Потребности и общественное производство
Потребности – это категория, отражающая отношение людей к условиям их жизнедеятельности. Они порождаются определенными общественными отношениями и отражают эти отношения. Поэтому потребности – это категория, отражающая отношения между людьми в процессе производства и использования произведенных благ и услуг.
Экономические потребности– это отношение людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, которое характеризуется ощущением недостатка благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение.
Потребности можно классифицировать по объектам и субъектам:
По субъектам:
а) индивидуальные, коллективные, общественные (потребности в еде, одежде, жилье; потребности трудового коллектива в квалифицированном руководстве, благоприятном психологическом климате, нормальных условиях труда; общественные – снижение уровня инфляции и безработицы, экономический рост...)
б) потребности домохозяйств, предприятий, государства как субъектов экономики(домохозяйств - в лучших товарах по низким ценам; предприятий - в повышении конкурентоспособности продукции, снижении затрат, увеличении прибыли; государства – в увеличении поступлений в бюджет...)
По объектам:
а) физиологические (в пище, одежде, жилье) – порождены существованием человека как биологического существа; социальные (в общении, информации, образовании) – возникают у человека как социального существа.
б) материальные– потребности в материальных благах и услугах; духовные – в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании.
в) первоочередные – удовлетворяются предметами первой необходимости; непервоочередные (второстепенные) – удовлетворяются предметами роскоши.
По степени реализации:
Абсолютные потребности – возникли и выявлены при данном уровне развития науки, техники, производства.
Действительные – могут быть реализованы при достигнутом уровне науки, техники, производства в стране.
Платежеспособные – которые человек может удовлетворить при соответствующем соотношении уровня дохода и цен.
Потребности имеют исторический характер, зависят от культурного уровня страны, экономических, национальных, религиозных, геграфических, климатических и др. особенностей.
Фазы общественного производства:
производство, распределение, обмен, потребление.
Между производством и потреблением существует сложная диалектическая связь.
Потреблениеопределяет структуру, объем и качество общественного продукта.
Производство является исходным пунктом, с которого начинается движение общественного продукта. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением.
Распределение частично входит в производство (распределение ресурсов по отраслям и регионам) и образует особую фазу, на которой определяется часть участников общественного производства в созданном продукте.
Обментакже осуществляется в производстве (обмен деятельностью и способностями) и образует особую фазу, на которой каждый участник производства получает определенные блага в соответствии с частью, установленной распределением.
Экономические блага.
Товар– продукт труда, предназначенный для обмена.
Товары– видимые и осязаемые предметы, имеющие ценность, товары можно складировать, они делимы.
Услуга– труд, в виде деятельности, потребляемый сразу, не делятся.
Экономические блага – желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.
В связи с их ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену.
Цена – денежное выражение стоимости.
Цена блага зависит, в основном, от затрат на его производство и доставку, а так же от числа людей, желающих его иметь.
Желанность и ценность благ зависит от их полезности, т. е. способности удовлетворять потребности.
Производство благ требует использования ресурсов.
Классификация благ.
1. Ограниченные и свободные.
К ограниченным относятся такие блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение, поэтому потребление приходится ограничивать соответствующей ценой.
Песок в Сахаре – свободное благо, т. к. даже при нулевой цене предложение выше потребностей людей в данный момент.
2. Используемые и потребляемые.
Если благо используется один раз и при этом исчезает, как благо, называют потребляемым (продукты питания, например).
3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ).
4. Частные и общественные блага разделяются в зависимости от того, удовлетворяет ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем.
5. Нормальные и подчиненные.
Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается вместе с последними. На подчиненные блага – наоборот.
Общественным благам присущи три принципа: во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы. Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки). В третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат.
К общественным благам относятся: образование, здравоохранение, наука, энергетика, общественный транспорт, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, сооружения для спорта, культуры и отдыха, полиция, оборона, пожарная охрана и общественное управление.
Т. к. частный бизнес не может или не хочет обеспечить общество этими видами благ, то об их производстве и ассортименте вынуждено заботитьсягосударство.