Функции и ресурсы коммерческих банков
В банковской системе коммерческие банки представляют низовой, второй уровень банковской системы. Это особая категория деловых предприятий, которые получили название финансовых посредников. Они привлекают сбережения населения и другие свободные денежные средства, которые высвобождаются в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют во временное пользование другим экономическим агентам. Эти агенты нуждаются в дополнительном кредитовании и готовы за него заплатить. Коммерческие банки являются независимыми субъектами экономики.
Основная цель деятельности коммерческих банков — получение максимальной прибыли.
Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями. Они занимаются всевозможными операциями в различных секторах рынка ссудного капитала.
В своей деятельности коммерческие банки руководствуются следующими принципами.
Первый принцип. Коммерческие банки могут осуществлять платежи в пользу других банков в пределах остатка средств на корреспондентских счетах. Коммерческие банки привлекают средства вкладчиков, так как, вкладывая свои ресурсы в долгосрочные вложения, они ставят под угрозу свою ликвидность (способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам). Итак, вся деятельность банков целиком зависит от источников формирования банковских ресурсов. Административные ограничения могут иметь разовый и чрезвычайный характер.
Второй принцип. Полная экономическая самостоятельность, которая предполагает полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность подразумевает и свободу в привлечении ресурсов: свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, которые остаются после уплаты налогов. По своим финансовым обязательствам коммерческие банки отвечают всем своим капиталом, т. е, всеми средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Таким образом, весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя. В этом состоит его экономическая ответственность. Третий принцип. Взаимоотношения со своими клиентами банк строит на рыночной основе, т.е. он ориентируется не на общегосударственные интересы, а прежде всего на максимальные прибыли, минимизацию риска и сохранение ликвидности.
Четвертый принцип. Косвенные экономические методы, т.е. государство определяет правила игры для коммерческих банков, но не может отдавать приказы.
Функции коммерческого банка являются проявлением его сущности. К ним следует отнести:
аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала, что означает сосредоточение в коммерческом банке временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;
посредничество в кредите, которое возникает вследствие того, что прямые отношения между кредиторами и заемщиками невозможны из-за несовпадения суммы и срока;
создание кредитных денег, которое осуществляется в виде банковских депозитов, образуемых двумя путями: во-первых, банк, принимая наличные деньги от своих клиентов, осуществляет замену одного вида денег (банкнот) другими (депозитами); во-вторых, банк на основе выдачи кредитов приобретает у клиентов ценные бумаги, иностранную валюту, т.е. происходит обратный переход денег из безналичной формы в наличную;
осуществление расчетов в народном хозяйстве. Коммерческие банки выступают организаторами и посредниками расчетов в безналичной форме, осуществляя платежи по поручению клиентов и учет их денежных операций;
организацию выпуска и размещения ценных бумаг. Посредством этой функции реализуется роль коммерческого банка в организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
оказание банками консультационных услуг, что связано с заинтересованностью банков в эффективной и прибыльной работе своих клиентов, для чего банки осуществляют консультирование по вопросам повышения кредитоспособности своих клиентов, оптимизации их расчетов, налогового планирования, составления отчетности.
Для реализации своих функций банк осуществляет разнообразные операции, использует различные финансовые инструменты, отличающиеся друг от друга условиями, формой, сферой применения, кругом участников и т.д.
Все многообразие банковских операций можно разделить на следующие основные группы в зависимости от их содержания и ресурсов, задействованных при их осуществлении:
пассивные операции (аккумуляция финансовых ресурсов);
активные операции (размещение финансовых ресурсов);
комиссионные (посреднические) операции;
консультационные и иные неоперационные услуги.
Пассивные операции. Они позволяют банку привлечь (получить в пользование) временно свободные финансовые ресурсы вкладчиков (кредиторов) и других клиентов; при этом требуется оптимальная структура банковских пассивов и качественное управление ими. Среди пассивных операций можно назвать следующие:
прием вкладов и депозитов от юридических и физических лиц, открытие и ведение расчетных и иных счетов юридических лиц;
получение кредитов от коммерческих банков или Центрального банка России (межбанковских кредитов);
эмиссия инвестиционных ценных бумаг (депозитных сертификатов, векселей и т.п.).
Ресурсы банка состоят из собственного капитала и заемных (привлеченных) средств.
Собственный капитал — это средства, принадлежащие банку на правах собственности; они в структуре пассивов составляют до №96, но при этом выполняют жизненно важные функции:
защитную, т.е. защиту интересов вкладчиков;
оперативную, т.е. собственный капитал выступает как база для начала деятельности (покупка здания, земли, для покрытия убытков);
регулирующую, которая позволяет поддерживать объем и виды операций в соответствии с задачами банка.
В составе собственных средств выделяют уставный капитал; резервный капитал; другие специальные фонды; нераспределенная прибыль текущего года.
Привлеченные средства формируют основную часть ресурсов банка (90 %). Банк имеет возможность привлекать средства предприятии, населения и других банков в форме депозитов или с момента открытия им соответствующих счетов. Есть и недепозитные формы привлечения ресурсов.
Вклад (депозит) — денежные средства в наличной или безналичной формах, переданные в банк для хранения собственником на определенных условиях. Цели депозитных операций сводятся к соблюдению коммерческих интересов банка или к увеличению ликвидности баланса банка.
В основе депозитных операций лежит шесть правил:
депозитные операции организуются таким образом, чтобы содействовать банковской прибыли или созданию условий для получения ее в будущем;
в процессе организации депозитных операции следует обеспечить разнообразие депозитных операций и сочетание различных форм депозитов;
при осуществлении банковских операций необходимо обеспечить взаимосвязь и взаимосогласованность между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по срокам и по суммам;
особое внимание следует уделять срочным депозитам, которые в наибольшей степени поддерживают ликвидность баланса банка;
банк должен стремиться к тому, чтобы резервы свободных средств на депозитных счетах были минимальными;
банк должен принимать меры к развитию и расширению банковских услуг, улучшению качества обслуживания клиентов, что способствует привлечению депозитов.
Формы привлечения депозитов: депозиты до востребования (текущие); срочные; сберегательные.
Депозиты до востребования — денежные средства, хранящиеся на счетах банка в течение промежутка времени, установить который в момент поступления средств на счет невозможно. Средства с текущего депозита можно получить в любой момент времени или наличными, или с помощью денежного чека или карточки (чековые депозиты).
Депозиты имеют много разновидностей.
Чековый депозит — счет, дающий право на выписку чека вкладчиком, подлежащего обязательному погашению: вклады до востребования (по ним проценты не выплачиваются); NOW-счет (по ним выплачивается процентный доход).
Счет с автоматической очисткой ~- банк перечисляет избыточные денежные средства с согласия клиента с обычного вклада до востребования на счета, приносящие процентный доход. При этом с клиентом оговаривается минимум остатка средств на вкладе до востребования. Эта операция осуществляется банком ежедневно или в конце недели.
Счет автоматического перечисления средств — вид депозитов, который позволяет автоматически перечислять денежные средства со сберегательных счетов на чековые депозиты. Банки перечисляют средства автоматически, если наступает превышение кредита.
Срочные депозиты (вклады) — это денежные средства, зачисленные на строго оговоренный срок с выплатой процентов. Ставка по ним зависит от размера и срока вклада (от 1 до 3 мес; от 3 до б мес; от 6 мес до 1 г.).
Срочные вклады привлекательны для банков, так как они обладают стабильностью и позволяют располагать средствами вкладчиков на длительное время.
Для привлечения средств на срочные вклады банки стали выпускать депозитные сертификаты. Депозитные сертификаты — это обязательства банка о внесении денежных средств, которые дают право вкладчику на получение процентов по вкладу по окончании установленного срока вклада.
Коммерческие банки могут выдавать сертификат и с небольшим дисконтом для получения вклада в любое время до истечения срока.
Сберегательные депозиты предназначены для накопления денежных средств. Собственник средств получает сберегательную книжку, где указаны права и обязанности сторон и правила пользования счетом.
Сберегательные депозиты также имеют разновидности:
счета на сберегательных книжках, приносящие проценты, которые можно снимать немедленно;
счета с выпиской состояния сберегательного вклада. Сберегательную книжку заменяют выписками о состоянии счета клиента, что делает их более удобными;
депозитные счета денежного рынка (введены в практику с 1982 г.). Норма процентов по этим счетам корректируется еженедельно, исходя из других рыночных норм процентов.
В качестве сберегательного вклада используется индивидуальный пенсионный счет — специальный сберегательный срочный счет с налоговыми преимуществами. Предназначен для того, чтобы обеспечить работающих пенсионеров доходом.
Существуют недепозитные источники привлечения ресурсов. Так как общий объем денежных средств, подлежащих инвестированию или сбережению в данном регионе, — величина ограниченная, то банки обращаются к денежным фондам, которые могут привлечь путем предложения более высокой нормы процента. Наиболее распространенными способами являются акции, облигации, векселя, кредиты, операции по кассовому исполнению местных бюджетов.
Активные операции. Мобилизованные денежные средства используются коммерческими банками для кредитования клиентуры и осуществления предпринимательской деятельности. Операции, связанные с размещением банковских ресурсов, относятся к активным операциям банков. Все активы по степени ликвидности делятся на четыре группы.
1. Первичные резервы — самая ликвидная группа, состоящая из активов, которые могут немедленно использоваться для выплаты принимаемых вкладов. Это денежная наличность банка, остатки в кассе, средства на корсчете в Центральном банке, чеки и другие платежные документы в процессе инкассирования и средства на корсчетах в других коммерческих банках. Активы этой группы не приносят дохода. Они служат главным источником ликвидности банка.
2. Вторичные резервы — это активы, приносящие небольшой доход, которые являются высоколиквидными, их можно быстро превратить в наличные деньги. Это векселя и другие краткосрочные ценные бумаги, ссуды до востребования и краткосрочные ссуды первоклассным заемщикам. Служат источником пополнения первичных резервов.
3. Портфель банковских кредитов — это наиболее доходная группа, но самая рискованная. Основное назначение этих активов — приносить прибыль банку. При кредитовании банк старается не нарушать «золотое банковское правило», согласно которому сроки выдаваемых кредитов не должны превышать сроков привлечения имеющихся у банков ресурсов.
4. Портфель ценных бумаг или банковских инвестиций. Инвестиции — средства, вложенные в государственные или частные ценные бумаги предприятий или учреждений на достаточно дли- .-, тельный срок. Рассчитаны на приток денежных средств в банки на з протяжении длительного периода до того момента, как вложенные средства вернутся к своему владельцу.
По степени доходности инвестиции являются вторым источником банковской прибыли. Доходность инвестиций зависит от четырех факторов:
стабильного развития экономики государства;
наличия различных форм собственности в сфере производства и услуг;
отлаженной структуры кредитно-финансовой системы;
наличия развитого и цивилизованного рынка ценных бумаг.
Комиссионные (посреднические) операции. При их осуществлении банки выполняют различные поручения своих клиентов по переводу денег внутри страны или за ее пределами. Банки в этом случае не используют собственные или привлеченные ресурсы, поэтому их доход представлен не в виде банковского процента, а в форме комиссионного сбора, платы за обслуживание. Основными типами посреднических операции являются:
расчетно-кассовое обслуживание клиентов, т.е. ведение расчетных, текущих и других аналогичных счетов клиентов и осуществление по их поручению расчетов с другими клиентами;
посреднические (брокерские) операции с ценными бумагами, иностранной валютой по поручению и за счет клиентов;
доверительные (трастовые) операции, которые представляют собой управление активами клиентов по доверенности в течение определенного периода;
эмиссионные и депозитарные услуги — участие в эмиссии и первичном размещении новых выпусков ценных бумаг клиентов и в организации их последующего размещения.
Следует подчеркнуть, что выполнение операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов позволяет банку реализовать функцию института денежной системы, содействовать денежному обращению в стране.
Остановимся подробнее на рассмотрении трастовых операций банка. Под трастом в банковской практике понимаются доверительные отношения между сторонами, одна из которых (обычно банк) принимает на себя ответственность за распоряжение собственностью другой: стороны в пользу клиента.
В трастовых операциях участвуют три субъекта:
доверитель — юридическое или физическое лицо, доверяющее имущество в управление;
доверительное лицо — банк или специальная трастовая компания, которой доверяется управление имуществом;
выгодоприобретатель — лицо, в пользу которого создан траст и начисляются доходы по нему.
Виды трастовых операций таковы:
управление наследством, предполагающее выполнение трастовым отделом ряда обязанностей, например: в соответствии с письменным завещанием или по распоряжению суда собрать и обезопасить активы наследника: распределить имущество между наследниками; уплатить административные расходы, долги и налоги;
выполнение операций, связанных с управлением имуществом по договоренности физических лиц в порядке выполнения опекунских функций над несовершеннолетними или недееспособными лицами;
управление активами клиента в качестве агента, которое выражается в проведении операций с ценными бумагами или в осуществлении инвестиций по поручению клиента (купля-продажа ценных бумаг, получение всех видов дохода, оплата счетов доверителя, оформление страховых полисов).
Консультационные и иные неоперационные услуги. Они фактически не являются в прямом смысле банковскими, так как не предусматривают какие-либо операции с денежными средствами (прием, выдача, перевод и т.п.) в любой их форме. К таким услугам относятся:
информационное обслуживание, т.е. консультации по экономическим, финансовым, правовым и другим вопросам;
составление методических материалов и проектно-сметной документации по заказу клиентов;
сдача в аренду помещений и оборудования (сейфов и т.п.).
Доход по названным услугам в форме платы за услуги является результатом предоставления материальных, трудовых (интеллектуальных) и информационных ресурсов банка в пользование клиентам.
35 МОНЕТАРНАЯ (ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ) ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. ИНСТРУМЕНТЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ВИДЫ
Цели и инструменты монетарной политики. Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с фискальной, внешнеторговой, валютной и др.) Целью любой стабилизационной, а, следовательно, и монетарной политики государства является обеспечение:
1) экономического роста,
2) полной занятости ресурсов,
3) стабильности уровня цен,
4) равновесия платежного баланса.
Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику в период спада и сдерживающую (контрактивную) политику в период бума.
Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.
Монетарную политику определяет и осуществляет Центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только Центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).
Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики Центрального банка могут выступать:
1) контроль за предложением денег (денежной массы);
2) контроль за уровнем ставки процента;
3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).
Изменение предложения денег Центральный банк осуществляет посредством воздействия на резервы коммерческих банков (и поэтому на их кредитные возможности) и на денежный мультипликатор. Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов. Рост предложения денег соответствует стимулирующей, а сжатие денежной массы – сдерживающей монетарной политике.
К инструментам монетарной политики, дающим возможность Центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:
1) изменение нормы обязательных резервов;
2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования);
3) операции на открытом рынке.
· Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязатель-
ных резервов (required reserve ratio). Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Величина обязательных резервов (R обяз.) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rr), которая устанавливается Центральным банком и представляет собой процент от общей суммы депозитов коммерческого банка (D). Величина обязательных резервов может быть рассчитана по формуле:
R обяз. = D × rr
Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма. Например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.
Если Центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:
- во-первых, уменьшаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е.
величина резервов, которую банк может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов (К = D – R обяз.). При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования, увеличивается, и поэтому кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке составляет 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10% (rr1 = 0,1), его кредитные возможности, т.е. сумма средств, которые он может выдать в кредит, составят:
К1 = D – R обяз. = D – (D × rr1) = 1000 – 1000 × 0.1 = 900
а при норме обязательных резервов, равной 20% (rr2 = 0,2):
К2 = D – R обяз. = D – (D × rr2) = 1000 – 1000 × 0.2 = 800
- во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского
мультипликатора, который равен:
mult банк. = 1/rr
Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского
мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2).
Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам:
1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков
2) и через изменение величины мультипликатора.
В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут
привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. В нашем примере, при норме обязательных резервов, равной 10% (rr1 = 0,1), изменение предложения денег составит:
DМ1 = К1 × mult 1 = 900 × 10 = 9000
а при норме обязательных резервов, равной 20% (rr2 = 0,2), изменение предложения денег будет равно:
DМ2 = К2 × mult 2 = 800 х 5 = 4000
Кроме того, стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокой-
ного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент, как правило, не используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.). К тому же, с начала 80-х годов процедура пересмотра этого показателя в развитых
странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому этот инструмент перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.
· Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной
ставки процента (discount rate), которая в России носит название «ставки рефинансирования». Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у Центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае Центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.
Денежные средства, полученные в ссуду у Центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.
Поэтому, изменяя учетную ставку, Центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у Центрального банка, и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют, и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у Центрального банка для увеличения своих резервов. Их резервы увеличиваются, кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы, изменение которой может быть подсчитано по формуле:
DM = DК × mult банк. = DК × (1/rr)
Таким образом, в отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величину банковского мультипликатора.
.Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у Центрального банка, в развитых странах относительно невелик и, например, в США не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что Центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.
Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики Центрального банка. Например, объявление о предполагаемом повышении учетной ставки Центральным банком информирует экономических агентов о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору
Рис.9.1. Воздействие изменения предложения денег
на ставку процента
экономики (домохозяйствам и фирмам). Когда Центральный банк повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от МS1 до МS2), а рыночная ставка процента растет (от R1 до R2) (рис.9.1(а)).
Поэтому даже если Центральный банк только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, поэтому экономика быстро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по кредитам, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.
· Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают
операции на открытом рынке (open market operations). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу Центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность Центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации
Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка Центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в Центральном банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину кредитных возможностей коммерческих банков, а изменение величины банковского мультипликатора не происходит.
Если Центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то если продавец вкладывает полученную у Центрального банка сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие однако состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций. А если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах (величина депозитов), поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой обязательных резервов должна будет отчислена в обязательные резервы.
Предположим, что норма обязательных резервов равна 20% (rr = 20%). Если Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка на $1000, то резервы банка, а поэтому его кредитные возможности увеличатся на всю сумму $1000 (DК = $1000), поэтому максимальное увеличение предложения денег в результате этой операции, составит
DМ = DК × mult банк. = DK × 1/rr = 1000 × 1/ 0.2 = 1000 × 5 = 5000
Таким образом, в этом случае денежная масса изменится на величину, равную объему покупки государственных ценных бумаг (В), умноженную на банковский мультипликатор:
DМ = В × mult банк. = В × 1/rr
А если покупателем выступит частное лицо, которое положит полученные от Центрального банка $1000 на свой депозит в коммерческом банке (DD = $1000), то кредитные возможности коммерческого банка возрастут лишь на $800 (DК = $800), поскольку на $200 банк должен будет увеличить обязательные резервы (DR обяз. = DD × rr = 1000 × 0,2 = 200). В результате денежная массы вырастет в меньшей степени, чем когда Центральный банк покупает государственные облигации у коммерческого банка:
DМ = DК × mult банк. = DK × 1/rr = 800 × 1/ 0.2 = 800 × 5 = 4000
Покупка ценных бумаг Центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то Центральный банк должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда Центральный банк продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы (небанковский сектор). Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.
Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у Центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению. Дело в том, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда Центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их Центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается (capital gain). И, наоборот, когда Центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.
Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи Центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.
Виды монетарной политики. Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдерживающую.
· Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью
«взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении Центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:
1) снижение нормы резервных требований
2) снижение учетной ставки процента
3) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг
Рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 до AD2), что обеспечивает рост выпуска от Y1 до Y* и, следовательно, преодоление рецессии и использование ресурсов на уровне их полной занятости (рис.9.2 (а)).
· Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева»
экономики, направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Сдерживающая монетарная политика состоит в использовании Центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:
1) повышение нормы резервных требований
2) повышение учетной ставки процента
3) продажа Центральным банком государственных ценных бумаг
Уменьшение предложения денег сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обеспечивает снижение уровня цен от Р1 до Р2, (поэтому выступает антиинфляционной мерой), и возвращение величины выпуска к своему потенциальному уровню Y* (рис.9.2 (б)).
Рис. 9.2. Воздействие монетарной политики на экономику
Таким образом, воздействие монетарной политики происходит в краткосрочном периоде и направлено на сглаживание циклических колебаний экономики (стабилизации экономики) путем воздействия на совокупный спрос с помощью изменения величины предложения денег Центральным банком.
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Деньги находятся в постоянном движении. Непрерывно протекающий во времени оборот денег представляет собой денежный поток. Денежный поток,, как и лоток вообще, не имеет ни начала, ни конца. Однако его можно разбить на отдельные части — частные потоки. Денежный поток, ограниченный начальной и конечной точкой отсчета, представляет собой оборот денег, или денежный оборот. Денежный поток, при котором движение денег связано с выполнением ими своих функций, представляет собой денежное обращение.
Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах. Наличная форма предполагает движение наличных монет и банкнот. Безналичная форма денежного обращения осуществляется путем банковского перевода денег, использования аккредитива, инкассо, кредитных и дебитных карточек, смарт-карт и др. Указанные формы денежного обращения существуют во взаимосвязи и взаимозависимости. Наличные деньги меняют свою форму на безналичные, которые потом обратно меняются на наличные.
Денежное обращение подчиняется определенному закону, который определяет количество денег (или денежную массу), необходимое в каждый данный момент для обеспечения товарного обращения в стране. Математическая формула закона денежного обращения следующая:
Д =(Р-К+ П-В)/О, (1-1)
где Д — количество денег (денежная масса), р.; Р — сумма цен товаров (услуг, работ), подлежащих продаже, р.; К — сумма цен товаров (услуг, работ), платежи по которым выходят за пределы данного периода времени (т.е. проданных в рассрочку), р.; П — сумма цен товаров (услуг, работ), сроки платежей по которым уже наступили, р.; В — сумма взаимопогашаемых платежей, р.; О — скорость оборота денег за данный период времени.
Денежная масса — это совокупность покупательных, платежных и накопленных средств (т.е. наличные и безналичные деньги), обслуживающая экономические связи и принадлежащая гражданам, хозяйствующим субъектам, государству.
Скорость оборота денег измеряется числом оборотов рубля за единицу времени, т.е. сколько раз рубль используется для оплаты товаров (работ, услуг) в течение определенного периода времени, обычно года.
Из закона денежного обращения вытекает требование сбалансированности денежной и товарной массы в обращении. Эта сбалансированность выражается уравнением обмена между денежной массой и номинальной величиной валового национального продукта.
Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой стоимость произведенного в стране конечного годового продукта в рыночных ценах. ВНП включает стоимость продукта как созданного в самой стране, так и за ее пределами с использованием факторов производства (земля, труд, капитал, организационные способности предпринимателя), которые принадлежат данной стране.
Уравнение обмена — это расчетная зависимость, согласно которой произведение величины денежной массы на скорость оборота денег равно произведению уровня цен на реальную величину ВНП.
МО - РГН,
где М — количество денег в обращении (денежная масса), р.; О — скорость оборота денег за год; Рг — уровень цен товаров (услуг, работ), выраженный относительно базового годового показателя, равного 1; Н — реальная величина валового национального продукта, р.; (РГН) — номинальная величина валового национального продукта, р.
Соблюдение зависимости, выражаемой уравнением обмена, ведет к тому, что количество денег в обращении соответствует реальной потребности в них. Государство должно поддерживать данную зависимость путем проведения правильной денежной и финансовой политики.
Для анализа движения денег используются денежные агрегаты. Денежные агрегаты — это виды денег и денежных средств (заменителей денег), отличающиеся друг от друга степенью ликвидности.
Денежные агрегаты (от лат. aggregatus — присоединенный) — это показатели, представляющие собой соединение нескольких частей денежного потока в единое целое.