Оценка затрат на производство продукции, приемлемой цены продукции, моржи предприятия, обоснование направления концентрации усилий менеджмента
ВВЕДЕНИЕ
Индивидуальные творческие задания по курсу «Информационные системы в экономике»предназначены для приобретения студентами навыков использования стандартного программного обеспечения персонального компьютера при решении задач анализа и прогноза экономических показателей предприятия. В методических указаниях к каждому заданию приведены основные зависимости между параметрами предприятия и исследуемыми экономическими показателями, позволяющие самостоятельно разработать и исследовать упрощённые модели функционирования предприятия.
Предусматривается, что студенты выполняют индивидуальные задания в среде электронных таблиц Microsoft Excel, затем представляют полученные результаты в виде презентацийв средеMicrosoft Power Point.Указания о разработке минимально необходимого иллюстративного материала приведены в описаниях заданий.
Вариант исходных данных для заданий студенты выбирают по последней цифре номера зачётной книжки.
Варианты 11 и 12 резервируются для индивидуальных заданий студентов, выполняющих индивидуальные задания со значительным отставанием от графика.
ЗАДАНИЕ 1
Оценка затрат на производство продукции, приемлемой цены продукции, моржи предприятия, обоснование направления концентрации усилий менеджмента
В настоящем задании показывается, как на основе общих представлений о взаимосвязях затрат на производство с объёмом выпуска продукции, построив и исследовав несложную математическую модель, можно обосновать направление развития предприятия
1.1 Моделирование затрат на производство продукции
Затраты на производство продукции, в зависимости от объёма выпуска этой продукции, представляют собой выпуклую монотонно возрастающую функцию с выраженной асимптотичностью. Общий вид такой зависимости представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Примерный вид зависимости затрат на производство Z(R) от объёма выпуска продукции R.
Если принять, что удельные затраты С(R) на производство единицы продукции ведут себя аналогично большинству удельных затрат продукции машиностроения [Жак 2], то зависимость их от объёма выпуска продукции R будет иметь вид
С(R)= 10/ (0,001R)m. (1)
Где R – выпуск изделия, штук; m - показатель влияния выпуска на затраты производства.
Обычно, для продукции машиностроения, показатель влияния выпуска на затраты производства m принимаетзначения от 0,2 до 0,7. В нашей задаче, значение m будем принимать в зависимости от номера академической группы (смотри таблицу 1). А затраты Z(R) на производство R изделий будут
Z(R) = к + R С(R). (2)
Где к – постоянная составляющая затрат на производство, руб.
В нашей задаче, для всех вариантов задания, примем к = 50 000 руб.
Для проверки правильности моделирования затрат, полезно построить график Z(R), например для R от 100 000 до 1 000 000 с шагом 100 000, и сопоставить полученный результат с графиком на рисунке 1.
1.2 Моделирование цены продукции предприятия.
Рассчитав по (2) затраты Z(R) на производство R изделий, затраты Р на производство одного изделия можно получить делением этих затрат на объём выпуска R.
. (3)
Цена Р1 продукции предприятия может быть рассчитана на основе затрат Р на производство изделия, с учётом налога на добавленную стоимость и плановой доли прибыли в цене.
Р1=Р(1+q+ α). (4)
Где q – доля налога на добавленную стоимость; α - доля наценки на плановую прибыль.
В нашей задаче, доля налога на добавленную стоимость – q принимается равной0,18 для всех вариантов задания, а доля наценки на плановую прибыль предприятия – α, в зависимости от варианта задания, принимаем от 0,25 до 0,8.
Соответственно, если на пути к потребителю изделие проходит I этапов перепродажи, то на каждом i –том этапе цена продукции Рi будет
Рi = Рi-1(1- qi+ αi).
Где qi– доля налога на добавленную стоимость на i –том этапе продажи продукции; αi - доля наценки на плановую прибыль для i –того этапа продажи продукции.
1.3 Моделировании выручки В от продаж для предприятия.
Выручка В от продаж произведённой продукции будет рассчитываться как произведение объёма продаж S на цену продаж Р1 за вычетомотчислений налога на добавленную стоимость продукции и возврата налога на добавленную стоимость уплаченного при покупке материалов и комплектующих на продукцию.
В = SР1 ((1- q)+ l q). (5)
Где S – объём продаж, штук; l – доля материалов и комплектующих в цене Р1 продукции.
В нашей задаче, для всех вариантов, l – доля материалов и комплектующих в цене Р1 продукции принята равной 0,6.Доля q налога на добавленную стоимость, и для комплектующих и для продукции принята равной 0,18.
Объём продаж– S, принимаем меньшим из значения платежеспособного спроса D и объёма выпуска продукции R.
S=min (D, R). (6)
1.4 Моделирование маржи предприятия.
Маржу П предприятия можно рассчитать как разницу между выручкой В и затратами Z(R) на производство,
П = В – Z(R). (7)
Однако необходимо учесть приведение (дисконтирование) значения маржи по времени, если получение моржи запаздывает во времени относительно затрат Z(R) на производство.
Приведенная ко времени затрат на производство (дисконтированная) маржа Пп рассчитывается зависимостью
Пп = П/(1+Ен) n. (8)
Где Ен – коэффициент приведения (дисконтирования); n – отсрочка получения платежей, годы.
Значение коэффициента приведения (дисконтирования) Ен зависит от ставки рефинансирования и величины инфляции. В нашей задаче для всех вариантов задания значение Ен принимаем 0,28.
1.5 Задание
На основе зависимостей (1) - (8) в среде электронных таблиц Microsoft Excel построить модели: формирования затрат Z(R) на производство; оценки моржи П и приведенной по времени (дисконтированной) моржи Пп предприятия.
1.5.1 Исследовать характер изменения затрат Z(R) на производство и маржи П предприятиядля объёмов выпуска продукции R от 100000 до 1000000 сшагом 100000. Приняв что объём продаж– S в этом задании приравнивается объёму выпуска продукции R, доля материалов и комплектующих в цене Р1 продукции – l принята равной 0,6.Доля q налога на добавленную стоимость продукции равна 0,18, постоянная составляющая затрат на производство – к, равна 50 000, а отсрочка получения платежей – n, равна 0. Построить графики зависимостей Z(R) и П(R) в исследуемом интервале значений объёмов выпуска продукции R.
Значениядоли наценки на плановую прибыль – α ипоказателя влияния выпуска на затраты производства - m принять в соответствии с таблицей вариантов (таблица 1).
1.5.2 Исследовать характер изменения приведенной ко времени затрат на
производство (дисконтированной) маржи Пп(R, n) предприятиядля
объёмов выпуска продукции R от 100000 до 1000000 с шагом 100000, и отсрочки получения платежей – n, от 0 до 4 с шагом 1 год. Построить трёхмерный график (поверхность) отражающий изменения моржи Пп(R,n) в исследуемом интервале значений объёмов выпуска продукции R и отсрочки получения платежей n.
1.5.3 На основе визуального анализа графика изменения маржи Пп(R, n), по крутизне изменения маржи в зависимости от изменения параметров R и n, определить направление концентрации усилий менеджмента (на увеличение объёмов выпуска продукции - R или сокращение отсрочки получения платежей – n)
1.5.4 Разработать презентацию в среде Microsoft Power Point, которая содержала бы доказательства соответствия построенных моделей принятому примерному виду зависимостей ( графики затрат на производство Z(R) от объёма выпуска продукции R, оценки моржи П(R) и приведенной по времени (дисконтированной) моржи Пп(R, n) предприятия и фрагменты моделирующих эти зависимости таблиц). А также выводы по эффективному направлению усилий менеджмента предприятия в заданных условиях.
Для примера, в таблице 2 представлен один из возможных вариантов организации моделирования параметров предприятия в среде электронных таблиц Microsoft Excel.
Таблица 1. Значениядоли наценки на плановую прибыль – α ипоказателя влияния выпуска на затраты производства - m для вариантов индивидуальных заданий.
Таблица.2 Пример оформления расчётов в среде Excel
ЗАДАНИЕ 2