Современная преступность на грани двух эпох
Биленчук П. Д., Еркенов С. Е., Кофанов А. В.
Б Транснациональная преступность: состояние и
трансформация: Учебное пособие / Под ред. Акад. П. Д. Биленчука. - К.: Атика, 1999. - 272 с. ISBN 5-900-195-24-4
В книге впервые на богатом теоретическом и практическом материале дана характеристика современной транснациональной преступности в мире, ее состояние и тенденции трансформации.
Структурно работа состоит из четырех частей. В первой части дается понятие организованной преступности, анализируются отдельные аспекты теневой экономики, коррупции, транснациональной преступности Во второй части освещаются особенности современного преступного мира на пороге нового тысячелетия. Рассмотрена характеристика лидеров преступных групп, сообществ и формирований. В третьей части сформулированы концептуальные положения транснациональных преступных сообществ (международно-правовые, уголовно-процессуальные и кри-минолого-криминалистические проблемы). В четвертой части приведены межгосударственные соглашения и договора ООН, Совета Европы, государств — участников СНГ.
Для практических работников правоохранительных органов, спецслужб, студентов юридических вузов и факультетов.
Данная книга может быть использована при изучении таких нормативных курсов: «Международное право», «Уголовное право», «Криминология», «Криминалистика», «Теория и практика оперативно-розыскной работы»; спецкурсов: «Сотрудничество государств в борьбе с преступностью», «Теория и практика расследования международных преступлений», «Профилактика организованной и профессиональной преступности», «Преступность неформальных объединений, группировок и транснациональных сообществ» и других профессионально ориентированных дисциплин в юридических вузах.
ББК Х91
Ф Издательство «Атика», 1999 © П. Д Биленчук, СЕ. Еркенов,
ISBN 5-900-195-24-4 а. в. кофанов
Посвящается
честным, мужественным и справедливым стражам правопорядка мирового сообщества — ученым, педагогам и практикам, которые стоят на защите конституционных прав человека и гражданина, общества и государства.
СОВРЕМЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НА ГРАНИ ДВУХ ЭПОХ
I. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ, ПРОГНОЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ
В настоящее время положение в странах СНГ характеризуется незаинтересованностью отдельных чиновников в сохранности материальных ценностей, бесхозяйственностью, неспособностью отдельных государственных структур удовлетворить потребности населения. Эта ситуация объективно обусловила динамичный рост масштабов теневой экономики (показателями чего явились рост крупных хищений, взяточничества, незаконной частнопредпринимательской деятельности и т.д.), что в итоге стимулировало развитие организованной преступности и коррупции в странах СНГ.
Этот процесс, в свою очередь, вызвал снижение уровня жизни подавляющего числа населения. Постоянное увеличение числа граждан, оказавшихся за чертой бедности, падение нравственности на фоне образа жизни и двойной морали представителей властно-управленческих структур, послужило надежным источником рекрутирования и пополнения нижних эшелонов организованной преступности.
В юридической литературе разнык^стран.жща встречаются различны&4«А1^ванияаюнятЩ1ор^ан^и^зо^а^ннюй п| ступности1лвод^тся в оборот также и такие понятия как i ловоротш!чковая"Т1реступность и компьютерная преступность. Для более четкого представления, рассматриваемого в данной книге круга проблем и единообразного толкования указанных выше понятии, сформулируем их более подробно.
Й~йИровой"науке и практике большинство исследователей склоняются к следующему определению вышеназванных терминов.
Организованная преступность(ORGANIZED CRIME) это сложная совокупность, наказуемых законом преступлений, таких как: предоставл§ние_нел"егальных_ товаров и услуг, тщательно запланированные и скоординированные мошеннические операции, кражи, а также вымогательство, осуществляющееся группировками организованной преступности.
"Характерным и присущим только этому типу преступности являются два фактора:
а) планомерное использование профессиональных
знаний в различных областях и тех, которые накоплены
преступным миром;
б) использование в преступных целях организацион
ных структур легальных предприятий, которые включают
огромные финансовые ресурсы, профессионально орга
низованный управленческий аппарат, организацию отде
лов по труду и фокусирование на получение максималь
ных прибылей.
■Термин организованная преступность,используется также и для обозначения лиц, участвующих в деятельности групп, формирований, сообществ организованной преступности.
Беловоротничковая преступность или преступность «белых воротничков»(WHITE - COLLAR CRIME) - это преступления, которые осуществляются без применения насильственных методов, совершаемые в целях извлечения финансовых прибылей, с использованием обманных методов, лицами, по своему общественному положению принадлежащих к предпринимателям и профессионалам высокого или среднего уровня, использующих свое служебное положение и профессиональные навыки для совершения противозаконных действий. А также, преступления без применения насильственных методов, совершаемые в целях извлечения финансовых прибылей, с использованием обманных методов, любым лицом, имеющим специальные (технические, економические, юридические) и профессиональные знания о ведении предпринимательства, бизнеса и государственных дел, независимо от рода занятий этого лица.
Компьютерная преступность или преступность в сфере информационных технологий(COMPUTER CRIME) — это преступления, совершаемые с использованием компьютеров, информационных технологий, или преступления, в которых компьютеры и информационные технологии используются в целях злоупотребления или разрушения компьютерного оборудования или компьютерной информации. В некоторых случаях кража была совершена с помощью манипуляций компьютерной системы финансо-
вых операций, в других — компьютеры были использованы с целью уклонения от уплат.
Анализ состояния преступности в странах СНГ показывает, что криминогенная обстановка в последние годы чрезвычайно обострилась.
Таким образом, можно отметить, что организованная преступность становится сегодня существенным фактором усиления социальной напряженности и дестабилизации общественных отношений, препятствует оздоровлению экономики, упорядочению потребительского рынка, способствует деформации новых форм экономических предпринимательских отношений. Набирают силу опасные процессы сращивания экономической и общеутолов-ной преступности, лидеров преступных сообществ с коррумпированными должностными лицами органов власти и управления, правоохранительных органов.
Материальные возможности организованной преступности исчисляются сегодня десятками миллиардов долларов. Организованная преступность есть и остается одним из факторов общественного развития. Ее масштабы — реальная угроза процессам становления мирового сообщества и осуществления социально-экономических реформ. Структурная прибыль организованной преступности составляет сегодня около 2% мирового совокупного валового оборота. Данное обстоятельство также стимулирует интересы лидеров преступных сообществ все более активно включаться в легальные коммерческие структуры. Практика показывает, что крупные мафиозные формирования легализуют свою деятельность путем создания разного рода ассоциаций, совместных предприятий, посреднических организаций и кооперативов.
Переход стран СНГ к рыночным отношениям будет сопровождаться усилением позиций организованной преступности, в том числе по причине отсутствия надежных механизмов защиты новых экономических структур от ее посягательств.
Разумеется, что сделать достаточно точные и достоверные прогнозы генезиса организованной преступности в условиях отсутствия единой четкой концепции перехода к рыночным отношениям достаточно сложно. Вместе с тем, уже сейчас можно сделать некоторые выводы и составить определенные прогнозы:
1. В ближайшие годы организованная преступность бу
дет активно внедряться в легальные социальные и экономи
ческие структуры (использование в своих корыстных инте
ресах процессов приватизации предприятий, земли).
2. Действия реальных руководителей организован
ной преступности по-прежнему будут оставаться вне
рамок досягаемости существующего уголовного законодательства в силу выполнения ими некриминальных управленческих, идеологических функций. Легализация их деятельности в условиях рыночных отношений сделает их еще более неуязвимыми от любых форм ответственности.
3. Существенно расширятся возможности преступно
го мира по установлению контактов с зарубежными ма
фиозными группировками или их представителями.
4. Получит развитие коррупция. Она будет направлена
прежде всего в те властно-управленческие органы, кото
рые реально будут формировать экономическую полити
ку и соответственно иметь возможность ее коррекции в
интересах криминальной среды.
5. Безработица и ее рост, особенно среди молодежи,
обусловит общее осложнение криминогенной обстанов
ки, расширит социальную базу для пополнения рядов ор
ганизованной преступности.
6. С целью защиты мафиозных структур, выведывания
планов по стратегии и тактике борьбы с организованной
преступностью и реализации мероприятий по их нейтра
лизации следует ожидать реального внедрения ее «эмис
саров» в правоохранительные органы, дискредитации от
дельных работников, инвестиции в эту сферу значитель
ных средств на подкуп должностных лиц.
7. Будут наблюдаться процессы монополизации раз
личных направлений противоправного предпринима
тельства, подавления и поглощения мелких мафиозных
группировок более крупными, что вероятнее всего мо
жет сопровождаться ростом насильственных преступ
лений. Возможны также серьезные конфликты в связи
с перераспределением сфер влияния между крупными
сообществами.
Противостояние государства организованной преступности требует разработки концепции по данному вопросу. Это обусловлено тем, что организованная преступность, принявшая огромные масштабы, фактически вышла из-под контроля правоохранительных органов. Серьезные недостатки в борьбе с ней в значительной мере обусловлены: а) отсутствием единой политики, стратегии и тактики борьбы с организованной преступностью; б) узковедомственными, разобщенными усилиями правоохранительных органов государств мирового сообщества (МВД, ФСБ, СНБ, ФБР, НБР, Прокуратуры, Верховного Суда); в) серьезными ограничениями правового статуса правоохранительных органов; г) неэффективностью деятельности контролирующих органов (финансовых, налоговых, ревизионных).
Н ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
В течение длительного времени политики и ученые в СССР отрицали существование организованной преступности. Вместе с тем за рубежом эта проблема является предметом серьезных научных исследований. С середины 70-х гг. с момента проведения V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями эксперты заняты разработкой1 понятийного аппарата организованной преступности.
Особое значение научной разработки данной проблемы было подчеркнуто во время работы III Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который состоялся на Кубе 27 августа — 7 сентября 1990 г. В его решениях отмечалось, что одной формулировкой невозможно определить многочисленные виды организованной преступности, обусловленные различными факторами, в том числе этническими, экономическими.
В целом это явление определялось как .САджные условные виды деятельности, осуществляемые в широких "ма£штаоах_ организациями и~ ^ултшитгруттами, ~имею-щимй~внутр"енню1о_структуру^ которые получают финансовую прибыль и приобретают" власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг. Это преступления, часто выходящие за пределы государственных границ, связанные с коррумпированием общественных и политических деятелей, получением взяток, угрозами, запугиванием и насилием.
В последние годы наблюдается быстрый рост^ежду-народной организованной преступности. Эта угрожаю-" щаяГтёнденщгагобусловлена значительными достижениями в^а^ш!таи_технологий_и средств связи и беспреце-3ШЙёшй^^^^й£ и
Тр_анс-
£_^у4 р
национальн^^^г^есгупные организации эффективно ис-пользуют~сло^шшдаЬя31еждутарЪдну^оботшвку. В результате преступность не только расширяется, но и становится более аохдднсш^
Интернационализация организованной преступности отражается^ расширении pJaщojL£бj£ЩJЩ)KQшЗ£Ciшx фед^^Ев^лохищенных.вещей, ^уо^йд^ружи^радиоактив-ных веществ и других^незаконныхто.варов и услуг, jcoto-
Основы борьбы с организованной преступностью. — М: Ивфра, 1996. — С. 8
рые поставляются и обрабатываются через сеть преступных коммерческих организаций, охватывающих весь мир. Объем этих сделок составляет сотни миллиардов долларов, что превышает национальные бюджеты многих государств.'
Международные преступные сообщества ставят под угрозу экономические, политические интересы не одного, а сразу нескольких государств, препятствуют нормальному международному сотрудничеству и ставят под угрозу законные права и интересы граждан во многих государствах.
После распада СССР сотрудники правоохранительных органов различных государств СНГ, исходя из необходимости соблюдения государственного суверенитета, теперь уже не могут, как раньше, сами разыскивать или преследовать «по горячим следам» преступника на территории другого государства. Сразу же в полной мере проявился весь спектр проблем, связанных с борьбой с транснациональной преступностью в Украине, Республике Казахстан, России и других странах СНГ:
а) отсутствие опыта борьбы с транснациональными
преступными группировками у правоохранительных ор
ганов стран СНГ;
б) отсутствие профессионально подготовленных со
трудников для такого рода работы;
в) отсутствие надлежащей правовой базы для борьбы с
транснациональной преступностью;
г) отставание в создании организованных структур,
нацеленных исключительно на борьбу с транснациональ
ной преступностью.2
Показательно в этом отношении положение, сложившееся в некоторых местностях России. Так, по данным прокуратуры Белгородской (пограничной с Украиной) у области, каждое третье возбужденное там уголовное дело приостанавливалось из-за того, что лица их совершившие в этой области, скрылись в Украине. Аналогичная картина наблюдается и в других пограничных областях (Псковской, Ростовской).3
Не является исключением и ситуация в пограничных областях Республики Казахстан и Российской Федерации, Киргизстана. В первые годы после распада СССР сотруд-
2 Основы борьбы с организованной преступностью - М Инфра, 1996 - С 8
Родионов К С Борьба с транснациональной преступностью //
Проблемы расследования преступлений в условиях формирования правового пространства СНГ и развития международного сотрудничества рабочие материалы научно-практической конференции — Санкт-Петербург, 1993 — С 11-12
3 Основы борьбы с организованной преступностью — МД996 — С 15
ничество с правоохранительными органами этих государств зачастую осуществлялось на основе личных контактов сотрудников МВД и прокуратуры, что было связано с нарушением законодательства, а иногда и суверенитета сопредельных стран.
Открытые границы позволяют многочисленным преступным формированиям практически свободно проникать на территорию другой страны, совершать там преступления, а затем скрываться за границей. Преступные формирования наладили устойчивые маршруты, по которым через Республику Киргизстан, Республику Казахстан и Российскую Федерацию в европейские государства поступают наркотики и другие предметы, запрещенные к обороту, контрабанда, средства, нажитые преступным путем.
Эффективная борьба с транснациональной организованной—преступностью возможна только при активном взаимодействии стран мирового сообщества и, особенно, стран СНГ. К сожалению в целом ряде случаев в условиях становления молодых государств этому мешает нерешенность целого ряда вопросов, связанных не только с организацией и правом, но и с политикой, с проблемами суверенитета.
Все эти проблемы применительно к деятельности по борьбе с организованной преступностью становятся еще более острыми. Проведение данного исследования позволяет во многом подвести итоги совместной деятельности государств СНГ за период с момента распада СССР.
Взаимодействие Украины, России, Республики Казах^ стан с другими странамимирового сообщества в борьбе с
ществляетсяimу^личных^гршш^хТ '
— международных организавдйДИнтерпол, Европол);
— в рамках многостороннего сотрудничества госу
дарств СНГ; ~~
— на уровне двусторонних соглашений.
Следует о^мШтйтьГТКомплексность проблемы, охватывающей вопросы, относящиеся к политике, экономике, праДуЛГ"криминаАКсшке. Их нельзя рассматривать jio отдельности.
Комплексность исследования обусловлена также раз-ноабразле^£^о£миметодов взаимодействия дщавоохра-нительных органов Украины7~Рёспублики КазахстанГРос-cйи~^lpaиoo^paнитeльJныJШLXlpraнaJЩ_дp_yгmccтpaн.1 Накопленный опыт взаимодействия достаточн5~™рззнооб-
1 О бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ // Российский юридический журнал. — Екатеринбург, 1994 — № 1.— С 113—114.
разен, что обусловливает необходимость использования сравнительно-правового подхода к решению задач настоящего исследования. В качестве таковых авторы рассматривают прежде всего:
—анализ и оценку накопленного опыта международного
сотрудничества в борьбе с организованной преступностью;
—анализ проблемы в целом;
—рассмотрение проблемы повышения эффективно
сти взаимодействия правоохранительных органов Украи
ны, России, Республики Казахстан с правоохранительны
ми органами других стран;
—выделение основных направлений, форм и методов
такого взаимодействия;
—направления совершенствования уголовно-процес
суальной регламентации совместной деятельности раз
личных стран, особенно стран СНГ, в процессе борьбы с
организованной преступностью;
—совершенствование криминалистического обеспе
чения этой деятельности.
Эта работа является частью более широкого исследования данной проблемы. Ее необходимость обусловлена постоянным развитием и углублением международного сотрудничества в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых участниками транснациональных преступных сообществ.
В целом проблема борьбы с организованной преступностью уже была предметом широких исследований среди криминалистов, криминологов, специалистов в сфере уголовного права.' Однако вопросы транснациональной организованной преступности остаются еще исследованными недостаточно, что отрицательно сказывается на подготовке, обучении кадров, научных исследованиях и практике борьбы с правонарушениями в странах СНГ. Именно поэтому нами и выбран данный аспект исследования проблемы.
' ЕрохшАА, Короткевич А А, Нургалиев Б. М. Борьба с организованной преступностью. Криминологический и криминалистический аспекты. — Караганда, 1993; Куликов В. И. Основы криминалистической теории организованной преступной деятельности.— Ульяновск, 1994. ОнгарбаевЕ.А Соотношение норм об организованной преступности с отдельными институтами общей части уголовного права // Борьба с организованной преступностью и коррупцией: Материалы международ, конф.— Алматы, 1996; Организованная преступность-2 / Под ред. А. И. Долговой, С. В. Дьякова. — М., 1993; Организованная преступ-ность-3. — М., 1996. Шенчук П. Д., Головач В. В., Салтевський М. В. Кримшал1стика: ГПдручник,— Кшв: Право, 1997.—256 с; Кримитамсти-ка: гадручник. За ред. Акад. П. Д. Биенчука. - Кшв: Апка, 1998. - 416 с. и другие.
Ill НУЖНА ЛИ МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ ОБОСНОВАННАЯ ПРОГРАММА (КОНЦЕПЦИЯ) БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ?
Наш утвердительный ответ в некоторой степени предопределен положительным решением данного вопроса рядом парламентов различных стран мирового сообщества.
Бесспорно, организованная транснациональная преступность возникла не позавчера или вчера, а намного раньше. Сделаем краткий экскурс в историю.
В настоящее время в мире наиболее известны своей международной деятельностью многие преступные группировки, формирования и сообщества. В Северной и Южной Америке— «Ла Коза Ностра» (США), колумбийские картели по торговле наркотиками (Колумбия), мексиканские организации, занимающиеся торговлей наркотиками (Мексика). В Европе— «Сицилийская мафия» (Италия), «Корсиканский союз» (Франция) и в Азии— «Триады» (Китай), «Бориокудан» (Япония), вьетнамская организованная преступность (Вьетнам), корейская организованная преступность (Корея). Рассмотрим их более подробно.
Северная и Южная Америка
1. «Ла Коза Ностра» (США)
Созданная эмигрантами «Ла Коза Ностра» (ЛКН) представляет собой крупнейшую группу, занимающуюся организованной преступностью в США. «Ла Коза Ностра» («LA COSA NOSTRA» (LCN) - «это наша вещь») -тайная группа организованной преступности, действующая на всей территории Соединенных Штатов и имеющая связи с другими группами организованной преступности как в пределах, так и за пределами США. «Ла Коза Ностра» — стала известной мировому сообществу, как тайная организация национальных масштабов, только после того, как один из ее членов, Джозеф Валачи в 1963 году дал показания перед Постоянной Подкомиссией Расследования Сената Соединенных Штатов Америки.
Несмотря на то, что начиная с 1981 года по настоящее время в США ФБР добилось осуждения членов высшей иерархии — 20 семей «Ла Коза Ностра» (были осуждены 23 Босса, 14 Помощников, 5 Советников и 67 Capos), она остается достаточно сильной и продолжает контролировать преступную деятельность у многих регионах и горо-
дах Америки. Сегодня «Ла Коза Ностра» продолжает оставаться особенно влиятельной в Нью-Йорке, Чикаго, Новой Англии, Южной части Флориды, Лас-Вегасе, штате Невада, Атлантик-Сити и Нью-Джерси.
Всему миру известны колумбийские картели по торговле наркотиками. Колумбийские организации по торговле наркотиками процветают в Колумбии, Южной Америке и в странах Карибского бассейна. Более влиятельны — картель Кали в Западном полушарии, картель Меде-лин (крупнейший поставщик кокаина в мире) в городе Меделин и его окрестностях. Картель северного побережья занимается торговлей наркотиков вдоль северного побережья Колумбии.
3. Мексиканские организации, занимающиеся торгов
лей наркотиками (Мексика)
Мексиканская группа наркодельцов наиболее опытная и засекреченная. Подавляющее большинство этих организаций работают в наркобизнесе семьями, многие из которых на протяжении нескольких поколений участвовали в контрабандных операциях. Через Мексику проходит до 40% кокаина, идущего из Колумбии. Эта страна стала основным экспортером по поставке героина (черного и коричневого), занимает первое место в мире по производству марихуаны, обеспечивает транзит через развитую систему перевозки кокаина. Мексиканские преступные группировки контролируют большую часть кокаинового транспорта, проходящего через Мексику.
Европа
4. «Сицилийская мафия» (Италия)
В XIX столетии на итальянском острове Сицилия возникла подпольная революционно-террористическая организация, она получила название —«MAFIA». Сегодня ее называют «Сицилийская мафия».
Еще до окончательного объединения Италии в 1871 году эта организация преследовала чисто преступные цели. Основными источниками ее доходов были контроль проституции и наркобизнес. «Сицилийская мафия» одной из первых из преступных формирований отошла от политики прямого противостояния до скрытой, латентной преступной деятельности. В настоящее время приоритетные направления «Сицилийской мафии» это — финансовые махинации, отмывание грязных денег через сферу развлечений, игорный бизнес и фиктивные фирмы, охота за новейшими технологиями, компьютерная преступность.
5. «Корсиканский союз» (Франция)
«Корсиканский союз» или («Союз мертвецов») возглавляет организованную преступность в Франции. Эта организация имеет многолетний опыт подпольного существования поскольку Корсика еще с XVI11 столетия боролась за независимость.
Поражение на политической арене заставило «мертвецов» сосредоточить свои усилия на криминальных редутах. Результата не пришлось долго ожидать — корсиканцы на протяжении многих лет считаются одними из лучших контрабандистов в мире. Незаконный оборот наркотиков и оружия как источник доходов достаточно хорошо укрепил репутацию организации.
6. Вьетнамская организованная преступность
(Вьетнам)
Активным началом вьетнамской организованной преступности в мире считается 1975 год, когда началась вьетнамская иммиграция в разные страны мира. Среди бежавших из Вьетнама после 1975 года было немало преступных элементов, занимавшихся вымогательством, торговлей наркотиками, проституцией и нелегальными азартными играми. Оседая в той или иной стране мира как эмигранты, они выбирают жертвами своих преступлений устроенных и зажиточных вьетнамцев первой волны эмиграции. Наиболее известна банда под названием «Рожденный убивать», местом действия которой в основном является северо-восточная часть США. Иногда вьетнамская преступная деятельность неправильно называется «Вьетнамской». Это обусловлено тем, что большой процент преступлений, приписываемых вьетнамцам, на деле совершаются Вьет Чингами — китайцами, родившимися во Вьетнаме.
7. «Бориокудан» («Якудза») (Япония)
Одной из древнейших преступных организаций мира является японская «Якудза». Ее корни уходят глубоко в средневековье — период междоусобных войн и разлада, который доминировал тогда в Стране Восходящего Солнца.
«Бориокудан» с его 2500 бандами, насчитывающими 85 000 членов, возможно является самой крупной преступной организацией мира.
Традиции «Бориокудан» восходят к японским обычаям и традициям трехсотлетней давности, связанными с образом жизни самураев (дворян), старинных японских воинов (асигару), квогунов (князей), ниндзей (разведчиков и шпионов), рыбалок и пиратов.
Значительные перемены в деятельности «Бориокудан» произошли в результате социальных и экономических изменений после Второй мировой войны, когда им удалось захватить под свой контроль черный рынок и расширить свою незаконную деятельность.
В 1988 году доходы «Бориокудана» составили сумму порядка 9,8 миллиардов американских долларов, приобретенных, главным образом, от нелегальных игорных предприятий и от торговли наркотиками в Японии.
8. «Триады» (Катай)
Достаточно мощной преступной организацией являются китайские (точнее шанхайские) «триады». Общеизвестно, что японская «Якудза» и китайские «триады» по сравнению с другими известными преступными организациями мира остаются наиболее закрытыми и загадочными.
Происхождение «триад» восходит к тайным обществам, организованным в XVIII веке для свержения династии Мангу.
После установления Китайской Республики в 1912 году, преступные элементы взяли власть над этими обществами и превратили их в группы организованной преступности КОП (китайская организованная преступность).
По данным Гонконгской королевской полиции, в Гонконге насчитывается десятки тысяч членов «триады», входящих в состав 50 — 55 отдельных организаций. В Тайване действует огромное количество группировок «триады» — более 700 банд, объединенных в шесть основных синдикатов.
9. Корейская организованная преступность (Корея)
Первые корейские организованные банды были созданы в поддержку национально-освободительной борьбы Кореи до дня ее освобождения, 15 августа 1945 года.
К восьмидесятым годам эти банды, первоначально движимые политическим стимулом, оказались замешанными в шантаже, проституции, стали искать способы связаться с японскими группировками организованной преступности.
После Олимпийских игр 1988 года, количество преступных банд начало увеличиваться, что в свою очередь привело к усилению коррупции в Корее.
В настоящее время, корейские группировки организованной преступности приобретают международные масштабы, благодаря своим тесным связям с группировками «Бориокудан». Корейские банды организованной пре-
стутшости начинают также взаимодействовать с вьетнамскими группами организованной преступности.
Краткий анализ преступных формирований, которые существуют сегодня в мире показывает довольно устойчивые основы более трехсотлетней деятельности организованной преступности. Особенно прослеживаются качественные и количественные изменения в преступном сообществе в последнее время.
Социология преступности свидетельствует, что ежегодный бурный рост и усовершенствование ее структуры, заметные качественные изменения приходятся на последние семь—десять лет и объясняются прежде всего происходящими в обществе политическими и социально-экономическими процессами негативного характера.
Судя по публикациям этой проблемой, в правовом плане, в ряде стран СНГ особо серьезно и не занимаются. Например, в Украине совершение преступления организованной группой отнесено законодателем к числу обстоятельств, отягчающих ответственность (ст. 41 УК Украины). Но в данном случае словосочетание «организованная группа» употребляется как синоним «совершение преступления по предварительному сговору группой лиц». И лишь по шести статьям УК Украины в качестве квалифицирующего признака преступления названо совершение преступления организованной группой: публичные призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо нарушению территориальной целостности Украины (ст. 62), вымогательство государственного или коллективного имущества (ст. 862), вымогательство личного имущества граждан (ст. 144), спекуляция (ст. 154), искусственное повышение и поддержание высоких цен на товары народного потребления и услуги населению (ст. 155s) и незаконная торговая деятельность (ст. 1556).
Возникает вопрос: как квалифицировать действия членов организованной группы, совершивших другие преступные действия? К слову сказать, для квалификации действий участников организованной преступной группировки по ст. 69 УК Украины (бандитизм) необходимо, чтобы они сорганизовались в вооруженную банду с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо на отдельных лиц, а равно участвовали в такой банде или в совершаемом ею нападении. Анализ законодательства Украины показывает, что здесь имеется еще много белых пятен.
Оценивая состояние организованной преступности в странах СНГ, можно ограничиться констатацией того, что ее стало намного больше, чем в прошлом году, а члены пре-
ступных групп и сообществ лучше организованы и вооружены. И довольствоваться незначительными дополнениями и изменениями отдельных законодательных актов, косметическим обновлением уголовного кодекса и совершенствованием его норм видимо недостаточно. Но если исходить из того, что организованный характер является одной из отличительных особенностей (если не главной) преступности, то организованная преступность в Украине, России, Казахстане и других странах СНГ — реальное явление, которое проникло во все сферы жизнедеятельности общества, а в экономике набрало небывалой силы, то нетрудно убедиться в том, что одними уголовно-правовыми мерами, какими бы совершенными они не были, с ней не справиться.
Таким образом, если бы известные постановления, которые принимались, о решительном усилении борьбы с преступностью были бы надлежаще подкреплены в организационно-правовом и ресурсном отношении, то борьба с организованной преступностью дала бы свои результаты. На деле же принятые решения оказались очередными правительственными постановлениями, не подкрепленные соответствующими законодательными актами, и не обеспеченные ни материально-техническими, ни кадровыми ресурсами. Поэтому в нынешних условиях требуется основанная на глубоком и всестороннем исследовании данного явления межгосударственная программа (концепция), учитывающая как лично накопленный, так и зарубежный опыт борьбы с организованной транснациональной преступностью до 2010 года, сочетающая рассчитанный на длительный период комплекс мер, в том числе организационно-правовых, не только по активизации борьбы, но и по устранению способствующих ему (явлению) обстоятельств.
В организационно-правовом плане такой документ, по нашему мнению, должен определить структуры, на которые возлагаются обязанности по борьбе с организованной транснациональной преступностью, их функции, основные направления деятельности и пр. Его разработка вызвана как той общественной опасностью, которую представляет организованная транснациональная преступность для народов мира, тем непоправимым вредом который наносится этим явлением экономике различных стран, так и программной задачей построения правовых демократических государств.
Петр Биленчук
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
Раздел I