Тема 2 Понятие методологии и ее основные элементы
1. Механизмы и методы ГРЭ
Государственное регулирование на практике осуществляется с помощью различных методов.
Метод в самом общем значении – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность по реализации выбранных целевых установок. Исторический опыт свидетельствует, что спектр применяемых форм, инструментов и методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. В экономической практике наиболее распространенными видами такой упорядоченной деятельности являются прогнозирование и планирование.
Национальное прогнозирование представляет собой процесс формирования системы научно-обоснованных представлений о направлениях развития национальной экономики. Его содержание связано с определением спектра возможных вариантов развития национальной экономики для принятия оптимального решения.
Прогноз развития национальной экономики представляет собой комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах и дающих представление о будущих параметрах развития национальной экономики.
Целью национальных прогнозов является:
- создание научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики;
- вариантное предвидение предстоящего развития, общественного воспроизводства, учитывающего как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели;
- оценка возможных последствий принимаемых решений;
- обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управленческих решений.
В национальном прогнозировании выделяются прогнозы с различным периодом упреждения – горизонтами будущего:
- оперативные прогнозы, с периодом упреждения 1 месяц, 1 квартал;
- краткосрочные прогнозы, период упреждения 1-3 года;
- среднесрочные прогнозы, период упреждения 5-7 лет;
- долгосрочные прогнозы, период упреждения до 15-20 лет;
- дальнесрочные прогнозы, период упреждения свыше 20 лет.
В зависимости от характера исследуемых объектов выделяются следующие виды прогнозов:
- экономические прогнозы;
- прогнозы природных ресурсов;
- научно-технические прогнозы;
- демографические прогнозы;
- прогнозы социального развития;
Разработка национальных прогнозов вне зависимости от их временного лага основывается на следующих методических принципах:
- принцип научной обоснованности;
- принцип адекватности прогноза объективным закономерностям;
- принцип альтернативности;
принцип системности.
Все эти принципы в той или иной мере должны находить отражение при разработке всех видов прогнозов.
В прогнозировании используются следующие общенаучные подходы: исторический и комплексный.
Цели социально – экономического развития страны могут выражаться с помощью совокупности качественных и количественных характеристик – целевых установок (ориентиров), целевых показателей и нормативов.
На основе системы национальных прогнозов и концепции разрабатывается собственно стратегия социально – экономического развития страны или государственный стратегический план, который выступает важнейшим элементом в системе государственного регулирования экономики.
Планирование является одним из действительных методов государственного регулирования экономики.
Планирование осуществляется на различных уровнях управления: на макроуровне – макроэкономическое планирование, на уровне регионов – региональное планирование, на уровне предприятия или фирмы – микроэкономическое планирование.
Его главная черта – конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.
В планировании выделяют три стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную.
План решает следующие задачи:
- определение общественных потребностей;
- выявление возможных для их удовлетворения материальных,
финансовых и трудовых ресурсов;
- обоснование наиболее рациональных путей использования ресурсов в
соответствии с текущими и перспективными потребностями;
- обеспечение сбалансированного развития между различными сферами
экономики и между регионами;
- повышение эффективности использования всех ресурсов для
достижения максимально возможных социально-экономических результатов.
По форме проявления и содержанию планированиебываетдирективным, индикативным и стратегическим.
По периоду действия бывают долгосрочные планы (10 и более лет), среднесрочные (3 – 5 лет) и текущие (годовые) планы.
К основным методам планированияотносятсябалансовый, нормативный и программно-целевой методы.
В любой Программе должны предусматриваться:
- конечная цель;
- комплекс ресурсов, необходимых для достижения конечной цели;
- этапы и сроки реализации Программы;
- головная организация;
- исполнитель и состав других исполнителей;
- механизм производственно-хозяйственных связей;
- система ответственности и стимулирования.
Программы классифицируются по государственному статусу (национальные, межгосударственные); по функциональной ориентации (социальные, экологические, инновационные, научно-технические); по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
2. Методология ГРЭ
Под формой государственного регулирования понимается соответствующий способ организации регулирования экономики, который представляет собой совокупность условно внешних по отношению к экономике средств и инструментов регулирования – нормы, административные законы, стандарты, правила, условия и пр.
С известной долей условности применяемые формы государственного регулирования можно разделить на следующие три группы:
1. Законодательно-правовая форма. Она представляет собой
совокупность законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, с помощью которых устанавливаются общие принципы движения данной экономической системы, функционирования его производственных, социальных и иных отношений как внутри национальной экономики, так и во внешнем мире.
2. Финансово-кредитная форма, включающая бюджетно-налоговую и
кредитно-денежную формы. Эта форма используется правительством для регулирования (стимулирования-сдерживания) макроэкономической активности, установления соответствующего равновесия совокупного спроса и совокупного предложения. Через адекватную, сложившейся экономической ситуации, политику государство воздействует на конкретные процессы посредством различных финансово-кредитных инструментов:
- налоговую политику – установление налоговых ставок, налогооблагаемых зон и объектов, налоговых льгот и преференций и др.
- денежную политику – эмиссию денежной массы, установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты должны хранить в Национальном банке.
- кредитную политику – установление учетной ставки процента за банковские кредиты, рыночные операции с правительственными ценными бумагами, целевое кредитование, прямое финансирование и т.д.
- валютную политику – выбор системы обменного курса национальной валюты, установление соответствующего номинального и реального обменного курса, определение валютных резервов и др.
- амортизационную политику – установление норм амортизации, соотношение амортизационного фонда на капитальный ремонт и восстановление и др.
- таможенную политику – установление экспортно-импортных таможенных пошлин и квот.
3. Административная форма, которая делится на административно-
экономическую и организационно-административную формы. Эта форма связана с правительственными решениями, указами, командой. Основными инструментами административного регулирования являются система нормативов, жестких правил и рамок деятельности, выработка стандартных процедур административного воздействия, установление твердых цен и объемов производства на некоторые товары и услуги и др.
Регуляторы или инструменты – это такие понятия, с помощью которых реализуется определенная форма. По способу воздействия на регулируемый объект можно выделить прямые и косвенные регуляторы.
Прямые регуляторы – это такие регуляторы, которые жестко регламентируют поведение всех хозяйствующих субъектов. Это законы, указы, приказы, постановления, распоряжения, решения судебных властей и т.д.
Косвенные регуляторы допускают вариантность действий и проявляются, прежде всего, в мотивационном характере поведения регулируемого объекта (материальная заинтересованность, моральное удовлетворение и др.) К ним относятся условия налогообложения, уровень цен, тарифов, таможенных пошлин, процентов за кредит, нормы амортизации, условия компенсации за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и т.д.
Иногда для обозначения этих регуляторов используют такие понятия как административные и экономические регуляторы, по существу отождествляя административные с прямыми, а косвенные – с экономическими регуляторами. На самом же деле и прямые, и косвенные регуляторы используют одни и те же рычаги, оставаясь при этом либо прямым, либо косвенным воздействием на регулируемый объект.
В реальной хозяйственной практике каждый из регуляторов используется не только сам по себе, но и во взаимной увязке и сочетании с другими, будь то экономический либо административный рычаг, имея либо широкий круг, либо ограниченную сферу воздействия, постоянно изменяя не только свои количественные параметры, но и целевую направленность, решаемые тактические задачи, корректируя место и роль каждого из регуляторов.
Множественность и разнообразие регуляторов, разная результативность их применения в разных сферах, сложность адаптации к быстро изменяющимся условиям, необходимость обеспечения комплексности и взаимоувязанности всех мер воздействия на экономику обусловливают исключительно высокую сложность государственного регулирования экономики.