Сущность и понятие налогов

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую и т.д. Регулирующая функция государства проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового и иных механизмов.

Формирование и использование финансовых ресурсов государства происходят в его бюджетно0финансовой системе. Она призвана обеспечить эффективное развитие экономики, реализацию социальной, политической и других функций государства. «Кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.

С уверенностью можно сказать, что в сфере научных знаний о закономерностях общественного развития трудно назвать более неоднозначную и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. С момента появления первых письменных свидетельств о налогах и до настоящего времени это общественное явление характеризуется как область острых разногласий между властными структурами – сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени, современные представления о налогах как наихудшем из зол сложились под влиянием исторического опыта их использования как средства подчинения интересов одной социальной группы интересам другой. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых государствах, правительства которых осуществляют траты, несоизмеримые с величиной созданного валового внутреннего продукта (ВВП), который по большей части лишен социальной составляющей.

Возникает вопрос: действительно ли налог – это неминуемое зло, избавиться от которого стремиться каждый человек? Что выражает понятие «налог» в своей сущности и каковы его свойства?

Наиболее распространенный подход состоит в том, что налоги – это историческое явление, без которого не существовало ни одно общество, а развитие налогообложения – объективно необходимый процесс в любом государстве, обеспечивающий через бюджетно-финансовые инструменты его продвижение вперед. Следовательно, понятие «налог» можно рассматривать как экономическую категорию.

К определению данной категории в экономической литературе сложились два подхода:

1. налог рассматривается как форма проявления налоговых отношений, т.е. как обязательный платеж в казну государства;

2. интегральное определение налогов как совокупности присущих им свойств.

Первому подходу отвечают большинство определений, данный как в исторической ретроспективе, так и в наши дни.

В частности, такие известные экономисты начала XX в., как И.М.Кулишер, М.И.Слуцкий, Н.И.Тургенев, Л.В.Ходский, определили налоги как принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей.

В отечественной экономической литературе налоги определяются как «обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительной изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей».

Второй подход состоит в рассмотрении налога как сложного системного образования, вбирающего в себя элементы различных сфер знаний: экономики, права, философии и др.

Подобная трактовка понятия «налог» прослеживается в работах таких видных российских ученых, как А.В.Брызгалин, Е.Н.Евстигнеев, Л.П.Окунева, Т.Ф.Юткина.

Например, по определению А.В.Брызгалина, «налог» – это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета, налог – это экономико-правовая категория».

Итак, необходимость налогов вытекает из функций и задач государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), осуществление которой требует определенных средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений.

Налог, как сущностную категорию, можно рассматривать в нескольких аспектах.

Налог как философская категория.

Высший философский смысл категории «налог» - это потребность каждого жертвовать часть своих «богатств» для обеспечения всеобщего благополучия. Соответственно философия налогообложения базируется на этических поступках и принципах обязательного согласования финансовых интересов казны и плательщиков.

Важно, что в работах основоположников экономической науки (У.Петти, А.Смита, Д.Рикардо) налоги рассматриваются как добровольное подаяние на благо развития нации. Да и русское слово «подать», использовавшееся для обозначения государственных сборов в России до середины XVIII в., произошло от того же корня, что и слово «подаяние». Термин «падатак» как обозначение государственных налогов и сборов в Беларуси сохранился до наших дней.

Налоги как экономико-стоимостная категория.

Налоги выступают как совокупный компонент экономических отношений, а налогообложение – как способ достижения баланса финансовых интересов различных собственников.

Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.

Опосредуя перераспределение общественного продукта, налоги балансируют интересы государства и налогоплательщиков, поэтому они демократичны в их сущностной основе.

Налоги как финансово-перераспределительная категория.

Прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории – государственного бюджета. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория, как налоги.

Принимая участие в перераспределительном процессе, налоги или налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.

Налоги, подобно государственному кредиту, расходам государства и т.д. являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям, в то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.

Во-первых, движение стоимости в налоговых отношениях носит безвозмездный характер, а во-вторых, односторонний. При уплате налогоплательщиком налогов государству отсутствует встречное движение эквивалентной стоимости, как это бывает в классическом акте купли-продажи.

Налоги, функционируя в фазе распределения через разнообразные способы налогового изъятия, оказывают решающее влияние на другие фазы движения совокупного общественного продукта: на производство, обмен и потребление, ускоряя процессы общественного производства или замедляя их.

Налоги как правовая категория.

Данное свойство налогов выражается через правовую формализацию системы отношений «государство – налогоплательщик», установление конкретных видов налогов и методов управления ими.

Причем эти отношения не являются равноправными. Главенствующая роль в этих отношениях принадлежит государству, которое на условиях безвозвратности в законодательном порядке устанавливает правила изъятия доходов налогоплательщиков.

В условиях социально-экономических и политических преобразований, когда потребность в централизованных ресурсах возрастает, экономико-правовые нормы подчинены главным образом фискальному предназначению налогообложения. На практике это выражается в принятии налоговых норм, направленных на усиление налогового бремени.

Действия властей в организации системы налогообложения ограничены социально-экономическими условиями и демократическими нормами.

Налоги как фискальная категория.

Это свойство налогов позволяет количественно оценить величину денежного потока от налогоплательщиков к государству, соизмерить данную величину с расходами бюджета. Полученные результаты позволяют определить размер требуемых неналоговых источников пополнения бюджета.

Посредством налогов государство в виде обязательных взносов юридических и физических лиц осуществляет изъятие части стоимости общественного продукта (национального дохода) в денежной форме для общегосударственных нужд. Таким образом формируется доходная часть государственного бюджета.

Взносы осуществляют основные участники производства общественного продукта: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты; владельцы капитала.

Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. В третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг.

Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.

Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специфических черт, можно дать следующее определение налогов.

Налоги– это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Финансовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.

Подавляющая часть налоговых изъятий не возвращается плательщику, а расходуется властью на управление, военные цели и другие непроизводственные мероприятия. И лишь относительно небольшая доля поступлений налогов через систему расходов бюджета направляется не рост доходов определенных групп населения (пенсии, стипендии и др.).

При этом следует иметь в виду, что при принудительной уплате налогов владельцы капитала могут утратить часть своего капитала, а следовательно, существует вероятность ограничения развития производства. При незначительных обложениях не исключено возникновение кризисной экономической ситуации в стране.

Таким образом, налоги как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов общества могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Поэтому каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, должно уделять пристальное внимание формированию эффективного механизма.

Функции налогов.

Содержание экономических категорий наиболее полно раскрывается в тех функциях, которые они выполняют в экономической жизнедеятельности государства. Именно функции служат формой проявления сущности экономической категории.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов. В числе налоговых функций обычно выделяются:

фискальная,

распределительная,

регулирующая,

контрольная.

Фискальная функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития.

Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства. Ей присуще единственное свойство – максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доход государственного бюджета; оно позволяет бесперебойно обеспечивать доходную часть бюджета.

Сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс.

Последние десятилетия в мировой практике характеризуются резким увеличением налоговых поступлений в бюджет государств. Это связано с ростом объектов производства, развитием научно-технического прогресса, которые обеспечили реальные условия для увеличения национального дохода и, соответственно, повлекли за собой рост финансовых ресурсов государства в основном за счет налоговых поступлений. С другой стороны, рост налогов в ряде стран привел к увеличению издержек производства, росту цен и удорожанию товаров, следствием чего стало снижение темпов экономического роста. Таким образом, расширение налогов фискальной направленности может оказывать отрицательное влияние на экономику и благосостояние населения.

Современная финансовая наука для оценки величины налогового давления оперирует такими показателями, как уровень централизации финансовых ресурсов государства и налоговая нагрузка на экономику.

В Республике Беларусь по итогам работы за 2006 год уровень централизации, представляющий собой отношение всех доходов государства, аккумулируемых в рамках бюджета, к валовому внутреннему продукту (ВВП), составил 48,3 %. Величина налоговой нагрузки на экономику, характеризующая долю налогов и платежей в целевые бюджетные фонды в ВВП с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда Республики Беларусь, составила 42,8 %.

Во многих процветающих странах уровень налогового давления на экономику выше, чем в Беларуси, в некоторых – ниже. Например, во Франции, Финляндии, Австрии, Бельгии, Италии налоговая нагрузка колеблется в диапазоне 42 - 48 %, а в Дании, Швеции – 48 – 50%. В США, Японии уровень налоговой нагрузки не достигает и 30 %.

Высокая концентрация финансовых ресурсов общества в распоряжении скандинавских государств сочетается с соответствующим социальным обеспечением населения: бесплатным образованием, медицинским обслуживанием, высокими пенсиями и пособиями по безработице.

Фискальной функции противоположно стимулирование лучшего и более эффективного использования имеющихся ресурсов – труда, капитала, природных ресурсов. А налогообложение как сфера перераспределительных финансово-бюджетных отношений несет в себе стимулирующие начала. Отсюда вытекает следующая функция налогов – регулирующая.

Регулирующая функция налогов выражается в том, что налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Это регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики, которые усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.

Регулирующая функция включает в себя ряд подфункций: стимулирующую, дестимулирующую (сдерживающую), воспроизводственную.

Стимулирующая – оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, используя систему льгот, преференций (предпочтений) и освобождений. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Для этой подфункции характерны две основные черты:

во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через преференции и различные виды льгот по налогам;

во-вторых, мобилизация и аккумуляция финансовых ресурсов в централизованном фонде финансовых ресурсов государства. Данная черта характерна и для фискальной функции.

Существуют следующие виды льгот:

необлагаемый минимум объекта;

изъятие из обложения определенных элементов объекта;

освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

понижение налоговых ставок;

целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов;

прочие налоговые льготы.

Действующие льготы по налогообложению направлены на стимулирование:

- развитие производства;

- жилищное строительство;

- развитие малых форм предпринимательства;

- социально-культурной деятельности.

Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.

Дестимулирующая (сдерживающая) выражается в целенаправленном сдерживании темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов.

Воспроизводственная предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов, она также реализуется через стимулирование более эффективного использования природных ресурсов, земли, минерально-сырьевых ресурсов.

Распределительная, или перераспределительная функция обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта (валового внутреннего продукта), главным образом чистого дохода, и направление части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Через налоги реализуется главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.).

Распределительная функция налогов носит объективный характер, как и объективно само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требуются средства для выполнения своих функций.

Осуществляя налоговое регулирование, государство проводит всесторонний экономический анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. Налогам, как и финансам, присуща контрольная функция. Она выражается в своевременном отслеживании государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Наши рекомендации