Метод удельных показателей

Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующихся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной степени определяет общий уровень цены изделия

Цн = Цб Vн/Vб = Цуд Vн

где Цуд – удельная цена в расчёте на единицу измерения основного параметра базового изделия.

Например, фирме необходимо определить цену электродвигателя мощностью 20 кВт. В качестве конкурентного принимается электродвигатель мощностью 10 кВт по цене 210 000 руб., все прочие технико-экономические показатели обоих электродвигателей одинаковы. Тогда в соответствии с методом удельных показателей цена электродвигателя мощностью 20 кВт составит: (210 000 / 10) x 20 =420 000 руб.

При наличии семейства аналогичных машин целесообразно вначале определять удельную цену Ц уд по формуле:

Цуд =( ∑Цi/Vi)/n

Цi и Vi соответственно цена и основной параметр i-го изделия; n – количество видов машин в семействе.

Этот метод можно применять для обоснования уровня и соотношения цен небольших параметрических групп продукции, имеющих несложную конструкцию и характеризующихся одним параметром. Он крайне несовершенен, поскольку игнорирует все другие потребительские свойства изделия, не учитывает альтернативные способы использования продукции, а также полностью игнорирует спрос и предложение.

5.4.2. Балловый метод.

На основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей, каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает интегральную оценку технико-экономического уровня изделия.

Цн = Метод удельных показателей - student2.ru

где n — количество оцениваемых параметров; Ббi и Бнi — балловая оценка i-го параметра базового и нового изделий; di – экспертная оценка значимости данного параметра для изделия.

Количество баллов по конкретному параметру устанавливается пропорционально его численному значению.

Например, фирме необходимо рассчитать отпускную цену на новый автомобиль балловым методом при условии:

Автомобиль Параметры
Комфортабельность Надёжность Проходимость
балл весомость балл весомость балл весомость
Базовый 0,2 0,4 0,4
новый 0,2 0,4 0,4

Цена базовой модели 135 тыс. руб. Тогда цена нового автомобиля составит:

ЦH = 135 / (45 х 0,2 + 70 х 0,4 + 80 х 0,4) х (50 х 0,2 + 83 х 0,4 + 80 х 0,4) = 147,4 тыс. руб.

Применение данного метода связано с большим количеством субъективизма.

Процедура балльной оценки выполняется с помощью линейных графиков (рис. 6.8) или таблиц (табл. 6.6).

Метод удельных показателей - student2.ru Метод удельных показателей - student2.ru

Рис. 6.8 График балльной оценки параметров A и B для двух видов материалов Мс и Мd (н — новое изделие; a — изделие-аналог)

Таблица 6.6

Таблица балльной оценки параметров Хi нового изделия (Н) и изделия-аналога (a)

Параметры Xi Ед. изм Весовой коэфф. важности аi Новое изделие (Н) Изделие-аналог (а)
Числовое значение Число баллов b Значимость Метод удельных показателей - student2.ru Числовое значение Число баллов Метод удельных показателей - student2.ru Значимость Метод удельных показателей - student2.ru
Параметр X1                
Параметр X2                
. . .                
Параметр Xn                
Итого   Метод удельных показателей - student2.ru   Метод удельных показателей - student2.ru Метод удельных показателей - student2.ru   Метод удельных показателей - student2.ru Метод удельных показателей - student2.ru

Баллы, установленные по каждому параметру экспертным путем, суммируют для нового изделия и изделия-аналога отдельно.

http://www.aup.ru/books/m83/6_456.htm

Наши рекомендации