Вступление. В Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:

В Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:

государственная функция- регулярная деятельность исполнительного органа государственной власти по реализации или обеспечению реализации властных полномочий.

государственная услуга – это деятельность органа исполнительной власти, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей.

административный регламент - нормативный правовой акт, определяющий:

сроки и последовательность действий органа исполнительной власти;

порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами;

порядок взаимодействия с другими органами исполнительной власти и организациями;

порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг.

административный регламент предоставления государственной услуги – нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий и (или) принятия решений исполнительного органа государственной власти, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа) в связи с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей.

административный регламент исполнения государственной функции – нормативный правовой акт, определяющий сроки и последовательность действий и (или) принятия решений исполнительного органа государственной власти, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа), не связанных с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации;

административная процедура – последовательность действий органа исполнительной власти при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги;

избыточная административная процедура - последовательность действий органа исполнительной власти, исключение которых из административного процесса не приводит к снижению качества исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги. Например, избыточные согласования (в случае, если результат согласования не влияет на решение), избыточные уведомления, и т.д.

избыточное административное действие - административное действие, исключение которого из административной процедуры позволяет достичь результата административной процедуры без дополнительных затрат.

Концепция проекта федерального закона "Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации" [rus]

Тематика

Подготовлена в Центре стратегических разработок, с участием ГУ - Высшая школа экономики; при поддержке экспертов:

общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", всероссийской ассоциации частных и приватизированных предприятий, ИНО "Общественный договор", Института независимой экспертизы и права, Фонда развития парламентаризма, Всемирного банка, Проекта "Административная реформа" ТАЛЕС

Одной из важных задач административной реформы является повышение эффективности и качества осуществления функций исполнительных органов государственной власти, в том числе функций, связанных с оказанием государственных услуг.

Серьезными проблемами, порождающими низкую эффективность исполнения государственных функций, являются: включение в компетенцию исполнительных органов государственной власти избыточных государственных функций; неопределенность показателей результативности исполнения государственных функций; неоправданно высокая доля дискреционных полномочий; чрезмерная и иногда намеренная усложненность административных процедур; их закрытость, непрозрачность для гражданского общества и потребителей государственных услуг; отсутствие четких критериев и механизмов оперативного внутреннего контроля административной деятельности. Это приводит, с одной стороны, к снижению ответственности исполнительных органов государственной власти и их должностных лиц, малой эффективности их деятельности, коррупции, извлечению административной ренты, а с другой - к нарушениям прав и свобод личности, избыточным обременениям и затратам (всех видов ресурсов) для граждан и организаций.

Эти проблемы во многом порождены слабым развитием в отечественном законодательстве процедурных и процессуальных норм, регулирующих организацию исполнения функций исполнительных органов государственной власти, и, соответственно, бессистемностью, неупорядоченностью нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти, устанавливающих процедурные аспекты их деятельности.

Единые требования к разработке и применению ведомственных нормативных правовых актов, содержащих нормы процессуального характера, на сегодняшний день практически отсутствуют. Не получили развития и механизмы учета интересов потребителей (граждан и организаций) государственных услуг при реализации исполнительными органами государственной власти функций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Федеральный закон "Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации" должен стать правовой базой для улучшения исполнения государственных функций за счет оптимизации административного регулирования их исполнения - для разработки и применения административных регламентов в исполнительных органах государственной власти.

Разработка и применение административных регламентов в устанавливаемом законом порядке должны стимулировать модернизацию (оптимизацию) исполнения государственных функций в интересах граждан, их объединений, эффективности государства.

Основная идея, цели, предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие данного законопроекта

Основная идея проекта федерального закона "Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации" заключается в создании системы правовых предпосылок для последовательной и масштабной модернизации деятельности по осуществлению государственных функций в исполнительных органах государственной власти. С этой целью в законопроекте предусматривается установить единые нормативные требования к исполнению государственных функций, реализация которых будет осуществляться, как правило, только на основе и в строгом соответствии с административными регламентами. Исключение предполагается сделать лишь для вновь вводимых государственных функций, которое будет действовать в течение срока, не превышающего один год.

Законопроектом также будет предусмотрено, что после вступления закона в силу в течение установленного им переходного периода будут отменены многочисленные действующие в настоящее время в этой сфере подзаконные акты.

При этом устанавливаемые в законопроекте требования к административным регламентам нацеливают их разработку на стимулирование модернизации исполнения государственных функций на базе современных информационных технологий. Именно их использование, создаваемые ими новые возможности (в том числе возможности электронных административных регламентов) создают базу серьезного улучшения исполнения государственных функций.

Разрабатываемый закон призван регулировать отношения, возникающие при разработке, принятии, применении, изменении, отмене административных регламентов и контроле их исполнения, а также устанавливает ответственность за неисполнение норм административных регламентов.

Участниками отношений, регулируемых разрабатываемым законом, признаются:

- физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, заинтересованные в получении государственной услуги;

-исполнительные органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уполномоченные исполнять государственные функции в пределах их компетенции;

-должностные лица, уполномоченные от имени или по поручению органов государственной власти совершать управленческие действия по реализации компетенции этих органов.

Исполнительные органы государственной власти и их должностные лица обязаны оптимизировать исполнение государственных функций - в том числе и в первую очередь связанных с оказанием государственных услуг - путем создания и последующего изменения их административных регламентов и несут ответственность за соблюдение норм административных регламентов в порядке, установленном разрабатываемым федеральным законом.

Физические и юридические лица вправе в установленном настоящим федеральным законом порядке:

требовать оптимизации исполнения государственных функций, в том числе оказания государственных услуг, путем разработки и принятия их административных регламентов, внесения изменений в действующие административные регламенты;

участвовать в разработке и принятии административных регламентов, отстаивая в них свои права и законные интересы;

требовать соблюдения норм административных регламентов, установления ответственности за их нарушение исполнительными органами государственной власти и их должностными лицами;

получить возмещение нанесенного нарушением административных регламентов ущерба их правам, свободам и законным интересам, а также их восстановление.

Административные регламенты, разработанные и принятые в соответствии с федеральным законом, подлежат применению исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями. По вопросам, касающимся реализации органами местного самоуправления своих полномочий по вопросам местного значения, в том числе вопросам оказания публичных услуг, предполагается разработать и принять отдельный федеральный закон. При этом должно соблюдаться единство принципов (подходов) регламентирования порядка разработки и применения административных регламентов государственных и муниципальных функций и органов.

Наши рекомендации