообразующего помещичьего сословия, чьи интересы зачастую не совпадали с интересами капитала. А это существенно ограничивало возможности правительства в согла­совании интересов государства и общественности.

Российская бюрократия была убеждена в возможности решения задач регулирования прежде всего методами укрепления админист­ративно-распорядительных прав власти по отношению ко всем субъектам хозяйственной системы без учета их интересов. Поэто­му правительство в течение первого года мировой войны, опасаясь растущего влияния монополистического капитала и будучи уверен­ным в возможностях государственного аппарата, не шло на расши­рение сотрудничества. Одновременно правительство оказалось в противоречивом положении, поскольку вынуждено было согласо­вывать интересы торгово-промышленных кругов и помещиков.

Основными задачами военного регулирования экономики пра­вительство считало обеспечение производства материальными ресурсами, а населения (и особенно армии) — продовольствием. Для этого в августе 1915 г. были образованы четыре особых сове­щания — по обороне, перевозкам, топливу и продовольственному делу. Они имели широкие полномочия и возглавлялись министра­ми (военным, путей сообщения, торговли и промышленности, земледелия). В качестве инструментов регулирования использо­вались государственные заказы, фиксированные и предельные цены, ограничение свободы торговли вплоть до введения государ­ственной монополии, реквизиции продукции, разрешительная система при межрайонном обмене товарами и перевозке грузов по железным дорогам. Совещания были призваны разрабатывать пла­ны снабжения армии и населения продовольствием, топливом и т.д., выдавать авансы предприятиям и содействовать в выполне­нии заказов. По мере ухудшения экономической ситуации прави­тельство стремилось усиливать роль административных рычагов, активизировать непосредственное вмешательство в хозяйственную жизнь и прежде всего в сферу распределения.

17 февраля 1915 г. вышел закон, наделявший местные власти новыми правами — запрещать вывоз сельскохозяйственной про­дукции за пределы своей губернии, устанавливать предельные цены на хлеб и фураж, закупаемые армией, реквизировать про­дукты по пониженным ценам (на 15%). Это важный момент в становлении административного регулирования. В 1916 г. были введены твердые цены на все хлебные сделки, как правило зани­женные, что привело к росту рыночных цен, особенно в сентябре 1916 г. и сокрытию производственных запасов. Эти меры созда­вали искусственный продовольственный дефицит в городах.

Промышленники России стремились усилить влияние на про­цессы регулирования. Уже в первые недели войны были созданы Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов. В 1915—1916 гг. создавались и множились различные комитеты и общества, росла их роль в жизни страны. Комитет Красного Кре­ста, первоначально скромная организация, постепенно подчинил себе всю санитарную администрацию страны. Земский и город­ской союзы слились в Земгор, чтобы попытаться централизовать военные поставки, особенно со стороны небольших предприятий. В мае 1915 г. по инициативе А. Гучкова наиболее видные пред­ставители деловых и промышленных кругов создали Центральный военно-промышленный комитет, на который возлагалась задача ор­ганизации производства для оборонных нужд и распределения заказов между крупными предприятиями. Благодаря усилиям ко­митета в 1916 г. снабжение армии несколько улучшилось по срав­нению с 1915 г.

Государственная власть, явно теряя контроль за ситуацией, относилась ко всем этим инициативам весьма настороженно, видя в формах общественной организации представителей капитала опасные тенденции политического объединения чуждых самодер­жавному режиму сил. Но углубление кризиса в стране вынужда­ло правительство сближаться с бизнесом. После IX съезда пред­ставителей торговли и промышленности (май 1915) власти согла­сились на создание ряда общественных организаций, призванных координировать работу предпринимателей.

Вместо того чтобы поощрять эти патриотические настроения, Николай II проводил политику, заключавшуюся преимуществен­но в замене одних некомпетентных и непопулярных министров другими, ничуть не лучшими (за год сменилось пять министров внутренних дел, четыре министра сельского хозяйства и три во­енных министра). В обществе камарилью во главе с Распутиным обвиняли в подготовке сепаратного мира и потворстве вражеско­му нашествию на территорию страны. Становилось очевидным, что самодержавие потеряло способность управлять страной и ве­сти войну.

Тем временем резко ухудшилось положение со снабжением продовольствием, топливом промышленных центров, что приве­ло к росту забастовочного движения. Число бастующих стреми­тельно росло: менее 35 тыс. во втором квартале 1914 г., 560 тыс. в 1915 г., 1100 тыс. в 1916 г. Условия жизни трудящихся катастро­фически ухудшались. Из перенаселенных, несмотря на мобили­зацию, деревень прибывало слишком много дешевых рабочих рук, что ограничивало рост оплаты труда. Правительство было вынуж­дено идти на экстренные внеэкономические меры.

С начала 1916 г. в некоторых городах вводились продоволь­ственные карточки, устанавливались нормы выдачи муки и круп. 30 июня этого же года был принят закон о четырех «мясопустных днях» в неделю. В конце ноября правительство приняло предло­жение министра земледелия А.А. Риттиха о введении с января 1917 г. принудительной хлебной разверстки. Предусматривалась по­ставка 506,5 млн пудов в установленные сроки для армии и воен­ной промышленности. О снабжении городов должны были по­заботиться местные власти. К управлению хозяйством, хоть и в ограниченной форме, были впервые привлечены торгово-про­мышленные круги. Но все эти меры не ликвидировали хозяй­ственной разрухи. В оппозиции царизму оказались все классы и партии, за исключением крайне правых.

Экономическое состояние страны накануне Февральской рево­люции даже представители царизма характеризовали как состоя­ние «разрухи» и «развала». В этом отношении представляет инте­рес записка М.В. Родзянко, направленная царю в феврале 1917 г., незадолго до революции, в которой он писал, что «положение Рос­сии сейчас катастрофическое и вместе с тем глубоко трагическое».

Приход к власти Временного правительства не мог изменить направления экономической политики. Общие задачи новой вла­сти были сформулированы А. Ф. Керенским', продолжить защиту страны; воссоздать во всей стране действенный административ­ный аппарат; провести необходимые коренные политические и социальные реформы; подготовить путь к преобразованию России из предельно централизованного государства в федеральное.

Все составы правительства сходились на необходимости госу­дарственного регулирования экономики и усиления контроля за деятельностью частных торговцев и предпринимателей. Каждый состав правительства заявлял о решимости остановить падение экономики, наладить хозяйственную деятельность в условиях про­должавшейся войны. Все обещали «крайнюю бережливость в рас­ходовании народных денег», «установление твердых цен на пред­меты первой необходимости» и доставку их населению «по воз­можно пониженным ценам». Не только социалисты (эсеры и меньшевики), но и кадеты выступали за ограничение свободного рынка. Министр земледелия А.И. Шингарев говорил летом 1917 г.: «Суровая экономическая необходимость момента неизбежно бу­дет толкать всякую власть — социалистическую или несоциалис­тическую безразлично — на этот путь монополизации». Потому одним из первых шагов Временного правительства стало введе­ние хлебной монополии. 25 марта 1917 г. вышло постановление о передаче хлеба в распоряжение государства: «Все количество хле­ба... за вычетом запаса... необходимого для продовольственных и хозяйственных нужд владельца, поступает... в распоряжение го­сударства и может быть отчуждаемо лишь при посредстве государ­ственных органов». Хлебовладелец имел право оставить семена для посева, зерно для прокорма скота и пропитания из расчета

1, 25 пуда на члена семьи и наемного работника в месяц, крупы по 10 золотников (золотник = 4,25 г) на душу в день. Разреша­лось оставить сверх этого 10% потребного «на всякий случай». Весь остальной хлеб подлежал сдаче местным продовольственным орга­нам по твердым ценам (владелец был обязан доставить хлеб на ссыпной пункт). Вслед за этим были установлены твердые цены на уголь, нефть, металл, лен, кожи, мясо, масло, махорку.

Но для решения общеэкономических задач (аграрный вопрос, финансовая система, и т.д.) у Временного правительства не было ни времени, ни возможностей.

Происходившие в стране процессы в 1917 г. уже не контроли­ровались центральной властью.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Каково содержание Манифеста 19 февраля 1861 г.?

2. В чем суть Столыпинской аграрной реформы?

3. Каковы основные черты индустриального развития России?

4. Каковы были задачи Государственного банка?

5. В чем суть реформы, предложенной С.Ю. Витте?

6. Какие особенности развития российского капитализма вы знаете?

7. С какими экономическими проблемами столкнулась Россия в годы Первой мировой войны?

8. Какие пути предложило царское правительство для выхода из экономичес­кого кризиса в годы Первой мировой войны?

9. Какие задачи решали военно-промышленные комитеты?

10. Какие задачи ставило перед собой Временное правительство?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Манифест 19 февраля 1861 г. временнообязанные крестьяне столыпинская

аграрная реформа переселенческая политика кооперативное движение

картель синдикат трест

денежная реформа государственное регулирование особые совещания

Центральный военно-промышленный комитет

Глава 8 СТАНОВЛЕНИЕ РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА

Первая мировая война оказала существенное влияние на эко­номику ведущих капиталистических стран. Германия вышла из войны крайне ослабленной, ее попытки установить «новый» эко­номический, социальный и политический порядок потребовали от немецкого народа невосполнимых жертв — 11% населения. Гер­мания потеряла половину национального богатства, практически все колонии, важнейшие промышленные районы, на которые приходилось 75% добычи руды и цинка, 20% угля, 20% выплавки чугуна. Положение усугублялось необходимостью выплаты репа­раций победившим странам, галопирующей инфляцией. Англия и Франция, хотя и являлись странами-победительница- ми, оказались в серьезной финансовой зависимости от США, утратили капиталы и рынки сбыта, понесли значительные люд­ские потери. Англия лишилась значительной части военного и торгового флота, не сумела сохранить свои позиции на Востоке и в Латинской Америке. Приобретения этих стран выражались в де­нежных выплатах со стороны Германии, присвоении части быв­ших ее колониальных владений. Япония за годы войны укрепила экономику, поскольку ведущие отрасли промышленности — текстильная и тяжелая — испытывали подъем. Однако она потеряла рынки в Юго-Восточной Азии. США вышли из войны, упрочив свои позиции как лидера мирового хозяйства. Они были главным поставщиком вооруже­ния и боеприпасов, продовольствия, сырья, промышленных то­варов воюющим странам. Американский экспорт за период 1914—1919 гг. возрос более чем в три раза — с 2,4 до 7,9 млрд долл. Война была «большим бизнесом» для предпринимателей. Их при­быль за эти годы достигла почти 35 млрд долл. Благодаря масси­рованному экспорту США сосредоточили в своих руках полови­ну мирового золотого запаса, став главным экпортером капиталов, превратившись из страны-должника в страну-кредитора.

Наши рекомендации