Влияние изменений дохода и цен
Мы видели, что бюджетная линия зависит от дохода и цен на товары —Рр и P0 Однако доходы и цены часто меняются. Посмотрим, что происходит при этом с бюджетной линией.
Изменения дохода. Что произойдет с бюджетной^ линией, когда меняется доход? Из уравнения линейной функции (рис. 3.9) следует, что при изменении дохода меняется длина отрезка, отсекаемого на вертикальной оси, но угол наклона остается неизменным (так как цена ни одного из товаров не изменилась). На рис. 3.9 показано, что при удвоении Дохода (с 40 до 80 долл.) бюджетная линия сдвигается вправо (от линии Li к линии L2). Отметим, однако, что L2 остается параллельной li. При желании женщина может удвоить закупки как продуктов питания, так и одежды. Если же ее доход сокращен наполовину (с 40 до 20 долл.), бюджетная линия смещается влево (от Li к La).
Изменения цен. Что произойдет с бюджетной линией, если цена одного товара меняется, а цена другого остается без изменения? Мы можем использовать уравнение С = (1/Рс) — (Pp /Рс) F, чтобы описать влияние изменения цены продуктов питания на бюджетную линию. Предположим, цена продуктов питания F снижается наполовину, с 1 до 0,5 долл. Тогда отрезок, отсекаемый на веР™-калькой оси, останется неизменным, но угловой коэффициент изменится с —pf/Pc = 1 ДОЛЛ./2 долл. = j до
0,5 долл./2 долл. ^ _ J- . На рис. 3.10 мы получаем но-
20 40 60 30
Продукты пцтания.единиц
Рис. 3.9. Влияние величины дохода на бюджетную линию
вую бюджетную линию Lg путем вращения первоначальной линии li против часовой стрелки относительно точки пересечения с вертикальной осью. Человек, который потребляет только С (одежду), а не F (продукты питания), не подвержен изменению цены. Однако человек, закупающий существенное количество продуктов питания, значительно увеличивает свою покупательную способность. В действительности максимальное количество продуктов питания, которое он может закупить, удвоилось в результате снижения их цены.
С другой стороны, когда цена продуктов питания удваивается с 1 до 2 долл., бюджетная линия вращается по часовой стрелке к линии Ls, так как покупательная способность снижается. И вновь человек, который потребляет лишь одежду, не будет подвержен влиянию роста цен на продовольственные товары.
Что произойдет, если обе цены (и на продукты питания, и на одежду) меняются, но меняются так, что соотношение цен остается неизменным? Так как угловой коэффициент бюджетной линии равен отношению цен, угол наклона остается тем же самым. Наклон бюджетной
20
60 30
Продукты питания,единиц
Рис. 3.10. Влияние изменения цен на бюджетную линию
линии должен сдвинуться так, что новая линия останется параллельной старой. Например, если цены обоих товаров снижаются наполовину, то наклон бюджетной линии не изменяется, но оба отрезка на осях увеличиваются вдвое и бюджетная линия перемещается вправо.
Это говорит нам кое-что об определяющих факторах покупательной способности потребителя — его способности приобретать товары. Покупательная способность определяется не только доходами, но и ценами. Например, покупательная способность может удвоиться как из-за роста дохода в 2 раза, так и из-за снижения цен всех товаров в 2 раза.
В заключение посмотрим, что произойдет, если возрастет в 2 раза и цена на оба вида товаров, и доход потребителя (это может случиться в экономике, подверженной инфляции). В связи с тем что обе цены удвоились, соотношение цен не изменилось и, следовательно, не меняется и наклон бюджетной линии. Так как цена одежды удвоилась точно так же, как и доход, максимальное количество, которое может быть куплено, остается неизменным.
То же самое происходит и с продуктами питания. Значит, инфляция, при которой все цены и уровни дохода поднимаются пропорционально, не повлияет ни на покупательную способность, ни на бюджетную линию.
Потребительский выбор
Изучив предпочтения и бюджетные ограничения потребителя, мы теперь можем показать, как отдельные потребители выбирают, сколько товаров каждого вида закупить. "Мы предполагаем, что потребители делают такой выбор рациональным путем. Под этим мы подразумеваем, что они выбирают товары так, чтобы достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном ограниченном бюджете.
Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен отвечать двум требованиям. Во-первых, он должен находиться на бюджетной линии. Чтобы понять, почему это так, заметим, что любой набор потребительских товаров слева или ниже бюджетной линии оставляет неизрасходованной некоторую часть дохода, которая могла бы увеличить удовлетворение потребностей потребителя. Конечно, потребители могут, — а иногда так и поступают, — отложить часть доходов для будущего потребления. Но это значит, что выбор сделан не просто между продуктами питания и одеждой, а между продовольствием и одеждой в настоящее время и в будущем. Здесь мы упрощаем ситуацию, предполагая, что весь доход расходуется в настоящее время. Отметим, что любой набор потребительских товаров и услуг справа и выше бюджетной линии не может быть закуплен в рамках имеющегося дохода. Таким образом, выбор возможен только из совокупности наборов, расположенных на бюджетной линии. Второе важное условие состоит в том, что оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии.
В нашем примере с одеждой и продуктами питания, как и с любыми видами товаров, мы можем графически проиллюстрировать решение проблемы потребительского выбора. На рис. 3.11 три кривые безразличия дают описание предпочтений человека относительно продуктов питания и одежды. Вспомним, что среди трех кривых самая крайняя Из дает наибольшее удовлетворение, кривая Иа дает следующую степень удовлетворения, а кривая hi — наименьшее.
Во-первых, заметим, что точка В на кривой безразличия И) не является наиболее предпочитаемым выбором,
T
ю
20
Продукты питания, единиц
Рис. 3.11. График максимизации удовлетворения потребностей потребителя
потому что перераспределение дохода, при котором больше тратится на продовольствие и меньше на одежду, может увеличить степень удовлетворения потребностей. В частности, передвигаясь к точке А, потребитель расходует то же количество денег и достигает более высокого уровня удовлетворения потребностей, ассоциируемого с кривой безразличия И2. Во-вторых, набор потребительских товаров и услуг справа и выше кривой безразличия И2, например в точке С на кривой безразличия Из, обеспечивает еще более высокий уровень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть достигнут при существующем доходе. Следовательно, точка А максимизирует удовлетворение потребностей потребителя.
Отсюда мы видим, что набор, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей, должен лежать на пересечении самой высокой кривой безразличия с бюджетной линией. Точка А представляет собой точку пересечения кривой безразличия Ид и бюджетной линии. На точке А наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия. Так как предельная норма замещения представляет собой отрицательную величину углового коэффициента кривой безразличия, мы можем сказать, что максимальное удовлетворение потребностей (при за-
данном бюджетном ограничении) достигается в точке, где
MRS = IV/Pc.
(3.3)
\
Результат очень важен: удовлетворение максимизируется, когда предельная норма замещения (F на С) равна соотношению цен (F и С). Таким образом, потребитель получает максимальное удовлетворение своих потребностей, устанавливая потребление товаров F и С таким образом, чтобы MRS равнялась соотношению цен. Другими словами, норма, при которой потребитель готов заменить продовольствие на одежду, должна быть равна рыночной норме, при которой эта замена возможна.
Условие, приведенное в уравнении (3.3), представляет собой пример определенного рода условий оптимальности в экономике. В данном примере максимизация достигается, когда предельная выгода, т. е. выгода, связанная с потреблением одной дополнительной единицы продовольствия, равна предельным (маржинальным) издержкам. Предельная выгода измеряется MRS. B точке А она равняется '/2 (в этой точке на бюджетной линии PF= I и Рс =2), что означает, что потребитель должен отказаться от '/2 единицы одежды, чтобы получить 1 единицу продуктов питания. В этой же точке предельные издержки измеряются величиной углового коэффициента бюджетной линии, она также равна '/2, потому что затраты на приобретение одной единицы продовольствия окупаются при отказе от затрат на '/2 единицы одежды.
Если MRS меньше или больше указанного соотношения цен-, максимум не достигается. Сравните точку В на рис. 3.11 с точкой А. В точке В потребитель приобретает 10 единиц продуктов питания и 15 единиц одежды. Соотношение цен (или предельных издержек) равно '/2, потому что продовольствие стоит 1 долл., а одежда — 2 долл. Однако MRS (или предельная выгода) больше '/2 (она равна примерно 1). В итоге потребитель готов заменить одну единицу продовольствия единицей одежды, не снижая удовлетворения своих потребностей. Так как продукты питания дешевле одежды, в его интересах закупить больше продовольствия и меньше одежды. Если потребитель закупает на одну единицу одежды меньше, то, например, 2 долл. могут быть израсходованы на покупку двух единиц продовольствия, когда нужна одна единица, чтобы поддержать удовлетворение его потребностей на прежнем уровне.
Перераспределение бюджета продолжается подобным образом (это соответствует движению вдоль бюджетной линии) до тех пор, пока мы не достигаем точки А, потому что на А соотношение цен '/2 равняется такому же соотношению MRS. Это означает, что потребитель готов пожертвовать одной единицей одежды ради двух единиц продуктов питания. Только тогда, когда MRS = '/2 = pf/Pc, может быть достигнуто максимальное удовлетворение потребностей потребителя.