Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции
Рынок труда представляет собой общественно-экономическую форму движения рабочей силы (трудовых ресурсов), соответствующую системе высокоразвитых товарных отношений.
Несовершенноконкурентный рынок труда возникает в результате монопольной власти одной из сторон. Со стороны спроса источником монопольной власти выступает монопсония, а со стороны предложения – профсоюзы.
Монопсония – один покупатель на рынке труда – возникает при условиях:
1. Наличие одного градообразующего предприятия.
2. В результате создания союзов предпринимателей, в рамках которых принимаются соглашения о единой политике в области заработной платы.
3. В результате концентрации производства, когда фирма становится единственным нанимателем рабочей силы.
Монопсония приводит к тому, что ставки заработной платы устанавливаются еще нище, чем в условиях равновесия на конкурентном рынке, а занятость снижается. При монопсонии предельные издержки(MRCL) всегда больше, чем ставка заработной платы, по которой нанимается данное количество труда.
В целях максимизации прибыли фирма будет следовать правилу: MRC=MRP. Пересечение кривых предельных издержек (MRС) и предельной доходности ресурса (MRP) обусловит рыночное равновесие фирмы-монопсониста. При этом число занятых составит LM, а ставка заработной платы — WM. Таким образом определяя выгодный для себя объем труда и ставку заработной платы. Такое равновесие обеспечивает максимальное количество труда на рынке. В случае если бы данный график иллюстрировал совершенную конкуренцию, равновесие установилось бы в точке пересечения кривых спроса и предложения труда. В результате количество занятых составило бы Lск, а заработная плата — Wск.
Профсоюз – организация наемных работников, которая создается, чтобы представлять интересы работников при заключении контрактов с работодателями относительно ставок заработной платы и условий труда. В экономической теории профсоюза рассматриваются как источник монопольной власти со стороны предложения труда.
Цель профсоюзов – повысить уровень благосостояния членов профсоюзов, как правило: увеличение заработной платы, улучшение условий труда. Добиваясь этой цели, профсоюзы могут воздействовать на рынок труда: сокращать или расширять спрос, либо ограничивать предложение.
Выделяют 2 вида профсоюзов:
1. Цеховый – закрытый – объединяет работников одной профессии.
2. Отраслевой – открытый – объединяет работников отрасли в целом.
ОБЪЯСНЕНИЕ ГРАФИКА (Кривая спроса на рабочую силу (DL) отражает предельные доходности фирм, конкурирующих за приобретение рабочей силы на данном рынке труда. Кривая предложения рабочей силы (SL) показывает, как работники предлагали бы свой труд, если на рынке не существовало бы монопольной власти профсоюза. В условиях совершенной конкуренции равновесная ставка заработной платы составила бы W ск и было бы нанято Lск рабочих. Поскольку профсоюз обладает монопольной властью, то профсоюз может выбрать любую ставку заработной платы и соответствующее количество труда. Если бы профсоюз максимизировал количество нанятых работников, то он выбрал бы ситуацию, соответствующую конкурентному равновесию. Если же профсоюз намерен максимизировать ставку заработной платы, то он пойдет путем ограничения количества своих членов. Профсоюз выбирает количество нанимаемых работников таким образом, чтобы его предельный доход (дополнительная заработная плата) равнялся дополнительным издержкам по привлечению его членов к работе. На рисунке это соответствует ситуации, когда кривая предельного дохода (mr) пересекает кривую предложения. В результате в условиях монопольной власти профсоюза будет нанято LM работников, заработная плата которых составит Wm.)
На современных рынках труда часто сильные и организованные профсоюзы сталкиваются с не менее сильными и организованными работодателями. Рассмотрим ситуацию двусторонней монополии, ситуация, когда работодатель является единственным покупателем труда (монопсонистом), а продавец труда (профсоюз) обладает монопольной властью.
Кривая SL представляет собой предложение труда, а кривая DL - спрос фирмы на рабочую силу. Если бы на рынке труда существовала совершенная конкуренция, то равновесная ставка заработной платы составила бы Wск, а количество нанятых работников - L ск. На неконкурентном рынке труда монопсонический наниматель, руководствуясь правилом MRP= MRC, будет стремиться к установлению заработной платы WH, которая ниже конкурентной равновесной ставки, нанимая при этом LM работников. Ставка заработной платы не может опуститься ниже этого уровня, поскольку и так является наихудшим для работников вариантом. Профсоюз рассматривает кривую спроса DL как отражение политики фирмы по найму работников в зависимости от ставки заработной платы. Кривая MR на графике характеризует дополнительную зарплату, которую профсоюз обеспечивает своим членам по мере роста численности нанимаемых работников. Кривая SL отражает для профсоюза предельные издержки на персонал. Профсоюз будет настаивать на какой-то сверхравновесной конкурентной ставке заработной платы WП. При этом ставка заработной платы не может подняться выше, так как иначе для монопсониста предельные издержки труда превысят предельные доходы от него. Таким образом, при незначительном различии в численности нанимаемых работников прослеживаются существенные различия в оплате труда в политике профсоюза и фирмы-работодателя. Нельзя сказать определенно, какая из этих двух возможностей (WM или WП) реализуется. Скорее всего, результат будет промежуточным и ставка заработной платы установится где-то между WM и WП. Сторона, обладающая большей силой и более эффективной стратегией, будет способна принудить оппонента принять ставку заработной платы более близкую к той, на которой она настаивает.
Вар2
Рынок несовершенной конкуренции – механизмы саморегуляции работают не в полной мере. Общие черты данного рынка:
Значительная доля рынка (или обособленного сегмента) у отдельных производителей,
Наличие барьеров для проникновения в отрасль
Неоднородность продуктов
Несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
Существуют разные виды несовершенной конкуренции, в них преобладают определённые черты. Например: в монополистической конкуренции – неоднородность продукции, олигополия – значительная доля рынка у некоторых производителей, монополия – непреодолимые барьеры.